30-летний юбилей Конституции: везде флаги, президент встречается с судьями конституционного суда. Глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников (один из соавторов поправок в Конституцию в 2022 году) дал большое интервью и заявил, что «в отличие от «сталинской» и «брежневской», действующая Конституция - прямого действия, и законы ей не могут противоречить; а разрешением таких противоречий занимается Конституционный суд». Он добавил, что «в ближайшие 10 лет Конституция России не будет нуждаться в изменениях», по его мнению.
Сергей Михеев: Было время, когда этот день был выходным. Я уважаю нашу Конституцию, хотя к её первоначальному написанию была масса вопросов, кое-какие и сейчас остаются, но поправки, которые были внесены в последний раз, вполне уместны. Надо в неё вносить новые поправки или не надо - покажет время. Я бы надолго не загадывал, потому что никто не знает, что будет через 10 лет. 10 лет назад мы могли себе представить нынешнюю ситуацию? Теоретически – да, а практически многие вещи были непредсказуемы. Согласен с тем, что Конституция - не тот документ, который каждый год надо менять, дополнять, дописывать и переписывать, потому что она потеряет свой фундаментальный характер.
Конституция - основной закон, без которого не живет ни одно государство. Мы отмечаем этот день как день уважения к основному закону. Трогать Конституцию по каждому поводу не стоит, но жизнь покажет.
Мы с Алексеем Мартыновым в программе «Угол зрения» обсуждали: в 2014 году внесены поправки о включении Крыма и Севастополя, в прошлом году внесены поправки о включении новых регионов.
Сергей Михеев: Я на это и намекаю.
Вы намекаете Павлу Крашенинникову, что на 10 лет загадывать не надо?
Сергей Михеев: Я высказываю свое мнение, что невозможно точно сказать, что будет через 10 лет. Надеюсь, что всё будет только лучше, но ситуация меняется, порой очень быстро.
Важное заявление сделала Валентина Ивановна Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ. «Единая идеология в Конституции не нужна», - считает она. «Ее обновленная редакция подтверждает это своим содержанием». Об этом она заявила в ходе интервью гендиректору ТАСС Андрею Кондрашову. Она назвала «модным философским трендом» рассуждение о том, что в стране должна быть какая-то идеология. Вместе с тем Валентина Ивановна считает, что это полезная дискуссия. Идеология в последних поправках, в том числе 2020-го года, уже заложена.
Сергей Михеев: В том, что это полезная дискуссия, я с Валентиной Ивановной полностью согласен. Но у каждой дискуссии должен быть результат. Само слово «идеология» мне не нравится. Считаю, что засорение языка огромным количеством иностранных слов часто уводит нас от реальных смыслов. Слово «идеология» с годами приобрело отрицательное звучание: что-то плохое, нехорошее. Можно заменить словом «ценности», «мировоззрения».
Если говорить о конкретном высказывании насчёт идеологии: разве есть готовый документ идеологии, чтобы его куда-то включать? Общие контуры понятны, но дискуссии чёткую и однозначную форму еще не приняли. Иногда специально тормозят, а иногда это естественный процесс. Когда примут, тогда и посмотрим. Некоторые ценностные (не идеологические) поправки были включены в Конституцию некоторое время назад - и это хорошо, хотя я бы некоторые акценты сделал более прямыми. Надо ли что-то еще включать в Конституцию? Это вопрос. Может быть какие-то доктрины… Есть же внешнеполитическая доктрина - она может меняться в зависимости от обстоятельств. Может быть и культурная доктрина.
Может быть свод неких ценностей по поводу культуры, образования, национального единства. Почему бы и нет? Считаю, что здесь нет заиндевевших навсегда форм. Напомню Вам, что Конституция в России появилась исторически не так давно. Есть ли страны, которые живут без конституции? Есть. Можно жить, варьируя разные формы законодательства? Можно. Поэтому под конституцией как основным законом могут быть какие-то своды правил. Это как есть закон, а есть подзаконные акты, которые что-то разъясняют, дополняют, детализируют. Почему бы и нет? Я считаю, это вполне возможно. Что-то разъяснять придется, потому что жизнь идет, и это живой процесс.