Эпиграфом возьмем весьма анекдотический пример из моей частной супервизорской практики. Два ведущих онлайн группу терапевта дискутируют между собой:
"-Смотри, участник сказал, что проходит обучение в клинике Ганнушкина.
-Ты уверен, что обучение, а не лечение?
-А кто такой вообще Ганнушкин?
-Да я не в курсе.Но по ощущениям, к нам в группу затесался псих.Баним его, стигматизируем".
Уважаемые коллеги, Вам это не напоминает диалог персонажей одного из сериалов канала MTV, Бивиса и Батхеда?))Тем не менее,это реальная беседа не персонажей мультфильма, в весьма сознательных людей, считающих себя профессионалами. Впрочем, незнание Ганнушкина прекрасно иллюстрирует образовательный уровень критиков.
Для справки,Петор Борисович Ганнушкин (1875–1933) — русский психиатр, ученик С. С. Корсакова и В. П. Сербского, создатель оригинальной психиатрической школы, автор концепции акцентуаций и психопатий характера,позже дополненной А.Е.Личко.
Ганнушкин заложил основы малой психиатрии, той самой пограничной зоны между неврозом и психозом, куда и попадают ПРЛ. (Сам Петор Борисович такой термин не применял).
А если уж некоторые суперумники-агрессоры не знакомы с основами общей психологии, а претендуют на клиническую диагностику, приведем для информации весьма качественную статью об этом докторе Добрый и беспощадный доктор Ганнушкин: перед ним преклонялась вся Москва - Милосердие.ru (miloserdie.ru)
Мы с Вами, дорогие друзья, читатели и подписчики, конечно, все это знаем и пониманаем.
Итак, к теме. В данном случае, мы не делаем акцент ни на возраст ни на опыт, так как они не являются панацеей от токсичного конфликта, который может перейти в травлю.
Роли в зум-вебинаре:
Рассмотрим ситуацию системно с учетом ролевых позиций. Для этого адаптируем схему норвержского психолога Дэн Олвеуса.
1)Жерты ,- пострадавшие в травле.
Причины могут быть разными:
-учасник не знал о правилах онлайн сообщества и невольно их нарушил,
-высказался черезчур эмоционально,
-задел ценности агрессора,
-вызвал у агрессора немотивированную неприязнь
-подключился без камеры
Казалось бы: "Стал жертвой -нажми красную кнопку "выйти из конференции "-и влпрос решен.Ну или в записи посмотри.Однако,присутствие в онлайн сообществе или тема вебинара, и возможность высказаться - порой очень важны для этого человека, и покидать "поле без боя" он не планирует
2)Агрессор:
-иногда -ведущий вебинара,
-намеренно появивщийся "тролль"
-участник вебинара, который "подпитывается" от сетевого конфликта и эмоций жертвы в нем,
-не любит "выскочек" рассудает по принципу:
"я не абъюзер, просто защищаю свои границы"
"если я проявлю слабость и позволю оппоненту свободно высказываться, он быстренько захватит всю инициативу в эфире.Поэтому лучшая защита -нападение"
3)Приспешники агрессора: участвуют в травле,но сами ее не начали.Например, могут писать жертве негативные комментарии в процессе и между эфирами.
4)Пассивные сторонники агрессора: получают удовольствие от наблюдения и эмоциональной разрядки: "в очередной раз поднялся хайп,ура,зато не скучно"
5)Активные сторонники: подбадривают агрессора.Так как:
-считают агрессора своим неприрекаемым "гуру"
-стараются извлечь для себя выгоду, подчас даже материалную, через потенциальное привлечение в видео рекламы, а изначально - увеличив количество подписчиков через шок-контент
6)Храбрые сердцем: "Мы ни в коем случае не позволим исключть этого участника из зум-эфира.Если такое проихойдет, мы напишем админу с просьбой заменить ведущего."
7)Потенциальные защитники: не одобряют травлю и знают, искренне верят "жертве надо помочь".Но тем не менее остаются в стороне.
Сюда же относятся любое формы искренней поддержки в личной переписке с пострадавшим участником
"Однажды при высказыании своего мнения -приняли за тролля и забанили.Надо бы вмешаться.Это не справедливо".
Такие люди часто переписываются после эфира и через взаимное подбадривание могут со временем решиться повлиять на ситуацию.Особенно актуально,если вебинар не разовый, а регулярно рандомно повторяется
8)Свидетели: параллельно с зумом делают другие дела и конфликтом не интересуются. Или хотят "заткнуть обоих" участников пикирования, так как переход на личности отвлекает от темы.
Им нет дела до пострадавшей в споре стороны, отворачиваются "мы не при чем".
Если подобное онлайн-сообщество существует достаточно давно, с большой вероятностью его участники действуют по принципу "мы здесь в своем праве".Тогда имеет смысл задуматься:
-насколько ценности этого сообщества актуальны для Вас?
-оцените примерные риски при "вступлении" в это сообщество, что для Вас преодладает: потери или приобретения?
-в чем Вы согласны быть гибкими, а какими из своих принципов никогда не поступитесь?
Искренние внутренние ответы уже обеспечат Вам укрепление личных границ,определенную самозащиту
Как же действовать в ситуациях кибербуллинга?
1)Сохраняйте здравомыслие: избегайте бессмысленных перепалок, которые только тратят ваши душевные силы. Даже значимый для Вас вебинар -это не вся жизнь, ситуация не стоит того,чтобы себя "растрачивать".Отвлекитесь настолько, насколько позволяет ваша ситуация.Оставьте все гаджеты дома (за час-полтора точно ничего не случиться) и устройе себе замечательную прогулку.
2)По возможности, оставайтесь вежливыми. Не уподобляйтесь агрессору. Доброжелательность, умение корректно вести диалог, в том числе спорный -никто не отменял.
Большую роль относительно субъективной моральной удовлетворенности и самоуважения часто играет и ваша готовность выступить против несправедливости,защитить того, кого при Вас в сети обижают.
3)Безопасность, экологичность взаимодействия: можно выразить формклой "Остановить.Скопировать.Заблокировать".
Остановиться. Реагировать на травлю как в самом зуме (или же skype, google meet, discord -то есть площадке ,где происходит основной вебинар) не нужно.
Конечно, сдержаться трудно.Обычно жертва сердится в ответ, чем еще более распаляет агрессора.
При общении лицом к лицу навыки ассертивности могут остановить травлю, но в виртуальном пространстве это далеко не всегда срабатывает
Более того, агрессор может использовать ответ жертвы как агрументацию против.Чтобы убедить тех, кто позже решит разобраться в происходящим: "базар" спровоцировала именно жертва.И уж точно, смысл легко извратить, вырвав слова из контекста или приведя не полную цитату.
Скопировать.Сохраните себе копии всех сообщений в чате и изображений,если они относятся к эпизоду травли.
Заблокировать.Помните, что это крайняя мера, актуальная лишь в том случае, если после основного вебинара продолжается травля с социальных сетях, мессенджерах и тд.
Расскажите о ситуации тем, кому Вы доверяете, чтобы снять напряжение и вернуться в ресурсное состояние.
Запись на консултацию 89160026707 (Telegram)
Автор: Екатерина Александровна Ахошина
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru