В бизнесе, как и в жизни, мы иногда используем слова, которыми нужно руководствоваться, — аксиомы, направляющие наши мысли и действия. Эти слова помогают нам формировать ментальные модели для принятия решений. Хорошо это или плохо, но мы оправдываем свои действия броскими фразами. Пример:
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт (пишут, что итальянские учёные доказали эту нашу поговорку😎).
Для руководителей это может быть обоснованием того, что они первыми выходят на рынок с новым продуктом или услугой. Были случаи, когда быть первыми — так называемое преимущество первопроходца - делает бренд оригинальным, что может обеспечить значительное признание потребителей, что приводит к доминированию на рынке. Примером может служить тот же Amazon.
Но как насчет этого правила, которое, похоже, подразумевает обратное?
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке и …только для второй мышки.
Это означает, что, возможно, лучше не торопиться выходить на рынок, пока не будут извлечены первые уроки и рыночные силы не успокоятся. История изобилует примерами компаний-новичков, которые вышли на рынок позже и превзошли конкурентов. Иногда вторая компания извлекает выгоду из первой, привлекая существующую клиентскую базу и используя маркетинговые стратегии, которые доказали свою успешность. Apple может быть самым ярким современным примером этой стратегии.
Есть много других примеров равных, но кажущихся противоположными стратегиями:
Тот, кто колеблется, погибает.
Но как это согласуется с этой пословицей:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Или эти спортивные правила:
Защита выигрывает чемпионаты.
В то время как другие говорят:
Лучшая защита - это нападение.
Как часто вы это слышали:
Победа - это не всё, это единственное.
Чему противоречит то, чему мы учим наших детей:
Важно не то, выиграете вы или проиграете, а то, как вы играете в игру.
Или фраза Уинстона Черчилля:
“Никогда не сдавайтесь! Никогда не уступайте! Никогда-никогда-никогда – ни в чем: ни в великом, ни в ничтожном, ни в большом, ни в малом, – если только честь и здравый смысл не велят вам поступить иначе.”
В противовес Черчиллю вот эта фраза:
“Если сначала у вас ничего не получится, попробуйте, попробуйте ещё раз. Затем бросьте. Нет смысла валять дурака из-за этого”.
Зачем указывать на часто сбивающую с толку, кажущуюся противоречивой природу этих высказываний? Отражают ли они странную дихотомию природы, подобно физическим свойствам света, которые действуют одновременно как волна и частица, в зависимости от обстоятельств и типа эксперимента?
Ответ заключается в том, что социально-техническая наука требует лучшего понимание рыночных сил и условий окружающей среды - это больше, чем просто афоризм. Мы должны смотреть за пределы очевидного, чтобы найти то, что скрывается у всех на виду. А посмотреть за пределы очевидного можно с помощью концептуального мышления😎.