Незваный друг. СССР, 1981. Режиссер Леонид Марягин. Сценаристы Дмитрий Василиу, Леонид Марягин. Актеры: Олег Даль, Ирина Алфёрова, Олег Табаков, Наталия Белохвостикова, Наталья Гундарева, Анатолий Ромашин, Всеволод Ларионов, Алефтина Евдокимова, Всеволод Санаев, Иван Рыжов и др. 5,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Леонид Марягин (1937–2003) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, из которых только три («Вас ожидает гражданка Никанорова», «Незваный друг» и «Дорогое удовольствие») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Эта психологическая драма вышла в прокат, увы, уже после смерти гениального Олега Даля (1941–1981), и была тепло встречена кинопрессой.
Кинокритик Феликс Андреев (1933-1998) писал о «Незваном друге» в «Советском экране» так: «Нельзя не сказать о великолепном актерском дуэте, сложившемся в фильме «Незваный друг» – Олег Табаков и Олег Даль, сыгравший в этой картине, увы, последнюю свою роль. Примечательной особенностью фильма стало именно гармоничное взаимодействие в нем двух главных героев. Даже когда одного из них нет в кадре, мы постоянно ловим себя на мысли, что меряем поступки Грекова отношением к ним Свиридова и наоборот. Разумеется, подобный «тандем» был заложен в драматургии ленты. Но воплотить его в живую ткань кинопроизведения позволили высокое мастерство, уважительное и бережное отношение партнеров друг к другу, человечность, помноженная на профессионализм» (Андреев, 1981: 3).
Многие зрители и сегодня очень ценят этот фильм и прекрасную работу Олега Даля:
«Этот фильм в свое время смотрела много раз и с удовольствием. Наверное, потому, что мне очень нравилась лирическая линия – Олег Даль и Ирина Алферова. Оба они здесь красивые и грустные, неприкаянные какие–то, никем не понятые. И снимались здесь еще очень хорошие актеры – Табаков, Ромашин, Евдокимова, Рыжов. Из–за актеров стоит смотреть» (Тамара).
«Фильм можно смотреть бесконечно! Столько мудрости, души, нервов вкладывает Даль во все свои роли! Смотреть на него всегда большая радость. В фильме интересный сюжет и замечательная игра актеров» (Лена).
«Приятный фильм. Немного грустный, но с довольно оптимистичным финалом. Я бы не стал сравнивать этот фильм с "9 дней...", всё–таки, "каждому времени – свой овощ". 60–е – время оттепели, надежды на лучшее, а тут – глухой застой, причём самый что ни на есть его "расцвет". Оба фильма – замечательные, каждый в своём роде, оба – памятники своему времени, так что сравнивать их всё равно, что сравнивать 60–е и начало 80–х. Конфликт во взаимоотношениях Свиридова и Грекова, также, думаю, "не с потолка" взят. Такое было всегда, и в фильме это передано очень точно, так, как могло быть на самом деле, и талантливо, заметьте!» (Кинозритель).
«Как это фильм просмотрели цензоры и он благополучно вышел на экраны? Ну, абсолютно же "антисоветский", в каждом кадре! Вот эта совковая унылость, неприкаянность, эти однообразные кондитерские изделия на полупустых прилавках и жуткого вида бабы–администраторы в гостиницах, идиотские перенимания опыта изготовления дерьмовой продукции, эти ученые, жрущие друг друга, как пайки в банке, предвестники новых русских. Но как органично вписался сюда Олег Даль! Просто необыкновенное совпадение роли и человека! О, великая сила таланта!» (В. Федоровская).
Но есть, конечно, и зрители, которым «Незваный друг» категорически не понравился:
«Блистательному Олегу Ивановичу Далю не повезло... Его последней киноработой стал фильм "Незваный друг". Провальный сценарий, режиссура ниже плинтуса, и целая плеяда великолепных актёров, лишний раз подтверждающая, что актёр – профессия зависимая, и что никакой актёрский талант не сможет спасти бездарного фильма. Не помогает даже то, что Даль здесь играет якобы своего персонажа. В том то и дело, что не своего. Обречённость должна вытекать из природы персонажа и его отношений с окружающими, неприкаянность должна быть "детерминирована" характером. А тут ни природы, ни характера, обречённость ради обречённости, неприкаянность ради неприкаянности, какая–то жалкая самопародия на Печорина, Лаевского, Зилова и Сергея из "Четверга", вместе взятых, на фоне советского конфликта лучшего с хорошим. Думается, сценарист с режиссёром хотели удачно использовать уникальный дар и уникальное амплуа этого артиста, рассчитывая на коммерческий успех картины. Но, видимо, чересчур некоммерческим фруктом оказался этот вечный юноша с датскими корнями и загадочной русской душой, и "срубить по–лёгкому бабки" на его невысказанной боли, на его астеническом синдроме, на этом "нерве, вырванном из зуба", им оказалось не под силу» (Е. Гейндрих).
«Увы, слабый фильм, не зацепил» (Паренек).
Киновед Александр Федоров
Инспектор ГАИ. СССР, 1983. Режиссер Эльдор Уразбаев. Сценарист Александр Бородянский. Актеры: Сергей Никоненко, Олег Ефремов, Никита Михалков, Марина Левтова, Николай Парфёнов, Виктор Ильичёв, Раиса Рязанова, Юрий Кузьменков, Николай Засухин и др. 15,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Эльдор Уразбаев (1940–2012) поставил 15 полнометражных игровых фильмов и сериалов, три из которых («Транссибирский экспресс», «Смотри в оба», «Инспектор ГАИ») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Этот фильмы был поставлен в смешении жанров драмы и комедии и рассказывал о поединке кристально честного инспектора автодорожного движения Зыкина (Сергей Никоненко) и злостного автонарушителя Трунова (Никита Михалков).
Трунов привык пользоваться всеми преимуществами своего служебного положения — ведь не кто-то там, а начальник станции техобслуживания личного транспорта. Интеллигентно-наглый, с иголочки одетый Трунов может себе позволить каждую субботу лететь на самолете в Крым... И каждый день мчаться по шоссе с превышенной скоростью... А вот наивный Зыкин почему-то не желает принимать в расчет связи и знакомства Трунова. И упорно штрафует его за нарушения. Даже водительских прав хочет лишить!
Вот тут Никита Михалков меняет «регистр» поведения своего персонажа. Назидательно-небрежные интонации, ленивая пластика движений, насмешливо-иронический взгляд из-за стекол модных темных очков — всё это сменяется искренним удивлением человека, который не понимает, что от него хотят?
Спасибо авторам фильма — они не стали мгновенно «перевоспитывать» михалковского героя. Но какой-то привычно заведенный механизм ломается в душе Трунова. Видимо, он начинает задумываться о природе «феномена честности» Зыкина. И о том, что магия должности и внешности не всегда срабатывает на 100%...
Фильм «Инспектор ГАИ» привлек зрителей острым дуэтом двух персонажей – честного милиционера в исполнении Сергея Никоненко и «хозяина жизни», смачно сыгранного Никитой Михалковым.
Киновед Александр Федоров
Картина была хорошо встречена публикой и кинопрессой.
К примеру, журналист Александр Аронов (1934–2001) писал в журнале «Искусство кино», что «фильм «Инспектор ГАИ» – попытка построить своеобразную социальную модель, служащую для выявления узких мест в работе общественного организма. Такие модели в нашем искусстве встречаются сегодня все чаще. И помогают они разобраться, как правило, в том, что же такое «езда не по правилам» и почему некоторые отдельно взятые граждане полагают, что имеют на такую «езду» какие–то особые права. …«Инспектор ГАИ» по сути еще одна попытка кинематографа проникнуть в хитросплетение социальной жизни на примере, казалось бы, банальном ситуации из практики милиционера дорожной службы. Попытка тем более интересная, что поначалу авторы стремятся уйти от публицистических деклараций и психологически разработать не только характер, олицетворяющий социальное зло, безнаказанное и словно бы даже на законных основаниях творимое правонарушение, но и характер, олицетворяющий социальное добро, – закон одинаково непреложный для всех. … И пусть финал в какой–то степени выдает желаемое разрешение социальной ситуации за действительное и далеко не на все вопросы, в связи с этой ситуацией возникающие, дает ответы – что, скажем, делать с теми коллегами Трунова (а их ведь куда больше), которые не находят вкуса к теоретическим спорам о том, как следует жить, и на уважение к достойным оппонентам не ловятся? Главное, что в картине «Инспектор ГАИ» ощутимо желание острые социальные вопросы поставить. А ведь фильм, в конечном итоге, и нужен для того, чтобы ставить вопросы, –оставляя право решать их – за жизнью» (Аронов, 1983: 44–45, 50).
Кинокритик Николай Савицкий посчитал, что «картина «Инспектор ГАИ» сделана скромно и на открытие новых художественных горизонтов не претендует. Но поднятые в ней проблемы, бескомпромиссность и публицистический темперамент — целиком в русле сегодняшних общественных настроений» (Савицкий, 1983: 7).
Мое мнение о фильме «Инспектор ГАИ» можно узнать здесь (Федоров, 1984).
Отношение нынешних зрителей к «Инспектору ГАИ» по–прежнему теплое:
«Интересный фильм. Из тех, который смотрел бы еще, да, жаль, конец. Два антипода, две сильные личности. Два равных по таланту актера. Все смотрю с участием Никоненко, смотрю с участием Михалкова. Здесь правда, пусть и горькая, но все же...» (Ирина).
Киновед Александр Федоров