Найти тему

Что такое NPS, или Как повысить лояльность клиентов

Оглавление

Качество продукта и отношение клиентов к компании — это не только повод для гордости (или возможность провести работу над ошибками), но и устойчивая точка роста!

Что клиенты/потребители думают о вашем продукте? Будут ли они совершать повторные заказы или продлевать с вами договор/контракт? Какова вероятность, что заказчики будут советовать вашу компанию/бренд своим знакомым, коллегам и партнерам?

Чтобы найти ответы на эти вопросы и отследить результаты корпоративной работы, нужны специальные исследования. И одной из самых популярных метрик является NPS (Net Promoter Score) или индекс потребительской лояльности.

Что такое NPS, как давно он появился, как его измерять и почему каждой компании необходим сильный клиентский сервис? Разбираемся в этих вопросах вместе с Галиной Журавлевой, директором по клиентскому сервису дата-центров IXcellerate!

Галина Журавлева, директор по клиентскому сервису IXcellerate.
Галина Журавлева, директор по клиентскому сервису IXcellerate.

Кто придумал NPS и для чего он нужен

Методика определения индекса потребительской лояльности (NPS) появилась в далеком 2003 году на страницах журнала Harvard Business Review — в нем рассказывалось про исследования, в ходе которого искали корреляцию между ответами на опросы и поведением клиентов (а именно повторными покупками и рекомендациями).

Автором метрики выступил бизнес-стратег Фред Райхельд, который придумал легко интерпретируемую оценку удовлетворенности клиентов, удобную для сравнения по различным отраслям. Он предложил задавать клиентам всего один вопрос:

«Насколько вероятно, что вы порекомендуете [компанию / продукт / сервис] другу или коллеге?»

Для ответа предназначалась шкала от 0 до 10, где 0 — не буду рекомендовать, а 10 — обязательно порекомендую. Единственное условие — наличие клиентской базы данных с валидными контактными данными.

Как посчитать NPS

Как мы уже писали выше, индекс лояльности вычисляется с помощью анкетирования с вопросом по типу:

Шкала NPS
Шкала NPS

Такой опрос занимает не больше 30 секунд, а проводить его можно по телефону, с помощью бумажной анкеты, а также в онлайн-формате: по электронной почте, на сайте, в соцсетях и т.д.

После получения обратной связи респонденты делятся на 3 категории:

  • 9-10 баллов — «cторонники» (promoters); клиенты-приверженцы компании, которые любят вашу продукцию/услуги и готовы бесплатно делиться информацией о вас со своими приятелями, родственниками, коллегами и т.д.
  • 7-8 баллов — «нейтралы» (passives): «тихие» клиенты, которые пользуются вашими продуктами/услугами/сервисом до тех пор, пока они их устраивают. Не рекламируют вашу компанию на безвозмездной основе и не оставляют негативные отзывы. Могут легко перейти к конкурентам, но грамотная работа специалистов клиентского сервиса, маркетологов и совершенствование продукции/услуг способствует их конвертации в «cторонников».
  • 0-6 баллов — «критики» (detractors): клиенты, которым не понравилось взаимодействие с вашей компанией. Возможно, они оставляли вам отрицательные комментарии, претензии или высказывали негатив на месте.

Далее нужно вычислить NPS по формуле:

Формула NPS
Формула NPS

Или из числа сторонников нужно вычесть критиков, разделить на общее количество участников опроса и умножить на 100%. Таким образом, NPS может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Если индекс равен -100, значит, все ваши клиенты – «критики», а если +100 – «сторонники», но такие ситуации, скорее, исключения, чем правило.

Рассмотрим пример: в опросе приняли участие 1000 человек (100%). 300 из них (или 30%) поставили оценку от 1 до 6 баллов, 100 человек (или 10%) – 7 или 8, а 600 клиентов (или 60%) – оценку 9 или 10. Получается, что из них 300 (30%) «критики», 600 (60%) «сторонники» и 100 (10%) «нейтралы».

Итоговый расчет выглядит следующим образом: 60% («сторонники») - 30% («критики») = 30% — ваш индекс потребительской лояльности NPS.

Как определить лояльность

Как понять, какой индекс NPS хороший, а какой — плохой? Однозначного мнения экспертов на этот вопрос нет, поскольку результаты во многом зависят от ниши, сферы деятельности, региона, канала опроса, рейтинга компании и многих других факторов.

Можно выделить ключевые показатели:

  • от -100 до 0 – это однозначно плохо. Нужно разбираться с имиджевыми проблемами. Возможно, сервис, низкие рейтинги или негативные отзывы портят впечатление клиентов.
  • от 0 до 30 – нормальная оценка. Вам предстоит еще много работы по улучшению клиентского опыта, но вы на правильном пути – ваши пользователи больше довольны, чем расстроены.
  • от 30 до 70 – хорошая оценка: ваших «сторонников» намного больше, чем «критиков»!
  • от 70 до 100 – отличная оценка: аудитория вас действительно ценит и любит, ваши «сторонники» чаще говорят о компании, тестируют новые продукты или услуги и публикуют положительные отзывы.

Как повысить индекс NPS

Индекс лояльности — один из ключевых индикаторов роста бизнеса и удержания клиентов. И если по результатам опроса NPS оказался низким, нужно тщательно изучить пробелы в имидже компании, качестве продукции и сервиса. Это поможет вам внести ожидаемые вашей аудиторией изменения в продуктовую линейку/услуги, сделать их более клиентоориентированными, а затем снова провести замер индекса NPS и проанализировать его изменение по отношению к прошлому периоду.

Чтобы не говорить абстрактными понятиями, лучше поделимся практическим опытом, как благодаря сплоченной работе всей команды дата-центров IXcellerate, удалось за год достигнуть индекса лояльности NPS в 76%!

Начнем с ключевых установок по качественному взаимодействию с клиентами и партнерами компании, через которые транслируются культурные и корпоративные ценности IXcellerate:

Меняться вместе с клиентом! Превосходить ожидания!
Улучшать качество продукта по результатам опроса аудитории.
Выстраивать личные взаимоотношения на основе доброжелательности, интереса к клиенту.
Стремиться не просто «закрыть заявку» клиента, а выслушать боль и помочь решить проблему, не важно в чьей зоне ответственности она возникла.
Постоянно спрашивать себя: “Если бы я был клиентом?”
Заботиться о клиенте (продумывать все до мелочей, включая удобный клиентский портал, зонтики, зону отдыха, инвентарь для работы клиентов в машзалах и т.д.)

Обратная связь не для «галочки» помогает «выстраивать» собственный цифровой путь вместе с клиентом, а не подстраивать его под удобный для ЦОД порядок.

Как IXcellerate совершенствует сервис

Роман Машава, ответственный за первую линию клиентской поддержки IXcellerate
Роман Машава, ответственный за первую линию клиентской поддержки IXcellerate

Ежедневный комфорт клиентов, партнеров и посетителей ЦОД IXcellerate — один из главных приоритетов нашей компании! Поэтому мы:

  • нанимаем квалифицированных сотрудников и постоянно их обучаем;
  • следим за скоростью и качеством отработки всех клиентских запросов: время первого ответа (реакция первой линии поддержки) было сокращено до 1,50 минуты (по SLA – 30 минут);
  • автоматизируем внутренние процессы для быстрого, качественного и бесшовного обслуживания клиентов;
  • находим индивидуальный подход к клиенту: учитываем его сферу бизнеса, уровень компетентности и ответственности в принятии решения;
  • всегда работаем на перспективу, на долгосрочные взаимоотношения с клиентами, а также учитываем опыт конкурентов в улучшении обслуживания клиентов;
  • изучаем международные практики в области клиентоориентированности, клиентского опыта, клиентского сервиса и применяем их в работе IXcellerate.

Мы регулярно проводим внутренние аудиты для оценки качества сервиса, отрабатываем звонки и заявки через клиентский портал, реагируем на все вопросы и предложения при личных встречах с клиентами, на платформах гео- и инфосервисов.

Итоги NPS за 2023 год

Следование стратегии клиентоориентированности требует глубокой проработки всех процессов компании, через которые должна появиться связь оценки клиента с реальными действиями в компании.

Дежурная служба подразделения эксплуатации и клиентского сервиса ЦОД работает в режиме 24/7/365.
Дежурная служба подразделения эксплуатации и клиентского сервиса ЦОД работает в режиме 24/7/365.

В прошлом году мы перешли на новую платформу клиентских запросов IXC-Desk и стали проводить регулярные NPS-опросы для определения уровня удовлетворенности клиентов. Во время первых тестовых замеров мы ставили цель в NPS 35%, однако к концу 2022 года результат превзошел ожидания почти в 2 раза: NPS составил 60 процентных пунктов!

В текущем году мы продолжили «наращивать» обратную связь с нашими клиентами, их инженерами, руководителями отделов и контактными лицами, а также с представителями авторизированных субподрядных организаций. Контактная база была увеличена до 2000+ человек, а в NPS-опросах по сравнению с прошлым годом приняло участие в 3 раза больше респондентов!

Для удобства внутренней коммуникации и отслеживания результатов работы была внедрена собственная CRM-система, в которой наглядно виден весь цикл взаимодействия с запросами клиентом: сбор обратной связи – анализ – выводы – доступные решения – действия. Благодаря этому нам стало гораздо удобнее «слышать», оперативно реагировать и принимать в работу идеи по улучшению и изменениям в наших дата-центрах (ознакомиться с ними можно 🌐 в статье по ссылке).

Динамика NPS и уровень удовлетворенности клиентов IXcellerate в 2022 и 2023
Динамика NPS и уровень удовлетворенности клиентов IXcellerate в 2022 и 2023

Как результат всей проделанной работы к концу 2023 года нам удалось повысить индекс лояльности на 16 процентных пунктов: с 60% до 76% ⬆️⬆️⬆️

Подтверждение высокого качества услуг IXcellerate согласно сертификатам соответствия ключевым международным стандартам (ISO, PCI DSS, Tier III и др.), грамотная политика импортозамещения и создание собственного инженерного отдела R&D также повлияли на повышение на 5 процентных пунктов (до 88%) уровня восприятия клиентами надежности и безопасности дата-центров IXcellerate (слайд ниже ⬇️).

-8

Наши клиенты также отдельно отметили высокий уровень клиентоориентированности в процессе взаимодействия с ними. Этот пункт по сравнению с прошлым годом вырос на 11 единиц, достигнув показателя в 82% (слайд ниже ⬇️).

Уровень клиентоориентированности IXcellerate
Уровень клиентоориентированности IXcellerate

Вместо заключения

Хочется еще раз напомнить важность вовлеченности самой компании в диалог со своими клиентами. Постоянно отслеживайте и анализируйте обратную связь от вашей аудитории на всех площадках, создавайте планы по управлению репутацией, продумывайте систему мотивации для повышения активности и вовлеченности «нейтралов», а главное — детально изучите или усовершенствуйте работу клиентского сервиса!

Почему? Потому что любой человек готов поделиться рекомендацией и положительной обратной связью только тогда, когда его слушают, слышат и стараются найти индивидуальный подход к его проблеме/вопросу. Когда служба поддержки быстро и оперативно отвечает на запросы, информирует и помогает на каждом этапе его взаимодействия с компанией.

Когда клиент чувствует, что его ценят!