Cогласно древнеегипетским верованиям, мир населен людьми, духами умерших людей, богами и богинями и множеством различных доброжелательных и злобных сущностей,чья природа неуловима и неясна. Последняя категория существ привычно носит имя “демоны”, данное ей ещё греками.
Знания о них, наука о том, как не только защититься от них- но и использовать в своих интересах (магия), имела решающее значение для повседневной жизни древних египтян...
Демонические сущности, подобные множеству египетских богов и богинь, исчислялись тысячами. Из текстов нам известно более 4000 демонов. В отличие от египетского пантеона, у демонов не было храмов или культов. Но они фигурировали во всех произведениях заупокойной литературы, например, в "Книге двух путей", "Книге мертвых" и " Книге врат".
Только в эпоху Среднего царства (2030 г. до н.э. – 1640 г. до н.э.) египетские художники начали изображать демонов. Однако, описания этих существ мы находим уже в древнейшем из известных религиозных сочинений, "Текстах пирамид" эпохи Древнего царства (ок. 2649 г. до н.э. – 2130 г. до н.э.). Несмотря на множество изображений на амулетах, волшебных палочках и иллюстраций в древних текстах, демоны часто были безымянными. Иными словами, известны обликом, но неподвластны...
Часто демоны были антропоморфны по внешнему виду или представляли собой гибрид человека и животного, варьируясь от черепахоголовых и с человеческим телом до змееголовых и с человеческими руками, держащими клинки. Многие демоны были "смесью" различных животных. Хотя “официальной” иерархии среди множества демонов, выявленных на данный момент, нет, демоны принадлежали к двум разным классам: странников и стражей.
Часто считавшиеся ответственными за болезни, несчастья, деяния высших божеств и “то, что происходит ночью”, блуждающие демоны были тесно переплетены с повседневной жизнью Египта. Хотя странствующие демоны часто путешествовали между мирами по приказу высшего божества, они также действовали по собственной воле и, таким образом, получили характеристику своевольных, и, соответственно, злобных.
В свите богини Сехмет служат многочисленные демоны, насылающие всяческие болезни на грешников. Однако, если грешник отвратился от неправедных дел своих, богиня проявляет милосердие и исцеляет.
Среди странствующих демонов были "причиняющий головную боль" , "Тот, кто напитает червями", "Тот, кто портит рыбу". Как видно из их эпитетов, странствующие демоны часто были олицетворением определенной болезни или худого происшествия.
Демоны-стражи часто изображаются охраняющими различные врата, порталы и двери ( это синонимы, верно???))). Их имена соответствуют этой функции: "Неусыпающий", "Озаряющий, чтобы Видеть" или "Тот, у кого бдительное лицо".
Демоны-стражи просто выполняли свои обязанности и, как правило, действовали не по собственной воле. В отличие от демонов-скитальцев, демоны-стражи не путешествовали между мирами и не вмешивались в повседневную жизнь. Однако, как только человек достигал загробной жизни, эти демоны брали на себя менее привлекательную роль для неподготовленных.
Чтобы войти в нужные участки Иного Мира, человеку, как правило, необходимо знать имя демона. Невежда и грешник недостоин вечности. В конечном итоге, даже если он обманом прошёл все врата, его участь- пасть чудовища Аммат.
Защита от определенных демонов и их обуздание осуществлялись в форме заклинаний, амулетов и волшебных палочек. Из этих вышеупомянутых форм защиты волшебные палочки являются одной из самых характерных магических реликвий Египта:
Изготовленные из кости гиппопотама и украшенные заклинаниями, которые применялись во время беременности и на ранних стадиях жизни, эти палочки были доступны исключительно избранным (известно, что их найдено всего 230 штук).
Тем, кто не обладал достаточными привилегиями ( деньгами и статусом) для владения волшебными палочками, можно было использовать общеизвестные формулы заклинаний и символов для защиты от множества бродячих демонов.