… А всего-то надо было бросить в один из здешних фонтанов монетку! Волшебная примета — открывший для себя «злату Прагу» в 1978-м, ваш корреспондент вернулся сюда через семь лет. И снова на чемпионат мира. Разве что весна на сей раз оказалась необычайно холодной. И щедрой на другие сюрпризы, вне погоды.
Безразмерные сутки
Нашу группу из сорока человек возглавлял председатель областного совета ДСО «Труд» Павел Смирнов. Надо ли говорить о том, как нелегко было попасть в неё? Конкуренция — будь здоров! И все, кто получил вожделенную путёвку — везунчики. Правда, самые первые сутки «Большого Хоккейного Похода» получились поистине нескончаемыми.
… Поднимаемся на исходе ночи в московской гостинице, чтобы успеть на самолёт. Уносимся в небо, дремлем (а кто-то успевает доспать). Приземляемся, снова едем, заселяемся в небольшой отель где-то за пределами центра города (увы, тот ботель «Альбатрос» на воде Влтавы*, где мы жили во время ЧМ-1978, в этот раз недоступен). Вечером — посещение матча предварительного этапа. Где пражский вечер плавно перетекает в ночь по тюменскому времени — и я начинаю клевать носом. Обратная поездка к месту ночлега воспринимается причудливым сочетанием яви и сна…
Потому и не вспомню, кто и с кем тогда играл. Одно знаю точно: то был ещё не финальный турнир четырёх лучших команд. Самое время возвратиться к числу «семь». Хорошее, везучее: столько матчей провела сборная Советского Союза на первом этапе юбилейного, 50-го мирового первенства — и победила во всех. А какие шикарные результаты! 11:1 с американцами, 9:1 с Канадой (в чьём составе присутствовало немало посланцев НХЛ), 6:2 со шведами и, наконец, 5:1 с чехословацкой дружиной. Блистала вся «Красная машина» Виктора Тихонова, но прежде всего первая, ударная пятерка (Вячеслав Фетисов — Алексей Касатонов, Сергей Макаров — Игорь Ларионов — Владимир Крутов).
На этом, стартовом отрезке разыгрывалось европейское золото — и наши вновь его получили. Но формула турнира требовала всё начинать с нуля на коротком финальном отрезке. И выходить на каждый из трёх решающих матчей, как на последний бой.
«Два — една» и стирка в квадрате
Счастья много не бывает — эта суровая истина настигла меня в день первого поединка, со сборной ЧССР. Увы, билетов на всю группу решительно не хватило. Тянули жребий, искали удачу на бумажках, опущенных в чью-то шляпу. Сердце ёкало, в голове стучало… И, как водится, остался без выигрыша (ни в одной из советских лотерей не получал больше одного рубля — карма).
А вдруг удастся купить с рук драгоценный квиточек? Призрачные надежды рухнули у стен Дворца спорта в парке имени Юлиуса Фучика — ажиотаж, насмешливые взгляды счастливчиков, спешащих мимо… Смирился и никуда не ушёл, надеясь на чудо. Далее больше всего тяготило отсутствие информации. Как играют? Какой счёт? Взрывы эмоций, эхом доносившиеся с арены, только добавляли нервотрёпки.
Но выход нашёлся! Набрёл на массивный фургон ТВ, открытый сзади и, естественно, не пустовавший. Человек из фургона, периодически появлявшийся в проёме, к моим мукам отнёсся милосердно. Хотя сначала шокировал известием, что СССР уступает в две шайбы. Но потом прозвучало «два — една», то есть 2:1. Шёл третий период, и мои набеги участились. Он же был терпелив: «Два-една… Два — една…». И улыбался сочувственно: мол, это же спорт, не корову проигрываете… Наконец, та же скупая комбинация цифр прозвучала в последний раз. Чехословакия одержала сенсационную победу над действующим чемпионом мира.
… А наш гид Любишка (миловидная девушка, отлично говорившая на русском) получила дополнительную стирку, окрашенную нечаянной радостью. За считанные часы до матча, расставаясь с нами, она, стараясь казаться серьёзной, пообещала: мол, если её соотечественники одержат победу, то она постирает не только своё, но и за соседку. Позже подтвердила: всё сделано, соседка очень довольна и даже надеется на продолжение...
Дубль новичка Марио
И снова большой хоккей. Теперь сборной СССР необходимо только побеждать... В праздничный день 1-го мая, с новыми надеждами и заветным билетом в кармане, иду на матч N 2 с «Кленовыми листьями». Наши места — на верхотуре, почти под крышей дворца. Но зато какой впечатляющий отсюда обзор!
Игра захватывает с первых минут. Канадцы действуют в защите с повышенной концентрацией, жёстко, но в пределах правил. А сами используют свой момент в численном большинстве: с чистого льда, без помех, здорово бросает в касание рослый молодой форвард (ещё не знаю, что зовут его Марио Лемьё, что ему 19 и он дебютант ЧМ).
К перерыву и вовсе 0:2. Настроение — тревожное... Возможно, решающее событие происходит в середине второго периода. Всё тот же Лемьё перехватывает неточный пас кого-то из наших, мчится в контратаку. И, миновав синюю линию, швыряет литой диск так, что он словно исчезает в воздухе. Успеваем только увидеть всплеск сетки за спиной вратаря Владимира Мышкина. 0:3 — такого точно не ждали.
Третья 20-минутка остаётся за советской дружиной, но отыграть удаётся только одну шайбу (ее забросил Андрей Хомутов). Уходим с галёрки опустошёнными. Разочарование, недоумение — почему так, в одночасье, потускнела игра сборной СССР? Или не отошли от неудачи в битве с хозяевами льда? (Потом Виктор Тихонов скажет в одном из комментариев: «К концу турнира многие ведущие игроки устали, а их партнеры оказались не готовы победно завершить успешно начатый турнир»).
10 шайб на прощание и клюшка вратаря
Осталась игра за бронзу с американцами. 3-го мая наши свою досаду выместили на соперниках из США — 10:3. Запоздало, но прорвало. Кстати, билет на тот матч брал у спекулянтов, тусовавшихся в том же парке, на оставшиеся кроны.
Но прежде, отыскав на дне шляпы свой фарт, смог оказаться среди зрителей поединка за золото. Исключительно упорного и зрелищного. Где героем стал нападающий сборной ЧССР с почти хоккейной фамилией Шейба. Вот он-то, Иржи Шейба, трижды забил Канаде, а партнеры достойно его поддержали. Вдобавок выше всяких похвал сыграл голкипер Иржи Кралик. 5:3 — и после нескольких лет нашего владения мировой короной её приходится отдавать другим, пусть временно...
Конечно, в день расставания с чемпионатом мы запасались сувенирами. Но самый неожиданный и симпатичный привёз в отель хоккейный тренер Сергей Шатров из Нижневартовска. Вратарскую клюшку, презент от Владимира Мышкина, с его автографом. Оказалось, что они — земляки (оба из Кирово-Чепецка), и росли в одном дворе. До того, как стать тренером, Шатров тоже играл в воротах.
Не хоккеем единым...
В преддверии Дня Победы тюменцы посетили Ольшанское кладбище. Здесь покоятся 436 советских солдат и офицеров, и среди них — семь Героев Советского Союза. Мы принесли живые цветы, сфотографировались на память... Помнится, у подножия памятника лежало множество венков (один из них возложили хоккеисты и тренеры сборной СССР). Европа тогда помнила, кто спас её от нацизма.
А ведь в нашей группе был один их тех, кто освобождал «злату Прагу» в мае 1945-го! Токарь завода «Строймаш» Виктор Фёдорович Волков. Вот кто неизбежно оказался в центре нашего внимания — его поздравляли с 40-летием Великой Победы, бережно жали руку, расспрашивали, но не слишком, боясь утомить… Он был взволнован, даже грустен — наверное, так много ожило в памяти… Трогательные, особенные минуты!
… Чемпионат завершился. Но наш туристский вояж продолжился путешествием по Моравии, через города Оломоуц, Всетин, Готвальдов… Тема хоккея вроде бы немного остыла, но, оказалось, ненадолго. У придорожного мотеля, где мы остановились на отдых, случайно встретились с местным водителем-болельщиком, неплохо говорившим по-русски. Он нам обрадовался, хвалил советскую сборную. И даже немного заглянул в будущее, сказав, что на следующем ЧМ, теперь в Москве, обыграть «Красную машину» будет невероятно трудно…
Что ж, он как в воду глядел — через год, в 1986-м, команда Советского Союза вновь завоевала титул чемпиона мира — причем, в двадцатый раз!
*Река, протекающая по территории Праги. Ботель — речное судно, переоборудованное в гостиницу.
ЧМ-1985 по хоккею. Лауреаты
Лучшие игроки:
вратарь — Иржи Кралик (Чехословакия)
защитник — Вячеслав Фетисов (СССР)
нападающий — Сергей Макаров (СССР)
Первая сборная всех звёзд:
Кралик; Касатонов — Фетисов, Макаров — Владимир Ружичка (Чехословакия) — Крутов.
Вторая сборная всех звёзд:
Джон Ванбисбрук (США), Антонин Ставьяна — Мирослав Горжава (оба — Чехословакия), Иржи Лала (Чехословакия) — Лемьё — Павел Рихтер (Чехословакия).
Лучшие бомбардиры:
Макаров — 14 (9+5), Лала — 13 (8+5), Фетисов — 13 (6+7).
Лучший новичок НХЛ в том сезоне Лемьё из «Питтсбург Пингвинз» набрал одиннадцатую сумму — 10 (4+6).
Текст: Владимир Танков