Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Малахов курган" (СССР, 1944) и "Рядовой Александр Матросов" (СССР, 1948): мнения

Малахов курган. СССР, 1944. Режиссеры Иосиф Хейфиц, Александр Зархи. Сценаристы: Борис Войтехов, Иосиф Хейфиц, Александр Зархи. Актеры: Николай Крючков, Борис Андреев, Акакий Хорава, Мария Пастухова, Фёдор Ищенко, Николай Горлов, Евгений Перов, Игорь Ткачук, Зураб Лежава и др.

Режиссер Иосиф Хейфиц (1905–1995) поставил около трех десятков фильмов разных жанров, одиннадцать из которых («Горячие денечки», «Малахов Курган», «Весна в Москве», «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «День счастья», «Салют, Мария!», «Единственная», «Впервые замужем») вошли в число самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Александр Зархи (1908–1997). Число снятых игровых полнометражных фильмов: 21, семь из которых («Горячие денечки», «Малахов курган», «Павлинка», «Высота», «Люди на мосту», «Мой младший брат», «Анна Каренина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Военная драма «Малахов курган» вышла на советские экраны в начале декабря 1944 года.

Министр кинематографии СССР Иван Большаков (1902–1980) отнесся к этому фильму сурово и писал в своей книге, посвященной фильмам, снятым в годы Великой Отечественной войны так: «Фильм «Малахов курган» … был посвящен героической обороне Севастополя и его доблестным защитникам, оборонявшим город в течение двухсот пятидесяти дней. Но авторы фильма не справились с этой ответственной задачей. В фильме были показаны отдельные эпизоды, плохо смонтированные, не отражающие всего величия Севастопольской битвы. Герои фильма — моряки и командиры — показаны поверхностно. Фильм подвергся суровой и справедливой критике нашей общественности. Вот что о нем писала «Правда» 10 декабря 1944 года: «Название фильма «Малахов курган» имеет подзаголовок: «Сцены обороны Севастополя». Понятно, что такое обязывающее название вызовет у советского зрителя желание посмотреть картину, в которой он мог бы увидеть повествование о героической обороне Севастополя в дни Великой Отечественной войны. Но, вместо исторически правдивого, проникнутого взволнованной мыслью полноценного художественного произведения, зритель видит на экране небрежно, наспех склеенные обрывки эпизодов, которые по своему содержанию не отвечают сложившемуся в сознании каждого советского человека представлению о великой Севастопольской битве. Картина военных действий в фильме убога по объему, не соответствует реальной обстановке борьбы за Севастополь. Отсутствие подлинной атмосферы Севастополя обедняет характеры героев, принижает и значение их подвига, каким ни был бы он сам по себе выдающимся» (Большаков, 1950: 90).

У нынешних зрителей к «Малахову кургану», как правило, отношение иное:

«Очень сильный фильм! Увы, вызывающий двоякое чувство! Откровенное вранье в самом начале фильма, когда раненый Андреев спрашивает Крючкова "Армия ушла?" "Ушла" – отвечает Крючков. Ибо сейчас доподлинно известно, что Приморская армия – все 70–80 тысяч человек, была брошена своим командованием (адмирал Октябьский, член военного совета Кулаков, генерал Петров и др. – удрали на подводной лодке, оставив за себя генерала Новикова) и почти полностью полегла на мысе Херсонес. Это одна из самых страшных страниц в истории Великой Отечественной войны… Теперь о плюсах! Сильнейшая игра актеров и реальный разрушенный Севастополь! Никаких декораций! Этот фильм – памятник эпохе! … Севастополь освободили 9 мая 1944. Весь филь снимался на натуре. … Ну, и, конечно же, моменты, которые без слез смотреть невозможно – когда моряки с гранатами под "Наверх вы, товарищи, все по местам!" бросаются под немецкие танки! Сильнейший момент! Таких фрагментов в нашем кино – можно пересчитать по пальцам!» (Флекс).

«Сильная работа, очень. Николай Афанасьевич Крючков — какой актёр! Рядом с этим фильмом (по времени) он снялся у бр. Васильевых ("Фронт") — насколько разные персонажи, даже по возрасту, и потрясающе достоверны. Здесь уместно говорить о психологии, на крупных планах его капитан 3–го ранга столько говорит без слов!» (С ветром).

Киновед Александр Федоров

-2

Рядовой Александр Матросов. СССР, 1948. Режиссер Леонид Луков. Сценарист Георгий Мдивани. Актеры: Анатолий Игнатьев, Пётр Константинов, Константин Сорокин, Шамси Киямов, Лаврентий Масоха, Владимир Балашов, Олег Жаков, Михаил Кузнецов, Фаина Раневская, Алексей Дикий и др.

Режиссер Леонид Луков (1909–1963) за свою карьеру поставил 22 фильма, половина из которых («Большая жизнь», «Александр Пархоменко», «Два бойца», «Рядовой Александр Матросов», «Донецкие шахтеры», «К новому берегу», «Об этом забывать нельзя», «Разные судьбы», «Олеко Дундич», «Две жизни», «Верьте мне, люди») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Советская пресса приняла героическую драму «Рядовой Александр Матросов» в целом позитивно, хотя драматург и кинокритик Николай Оттен (1907–1983) писал в журнале «Искусство кино», что «все, что непосредственно относится к жизни, деятельности, мыслям и переживаниям Александра Матросова, не превращено и не могло быть превращено в полноценное драматургическое произведение... На помощь художнику, взявшемуся воплотить образ такого совсем еще юного героя, может придти творческое воображение. Дав волю домыслу, художник применил бы для создания своего произведения метод революционного романтизма!» (Оттен, 1948).

С точкой зрения Н. Оттена был не согласен киновед Александр Грошев (1905–1973), восторженно писавший об этом фильме так: «Авторы картины сценарист Г. Мдивани и режиссер Л. Луков художественными средствами воспроизвели на экране короткую, но яркую жизнь Героя Советского Союза Александра Матросова. Воспитанник ремесленного училища, он, как и многие юноши и девушки нашей страны, мечтал попасть на фронт и добровольцем пошел в армию. Артист А. Игнатьев ни по внешнему виду, ни по поведению не рисует нам в образе Матросова человека выдающегося, обладающего какими–то исключительными качествами. Мы видим на экране скромного юношу, каких в нашей стране миллионы. Эта обычность всего облика рядового Матросова выражает основную сущность советского героизма — его массовость. … Идея фильма ярко запечатлена в финале в замечательных словах о героизме советских юношей, которые произносит товарищ Сталин: «Эти юноши несут мир и свободу человечеству, это поколение новых, советских людей, идейных борцов за коммунизм. Такие люди не умирают, их имена будут вечно жить в памяти нашего героического народа». … Революционная романтика в искусстве и литературе является отражением романтического в жизни. Можно ли в самом деле представить себе подвиг, более романтичный, более героический, более величественный, чем подвиг Александра Матросова» (Грошев, 1952: 173–176).

Увы, этот фильм Леонида Лукова, похоже, сегодня забыт большинством зрительской аудитории…

Киновед Александр Федоров