Ярость. СССР, 1965/1966. Режиссер: Николай Ильинский. Сценаристы: Александр Сацкий, Евгений Оноприенко (по повести Бориса Лавренева «Ветер»). Актеры: Евгений Матвеев, Владимир Митюков, Маргарита Володина, Алексей Глазырин, Иван Переверзев, Геннадий Полока и др. 15,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Николай Ильинский поставил 14 полнометражных игровых фильмов, но только его драмам «В мертвой петле» и «Ярость» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Экранизация повести Б. Лавренева «Ветер», получившая название «Ярость», была встречена советской кинопрессой в целом, скорее, негативно.
К примеру, киновед и кинокритик Анри Вартанов (1931-2019) писал в «Советском экране» так:
«Стилистика фильма весьма близка к лавреневской: та же локальность и резкость красок, романтическая обобщенность взгляда, неуемный темперамент. В лучших сценах картины точно переданы неумолимое и яростное движение революции, бешеный ритм событий… Кинематографисты, надо отдать им должное, не только переносят на экран картины, найденные писателем, но и, что особенно ценно, развивают их в духе Лавренева. … В фильме есть красочные подробности времени, есть необычный сюжет – это несомненно. Но, к сожалению, на мой взгляд, нет характеров лавреневских героев. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с атаманшей Лелькой в исполнении М. Володиной, - прямолинейность трактовки, узость художественных средств. Трудно поверить, что Лелька, как она представлена в фильме, могла стать причиной трагически развертывающихся событий. Рядом с похотливой и мстительной Лелькой – начальник штаба гулявинского полка Строев, ее антагонист. Лицо, своего выражения не имеющее… Экранный Гулявин в чем-то даже противоположен литературному. Кинематографисты лишили своего героя той неповторимости, которая была ему присуща от рождения. Вернее, они придали ей типажно-анекдотический характер… Гулявин становится смешным, грубым и примитивным. … И мера утраты позволяет говорить о неудаче кинематографистов без обиняков» (Вартанов, 1966: 6-7).
Зрители XXI века относятся к «Ярости» неоднозначно:
«Я смотрел этот фильм в шестидесятые годы. Очень зрелищный, особенно если смотришь в широкоформатном варианте, сюжет острый и увлекательный. Но фильм несколько не дотягивает до уровня отличной повести Лавренева. Некоторые интересные эпизоды и сюжетные линии выпали. Евгений Матвеев показался староватым и грузноватым для роли Гулявина, игра тоже оставляла желать лучшего. … Комиссар Строев получился бесцветным. Зато очень эффектно выглядела Маргарита Володина в роли атаманши Лельки» (Б. Нежданов).
«Во время просмотра «Ярости» неожиданно обнаружил сходство с «Неуловимыми мстителями». Как и там: сначала приключения и стрелялки в степи, а потом - наш "засланный казачок" во вражеском штабе. Надо сказать, что первая часть "Ярости" (про степные бои и очаровательную "атаманшу разбойников") намного интереснее чем совершенно сказочная вторая (шпионская)» (Г. Воланов).
Такое впечатление, что фильм недоделан, очень сырой (С. Пью).
Киновед Александр Федоров
Провал операции "Большая Медведица". СССР, 1984. Режиссер Анатолий Буковский. Сценаристы Лев Корнешов, Анатолий Буковский. Актеры: Нина Антонова, Зинаида Журавлёва, Александр Денисенко, Лесь Сердюк, Константин Степанков и др. 15,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Анатолий Буковский (1925–2006) поставил 14 полнометражных фильмов, два из которых («Среди добрых людей» и «Провал операции "Большая Медведица"») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Провал операции "Большая Медведица"» – остросюжетная драма об уничтожении на Украине отряда УПА в конце 1940–х.
Кинокритик Оксана Курган в «Советском экране» оценила этот фильм неоднозначно. Сначала она посетовала на «однокрасочность» образа главной героини, отметив при этом, что «одна краска используется и при обрисовке главарей националистического центра за рубежом. Ведь напыщенная велеречивость, лакейская угодливость перед агентом ЦРУ – лишь внешний слой, вынужденная форма существования этих опытных, злобных врагов нашей страны и коммунистической идеологии. А они умеют быть не только жалкими и смешными, но и страшными» (Курган, 1984: 7).
Зато политическая и идеологическая значимость работы Анатолия Буковского получила у Оксаны Курган полную поддержку: «Рассказывая о событиях давно минувших дней, фильм «Провал операции "Большая Медведица"» актуален, злободневен и сегодня. Еще не успокоились, не утратили мечты о реванше пригретые западными спецслужбами махровые антисоветчики – украинские буржуазные националисты. Они не только засоряют эфир клеветнической пропагандой, направленной против нашей страны, но и открыто провозглашают курс на проведение вооруженной борьбы в Советской властью, шлют на Украину своих шпионов–эмиссаров с письмами–инструкциями, содержащими призывы к осуществлению террористических и диверсионных акций против Советского Союза и стран социалистического содружества. … В «инструктивном письме» одной из таких «организации», написанном не четыре десятилетия, в всего лишь несколько месяцев назад, есть слова: «Главная задача нашей деятельности – это готовность в включиться в борьбу на Украине в ходе военного конфликта»… То, что фильм «Провал операции "Большая Медведица"» с публицистической страстностью говорит о корнях и повадках давних и нынешних наших врагов, делает произведение это остросовременным, придает ему политическое звучание» (Курган, 1984: 7).
Фильм «Провал операции "Большая Медведица"» вышел на советские экраны в 1984 году, собрал аудиторию в 15 млн. зрителей и постепенно ушел в тень на фоне «перестроечных» хитов и бурных политических перемен в обществе.
Время показало, то, что мы с вами отчетливо увидели не в кино, а в реальности уже в XXI веке.
Но участнику Великой Отечественной войны режиссеру Анатолию Буковскому эти радикальные украинские политические перемены увидеть не довелось, он умер за восемь лет до 2014 года и последующих событий…
Сегодняшних зрителей тематика «Провала операции "Большая Медведица"», разумеется, интересует в большей степени, чем аудиторию 1984 года, хотя мнения порой противоположны:
«Интересный взгляд на ситуацию показали в фильме "Провал операции «Большая медведица»". Замечательно сыграла и Нина Антонова, и Лесь Сердюк, и другие актеры. Да и режиссер Анатолий Буковский хорошо снял это кино» (Леон).
«Фильм захватил, особенно после последнего просмотра. Интересный сюжет, никакой воды. Отличная музыка. … Есть хорошие актерские работы» (Станислав).
«Какой–то нелепый фильм, озвучание дрянь. Сюжет мог бы быть интересен, но актеры и общая атмосфера фильма как–то не располагают досматривать его до конца» (Николас).
Киновед Александр Федоров