Неуловимый Ян. СССР, 1943. Режиссеры Исидор Анненский, Владимир Петров. Сценаристы Ольга Зив, Александр Столпер. Актеры: Евгений Самойлов, Евгения Горкуша, Юрий Алексеев–Месхиев и др.
Пятикратный лауреат Сталинской премии режиссер Владимир Петров (1896–1966) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, семь из которых («Петр I», «Неуловимый Ян», «Кутузов», «Без вины виноватые», «Сталинградская битва», «Ревизор», «Спортивная честь») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Режиссер Исидор Анненский (1906–1977) поставил без малого два десятка фильмов, семь из которых («Неуловимый Ян», «Свадьба», «Анна на шее», «Княжна Мери», «Екатерина Воронина», «Матрос с "Кометы"», «Первый троллейбус») вошли в тысячу самых популярных фильмов СССР.
Любопытно, что в 1943 году в связи с выходом на экраны военно-приключенческого фильма «Неуловимый Ян» журнал «Крокодил» опубликовал хлесткую рецензию на эту киноленту. Автором этой статьи был известный в ту пору фельетонист Евгений Бермонт (1906–1948):
«Недавно на экране появилась новая картина Петрова и Анненского, «Неуловимый Ян», и её уже в некоторых газетах успели увить незаслуженными лаврами. Тут я чувствую на себе косой читательский взгляд: — Почему незаслуженными? Опять придираетесь! Режиссёры — вполне заслуженные товарищи... Оператор — заслуженный деятель искусств... Но я упорно стою на своём: — А картина всё-таки незаслуженная!.. — Почему? — Неуклюжая копия обычного американского приключенческого фильма, в котором собраны все штампы ещё с немых времён Гарри Пиля. — А тема?! Борьба чехословацких патриотов с немецкими оккупантами... — Нет такой хорошей темы, которую иной режиссёр не мог бы испортить. … Что же тут на темы ссылаться?! Впрочем, судите сами...
Демонстрируем коллекцию ветхих кинематографических штампов «Неуловимого Яна»:
Штамп № 1. Симпатичный молодой человек в модном пальто (артист Е. Самойлов) неожиданно получает наследство. Правда, не от дядюшки-миллионера, а от патриота-профессора. Наследство, конечно, скуднее американского, как всё в этой копии скуднее, тусклее и плоше оригинала.
Штамп № 2. Юный наследник в элегантной гоночной машине с неведомой, интригующей целью отправляется в путешествие. К сожалению, цель неведома лишь Комитету по делам кинематографии и интригует только артистов Гаркушу-Ширшову и Алексеева-Месхиева, а рядовой зритель разгадывает тайну раньше, чем Самойлов успеет сесть за руль...
Штамп № 3. Молодую эксцентричную девушку (артистку Гаркушу-Ширшову) преследует полиция. Девушка прячется в багажник машины юного наследника и вместе с ним отправляется в неведомое (для актёров и Комитета по делам кинематографии!) путешествие. Кстати, Гаркуша-Ширшова вместо пылкой чешской патриотки пытается играть этакую капризную миллиардерову дочку из голливудского боевика. Конечно, лестно стать Гретой Гарбо, но одного желания для этого, увы, недостаточно.
Штамп № 4. Юный наследник и его голливудская спутница волею обстоятельств (и убогой фантазии режиссуры!) вынуждены ночевать в одном номере гостиницы... Боже мой! Сколько раз мы уже присутствовали в кино при вечернем туалете, совершаемом в столь пикантной обстановке!
И, наконец, штамп № 5. Традиционная для каждого приключенческого фильма бешеная гонка автомобилей. Между прочим, автомобильная гонка в «Неуловимом Яне» напоминает американскую не больше, чем Гаркуша-Ширшова — Грету Гарбо...
Тут я опять чувствую косой взгляд читателя: — Ладно! Итак, всё плохо... Чем же всё-таки объяснить одобрительные рецензии в некоторых газетах? Почему хвалят режиссёров? За что? — Режиссёров хвалят главным образом за борьбу с немецкими оккупантами в Чехии. — Но ведь с немецкими оккупантами в Чехии борются чехи, а не режиссёры этого фильма? — Это и я говорю. (…) Косой читательский взгляд исчезает: — Значит, «Неуловимого Яна» хвалят не за игру актёров, а за борьбу чехов? — Да... И у рецензентов получается так, что борьбу организовали Петров и Анненский, а вдохновила Гаркуша...» (Бермонт, 1943: 6).
В ответ на эту статью «Крокодила» 25 сентября 1943 г. Секретариат ЦК ВКП(б) принял следующее решение: «Об ошибках журнала «Крокодил», где отмечалось, что редакция журнала «допустила ряд грубых ошибок в оценке советских кинокартин, выпущенных в 1943 году. В номере 24 журнала редакция опубликовала развязную и зубоскальную рецензию на кинокартину «Неуловимый Ян». В № 30-31 журнала редакция поместила, по существу, неправильную карикатуру (художника К.Елисеева), которая огульно охаивает деятельность Комитета по делам кино и дискредитирует председателя Комитета. За допущенные ошибки объявить строгий выговор ответственному редактору журнала «Крокодил» т. Г. Рыклину» (Об ошибках…, 1943).
Вот почему в 1950 году победивший «Крокодил» Министр кинематографии СССР Иван Большаков (1902–1980) в своей книге о советских фильмах военного периода писал, что сюжет фильма «Неуловимый Ян» «основан на подлинных событиях. Герой фильма, студент Ян Смудек, — реальное лицо, один из отважных и популярных в Чехословакии борцов против гитлеровских оккупантов. Авторы сценария только обобщили и типизировали описываемые события, сконцентрировав в образе своего героя черты лучших людей Чехословакии, боровшихся за свободу своей родины. Фильм хорошо передает атмосферу этой борьбы и угнетение немецкими фашистами свободолюбивого чехословацкого народа» (Большаков, 1950: 69).
В послевоенные десятилетий «Неуловимый Ян» (в отличие от многих других советских фильмов военных лет) постепенно ушел в тень, и сегодня о нем помнят лишь немногие зрители:
«Мне показалось, что фильм тогда был психологически важен нашему зрителю.
Когда страна оказалась один на один с немецкой машиной, людям очень хотелось знать, что они не одиноки, что кто–то вместе с нами воюет против немцев.
Несмотря на тему войны и оккупации, авторы внесли элемент юмора и романтики» (Павел)
«Росли и воспитывались на таких фильмах. Старались быть похожими на них в смелости и смекалке, доблести и любви к родине, чести и справедливости, любви к жизни... Фильм из разряда шедевров!» (О. Туркин).
Киновед Александр Федоров
Исправленному верить. СССР, 1959. Режиссер Виктор Жилин. Сценарист Даниил Храбровицкий. Актеры: Владимир Гусев, Майя Менглет, Георгий Жжёнов, Григорий Михайлов, Борис Сабуров и др. 15 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Виктор Жилин (1923–2002) поставил семь полнометражных игровых фильмов.
Выйдя из тюрьмы, Андрей хочет жить честно, но это оказалось не так просто…
Сегодняшние зрители относятся к этой ленте, сочетающей элементы детектива и драмы, тепло:
«Очень люблю этот редкий незатертый фильм, напоминает чем–то "Верьте мне, люди" с Лавровым, тоже реабилитация и становление нормальной жизни. Вообще, немножко завидуешь героям этих фильмов: такая любовь, верность, искренность и преданность друг другу у них, что радость на душе при их просмотре» (Марина).
«Особый акцент ставится в этом фильме не на подготовку/совершение преступления, и его последующее искромётное раскрытие, а на показе характеров и внутреннего мира персонажей. Поэтому стилистически "Исправленному верить", по–моему, ближе к "Делу Румянцева", чем, например, к "Делу № 306" (Г. Воланов).
«Случайно попала на этот фильм на городском телеканале. Увидела, что 50-е, моё любимое время... Прекрасно, что черно-белый, как будто пленку своей жизни отмотала. Сюжет не увлек, любовалась актерами - Жженовым, Менглет, Сабуровым, атмосферой той жизни. Довольна» (Ирина).
«Мне тогда было 18. Я был влюблён, весь мир для меня был открыт и доброжелателен, а фильм "Исправленному верить" стал небольшой, но важной частичкой собственной жизни» (Владимир).
Киновед Александр Федоров