Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Угрюм–река" (СССР, 1969) и "Фронт в тылу врага" (СССР-Чехословакия-ГДР, 1982): разные фильмы, разные мнения

Фронт в тылу врага. СССР-Чехословакия-ГДР, 1982. Режиссер Игорь Гостев. Сценарист Семён Днепров (по мотивам документального романа С.К. Цвигуна «Мы вернёмся»). Актеры: Вячеслав Тихонов, Валерия Заклунная, Евгений Матвеев, Иван Лапиков, Александр Михайлов, Вайва Майнелите, Тофик Мирзоев, Виктор Шульгин, Лев Поляков, Леонид Дьячков, Юрий Назаров, Михаил Кокшенов, Евгений Леонов-Гладышев, Раиса Рязанова, Паул Буткевич, Игорь Владимиров, Елизавета Солодова, Владислав Стржельчик, Борис Химичев и др. 15,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Игорь Гостев (1925–1994) поставил десять полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Меченый атом», «Европейская история», «Фронт за линией фронта», «Фронт без флангов») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В год выхода фильма «Фронт в тылу врага» советская пресса его хвалила за важную тему и патриотизм, однако при всем том рецензент «Советского экрана» отметил, что «лента не свободна от недостатков. Так слишком поспешное разрешение находят некоторые сюжетные ситуации, несколько облегченно представлены история проникновения Млынского в концентрационный лагерь «Дора» и действия в нем антифашистов. Думается также, что один из последних эпизодов, связанный с гибелью Ерофеева… мог бы быть решен с большей художественной глубиной» (Платонов, 1982: 4).

Нынешние зрители относятся к этому фильму довольно прохладно:

«Третий фильм трилогии о Млынском показался мне слабее первых двух: немало эпизодов выглядят надуманными и неправдоподобными, например, сцены проникновения Млынского в концлагерь. … Кстати, по мотивам романа "Мы вернемся" снят только первый фильм "Фронт без флангов". Следующий роман Цвигуна "Ураган" (очень слабый!) не экранизировался: по хронологии действие там происходит между первым и вторым фильмами кинотрилогии. По мелькнувшей как-то в прессе информации сценарии Цвигуна, довольно слабые в литературном отношении, переписывал заново опытный кинодраматург Вадим Трунин» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

-2

Угрюм–река. СССР, 1969. Режиссер Ярополк Лапшин. Сценаристы Ярополк Лапшин, Валентин Селиванов (по одноименному роману Вячеслава Шишкова). Актеры: Георгий Епифанцев, Виктор Чекмарёв, Людмила Чурсина, Валентина Владимирова, Гиви Тохадзе, Александр Демьяненко, Афанасий Кочетков, Валентина Телегина, Евгений Весник, Иван Рыжов, Даниил Нетребин, Юрий Медведев, Нонна Тен и др. 15,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Ярополк Лапшин (1920–2011) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Игра без правил», «Угрюм–река» и «Приваловские миллионы») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Драма «Угрюм–река» изначально была снята для телевидения и в апреле 1969 года её четырехсерийный вариант был показан по центральному ТВ.

Успех премьеры был таков, что вскоре подготовленная для кино двухсерийная версия фильма была выпущена в прокат и сумела привлечь в кинозалы 15,5 млн. зрителей.

В своей книге о творчестве Я. Лапшина киновед Наталья Кириллова пишет, что «страна влюбилась в этот фильм сразу, благодаря не только знакомому сюжету, но прежде всего – ярким актерским работам. Многим зрителям запала в душу гордая красавица Анфиса в исполнении Людмилы Чурсиной, которая сыграла натуру сильную и страстную, борющуюся за право любить и быть любимой» (Кириллова, 2015: 62).

У «Угрюм–реки» и сегодня масса поклонников:

«Вот такое кино и есть украшение отечественного кинематографа, наш золотой фонд! Вот образец как надо снимать кино, если художнику есть что сказать людям! Какие актёрские работы, какие шикарныё образы, что не роль, то шедевр! Никакой фальши, перекинь мостик в сегодняшний день, не ошибёшься! Такой фильм снят на века, пока есть Россия, можно и этот киношедевр показывать всегда актуально, свежо, интересно! Всё в произведении – от сценария до режиссуры, от актёров до художников – высшей пробы! Настоящие искусство!» (И. Земляков).

«Действительно, с каждым разом фильм смотрится все с большим интересом. А фильмов сейчас таких нет, потому, что нет таких актеров и режиссеров. Когда смотришь этот фильм, даже не думаешь плохо или хорошо играет актер, такие мысли даже в голову не приходят. Перед тобой проплывает настоящая жизнь героев» (Новикова).

Киновед Александр Федоров