Сезон чудес. СССР, 1985. Режиссер Георгий Юнгвальд–Хилькевич. Сценарист Сергей Абрамов (по собственной повести "Потому что потому"). Актеры: Арунас Сторпирштис, Лариса Шахворостова, Борис Шувалов, Иван Агапов, Игорь Дмитриев, Торопов, Борис Моисеев, Михаил Боярский, Алла Пугачёва и др. 15,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Георгий Юнгвальд–Хилькевич (1934–2015) известен зрителям прежде всего своими «мушкетерскими» фильмами, но и его фривольные «Опасные гастроли» имели большой успех. И, разумеется, не только из–за легкого водевильного жанра, но и из–за бенефисного участия и песен Владимира Высоцкого. За время своей долгой кинокарьеры Георгий Юнгвальд–Хилькевич поставил 22 фильма, три из которых («Опасные гастроли», «Дерзость», «Сезон чудес») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Герой музыкально-развлекательного фильма Г. Юнгвальд-Хилькевича «Сезон чудес» — художник, отсюда в его жизни мешаются сны и явь, реальность и фантазия. Его окружают Алла Пугачева и Михаил Боярский, прекрасная природа и милые детишки. И музыка, музыка...
Увы, главный герой получился на редкость безликим, а вместо гармонии музыки, цвета, танцев и света можно лицезреть лишь мешанину разностильных эпизодов, претендующих на многозначительность притчи...
В этой музкомедии звучали песни Аллы Пугачевой, что, собственно, и было одной из основных приманок этой ленты.
Киновед Александр Федоров
Сегодня это далеко не самый известный фильм Георгия Юнгвальд–Хилькевича, но некоторые зрители его всё ещё помнят.
«За»:
«Это очень яркий и позитивный фильм. Не только из–за участия в нём Аллы Пугачёвой и Михаила Боярского. Это очень светлый и добрый фильм, яркий, красочный, где великолепная, я бы даже сказал, волшебная музыка Юрия Чернавского очень органично вписывается и дополняет каждый эпизод. Я бы даже сказал, что она как бы (так же, как и звучащие там не менее великолепные и волшебные песни на стихи Леонида Дербенёва) проистекает из эпизода, ведя зрителей дальше по сюжету, и по окончании вводит нас в следующий эпизод. … Фильм замечательный. Такой музыкальный кинопраздник создали Георгий Юнгвальд–Хилькевич и вся съёмочная группа фильма» (Д. Гринцевич).
«Очень даже неплохой фильмус. Прямо так, чтобы вот именно кино, я бы его не назвал, но смотрится это очень даже неплохо. Правда, я его смотрел только исключительно в армии, а там конечно совсем другое восприятие, да и привозили нам его раз десять, не меньше, может, из–за этого и полюбился. Но воспоминания самые приятные. И наплевать, что нет сюжета, завязки развязки, что вообще ничего нету. Всё это мы в других фильмах посмотрим. А тут главное – классные песни и общая атмосфера, создаваемая этими песнями. И Пугачёва ещё пока не раздражает, и Боярский как всегда хорош. И даже Боря Моисеев на подтанцовке не вызывает тошноты. В общем, ставлю этому странному фильму абсолютную пятёрку» (В. Иванов).
«Против»:
«Слабый фильм, какой–то пустой. Нет сюжета, а какая–то говорильня с популярными песнями. Юмор тоже ниже плинтуса, как говорится» (Санти).
«Нужно было как–то слепить несколько песен, ну, и придумали такой скучный и глупый сюжет. Конечно, Алла Пугачева тут королева, трио "Экспрессия" тоже элегантно, но главные герои – это мрак. Особенно девушка. У нее два достоинства: красивые волосы и умение мотать головой. Но никакой природной грации, осанки, умения танцевать, ну ничего нет!» (М. Морская).
«Как можно такое творить? Бессмыслица. Это должно вызывать смех? Фильм ревю «Как стать звездой» хотя бы смешной и без претензии на сюжет. А здесь жалкие потуги на якобы сюжет» (Маривавна).
«Когда смотришь "Сезон чудес", не верится, что Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн разрабатывали понятие «ракурс» и визуальную эстетику кино ещё в 20–е годы. Создаётся впечатление, что Юнгвальд–Хилькевич стал снимать собственные фильмы, посмотрев лишь "Политого поливальщика" и прогуляв все лекции по истории киноискусства. Работ коллег он тоже никогда не видел, наверное. Фильм держится лишь на музыке Ю. Чернавского и пении Пугачёвой и Боярского. Эстрадная певица оказалась лучшей актрисой, чем профессионалы, а поющий актёр спел лучше, чем сыграл» (С. Зонг).
Киновед Александр Федоров
Антон Иванович сердится. СССР, 1941. Режиссер Александр Ивановский. Сценаристы Георгий Мунблит, Евгений Петров. Актеры: Николай Коновалов, Людмила Целиковская, Павел Кадочников, Татьяна Кондракова, Тамара Глебова, Тамара Павлоцкая, Сергей Мартинсон и др. 15 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Ивановский (1881–1968) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых (Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и «Сильва», «Укротительница тигров») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Музыкальная комедия «Антон Иванович сердится» вышла на экраны СССР в августе 1941 года, когда линия фронта приближалась уже к Смоленску и Харькову. Значительная часть населения страны оказалась в оккупации, поэтому число зрителей фильма Александра Ивановского «Антон Иванович сердится» (даже с учетом ее показа в воинских училищах и частях) оказалось меньше, чем у его предыдущей «Музыкальной истории», собравшей в 1940 году без малого 18 млн. зрителей.
Из–за практического отсутствия идеологической составляющей комедию «Антон Иванович сердится» немецкие оккупационные власти показывали в кинозалах на захваченной ими советской территории как осенью 1941 года, так и в 1942 году.
Советские кинокритики оценивали эту комедию, как правило, положительно, отмечая «свежее и живое исполнение молодыми актёрами… музыкально–разговорных эпизодов и вдумчивый, доброкачественный отбор музыкального материала» (Стоянов, 1947).
Киновед Ростислав Юренев (1912–2003) писал, что комедия «Антон Иванович сердится» «развивала один из второстепенных конфликтов «Музыкальной истории» — борьбу сторонников серьезной и легкой музыки. … Фильм «Антон Иванович сердится» (1941) давал правильный ответ на этот «вечный» вопрос. Хороша бывает и серьезная и легкая музыка, если она написана талантливо, добросовестно, мастерски и когда играется соответственно времени, месту и настроению слушателей. Несложность этой идеи искупалась ясностью и определенностью ее выражения, а также веселостью характеристики положительных героев и хлестким обличением обывателей и музыкантов–формалистов. Н. Коновалов играл профессора консерватории Антона Ивановича, который сердился на то, что его дочь влюбилась в композитора легкого жанра. Повторяя в основном краски, найденные для образа Македонского, артист легко и остроумно рисовал и гнев, и трогательную преданность своего героя музыке Баха. Его дочь легко и забавно играла Л. Целиковская, ставшая одной из любимейших лирических героинь советского кино. П. Кадочников смешно, но без нажима сыграл милого, одаренного и, конечно, рассеянного композитора. Основной же удачей фильма был образ композитора Керосинова. Окруженный ничего не смыслящими в музыке почитательницами, драпируясь в тогу служителя чистого искусства, бездарный штукарь Керосинов в исполнении Сергея Мартинсона вырастал в собирательный образ псевдохудожника, далекого от интересов народа приспособленца, которому дороги в искусстве только личный успех да гонорары» (Юренев, 1959).
С мнением Р.Н. Юренева была согласна и кинокритик Ирина Шилова (1937–2011): «Избрав водевильный сюжет, насыщенный недоразумениями, любовными перипетиями, смешными коллизиями, создатели фильма нашли выход из спора: не музыка Баха конкурирует с “Весенней песней“, но шутливая тирада классика, явившегося во сне профессору консерватории Антону Ивановичу Воронову, открывает дорогу плюрализму, дозволяет желанное разнообразие. Успех картины во многом был предопределен дебютом замечательной актрисы Людмилы Васильевны Целиковской» (Шилова, 1989).
Нынешние зрители по–прежнему любят эту киноленту:
«Фильм чудесный. Ивановский снял умопомрачительно смешную комедию и притом непогрешимо музыкальный фильм» (Игого).
«Как всегда, гениален Мартинсон. Его Керосинов – тонкая пародия на Дмитрия Шостаковича. "Физиологическая симфония" в четырех пароксизмах – это чудо. "Бум" – это действительно финал оперы "Нос"» (Павел).
Киновед Александр Федоров