Яркий самолёт Ту-22 и весь советский сверхзвук — оглавление
На днях на Международном конгрессе по аэронавтике сотрудник ЦАГИ Сергей Чернышев опубликовал изображения планируемого сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС):
На самом деле изображения этой машины мелькали и раньше — вот, например, из публикации в журнале «Авиасоюз» от 5 августа 2022 года:
Демонстрация работы над этой темой выглядит бравым «есть!» в ответ на слова премьера. Вот новости от 20 января 22-го:
"Михаил Мишустин, премьер-министр России, во время посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества заявил, что Россия должна стремиться к создания сверхзвукового самолета. Информацию сообщает РИА Новости."
А что мы видим по факту? Две мало связанных между собой картинки на одном стенде:
Во-первых, что это за чёрная наклонная линия на хвостовой части первой модели? Очень напоминает цельноповоротный стабилизатор, характерный для сверхзвуковых машин. Но вторая модель — бесхвостка, стабилизатора не видно. Во-вторых, киль. Может, так свет падает, но мне кажется, что у первой машины он стоит строго вертикально, как у тех же Ту-22, Ту-22М, Ту-160.
А у второй машины два киля, причём стоящих под такими углами, что это уже, скорее, V-образное оперение с углом развала порядка 60°. То есть кили в бóльшей степени работают как кили (на путевые стабилизацию и управление), в меньшей — как стабилизатор (на продольные — по тангажу — стабилизацию и управление).
В-третьих, крыло. На рисунке второй модели чётко видно крыло типа «чайка» — изломанное во фронтальной проекции, корневые части имеют положительное поперечное «V» (поднимаются вверх), концевые — нулевое (идут горизонтально). У первой же модели плавная, без резких изломов передняя кромка с плавно уменьшающейся стреловидностью.
В-четвёртых, вопросы вызывает размещение двигателей на обеих моделях. Нет, размещение вверху на хвосте встречалось и раньше — например, на Ту-22:
Но у самолёта Ю фюзеляж круглого сечения и не затеняет воздухозаборники двигателей так жёстко, а компоновка нового СПС — нечто среднее между классической и интегральной, и воздухозаборники с виду находятся в довольно жёсткой аэродинамической тени фюзеляжа, в центре плоской «спины». Что в них будет попадать на больших углах атаки?
Пытаюсь вспомнить серийные сверхзвуковые самолёты с воздухозаборниками на спине — и не могу. Везде либо по бортам, либо на брюхе:
Ибо прокормить двигатели воздухом на малых скоростях полёта и больших углах атаки, особенно на сверхзвуковых самолётах с их длинными горлами воздухозаборников — задача не из простых. Воздухозаборники Ту-22М и Ту-144, например, усеяны створками подпитки, которые открыты на малых скоростях — при большом разрежении в канале. Чтобы дополнительно усложнять эту задачу — нужны какие-то веские причины и очень хитрые решения.
Вопрос следующий: кому СПС нужен? «Конкорд» летал до начала XXI века, когда мир ещё не перешёл на электронный документооборот. Сейчас же, особенно после известных событий 2020 года, не то что сделки и совещания — значительная доля работы перешла в Сеть. Той нужды летать быстро за многократную переплату, что была хотя бы 20 лет назад — нет.
Летать массово, чтобы окупался самолёт на 100 и более мест — тем более нет. Поэтому даже рисунке даже задуманного СПС всего 7 пар иллюминаторов — это по сути административный самолёт. Но такая машина не была создана в прошлом веке, когда для этого был максимум ресурсов, ещё меньше шансов её увидеть сейчас. В 1980-е серийно выпускался весьма удачный Ту-22М3 с двигателями НК-25, а для Ту-160 были созданы более удачные, тихие и экономичные, НК-32, которыми много лет уже пытаются переоснастить Ту-22М3.
Самолёт пригоден для эксплуатации с самых обычных аэродромов и в случае выпуска на его базе пассажирского был бы с ним унифицирован. Было бы это кому-нибудь надо... А чтобы просто покататься на сверхзвуковом самолёте как на аттракционе — существуют частные истребители. За полмиллиона рублей или похожую сумму в иной валюте вас свозят на сверхзвук хоть на МиГ-29, хоть на Су-27.
Таким образом, представленная на конференции информация не говорит совершенно ни о чём. Описанный «раздрай» с компоновками одной и той же машины нормален — порой серийный самолёт по сравнению с опытным менялся до неузнаваемости. Только вот берут сомнения в самом факте разработок — скорее, люди, способные спроектировать сверхзвуковой самолёт, занимаются чем-то другим, а их работу прикрывают «левой» информацией. Благо для военных всегда есть что проектировать — за прошедшие 30 лет по сути создан лишь Су-57, а незакрытых задач ещё много — тот же ПАК ДА. Вот у него увидеть небо шансов куда больше.
На сегодня всё. Обновления канала помимо ленты Дзена, которая в последнее время работает очень странно, можно увидеть в Телеграм-группе «Всё, что движется»:
Свежие публикации:
Камера сгорания и форсунка реактивного двигателя АИ-25 (видео)
Труженик электродвигатель, часть 28. Питание цепей управления (статья)
— — — — — — —