Режиссер Григорий Чухрай сказал в одном из интервью: "После премьеры "Чистого неба" в Доме кино меня окружила группа коллег-режиссёров. Им казалось, что я не достаточно разоблачил Сталина. Если бы вы знали, как страстно они желали разоблачить его, как, перебивая друг друга и размахивая кулаками, они говорили о том, что я должен был сказать в этом фильме! Я только и мог, что пожать плечами, покажите вы, что считаете нужным. Кто вам мешает? Но прошло четверть века, жизнь целого поколения, прежде чем появился замечательный фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние"..."
Значит ли это, что основной задачей постановки "Чистого неба" не является культ личности Вождя всех народов? Да, эта тема в картине присутствует, особенно во второй её половине, когда бывший военный лётчик Астахов пытается вернуться к мирной жизни после фашистского плена. Ему не верят, выгоняют из партии и человек теряет своё лицо. Жизнь главного героя висит на волоске, она и вовсе закончилась бы трагически, оборвалась не начавшись, если бы не сила любви женщины, которая посвятила ему всю себя, свою жизнь. Вот об этом фильм, о святой всепоглощающей любви, чистой, как весеннее звонкое небо!
Начинается фильм в мирные дни. Простая советская семья готовится к встрече Нового Года! И вот около полуночи на пороге появляется не Дед Мороз из сказки, а незнакомый мужчина, засыпанный снегом с зелёной веточкой душистого растения. Он, как и сказочный герой возникает ниоткуда, но в последствии становится самым родным и дорогим человеком, самого младшего члена этого семейства, для Сашеньки Львовой.
Очень трогательна и лирична любовь этой юной девочки, почти ребёнка, ко взрослому мужчине, военному лётчику. Поначалу всё кажется несбыточным. Она и сама не верит, что из её чувства вырастет их взаимная симпатия. Почему я говорю, что ЕЁ любовь? Потому что вначале фильма любит только она - Саша Львова. Астахов уступает её детскому чувству, которое сродни фанатизму, в какой-то момент оно даже экзальтированно, так бурно героиня проявляет свои эмоции!
И странно и немножко не ловко даже было сперва видеть этого юного ребёнка на постели рядом со взрослым дядей, да к тому же которого ещё играет Евгений Урбанский! Но дальше по сюжету начинаешь окрыляться этим её светлым чувством, проникаться её любовью и уважением, которые не имеют ничего общего с пошлостью или страстным безумием. Она любит - светло и преданно! И как же это точно и талантливо передано в фильме! Самые светлые воспоминания о кино про любовь у меня с детства были связаны именно с этим фильмом.
Дальше разлука, тяжёлые военные будни в тылу. Вся семья в эвакуации, кроме неё, Саши Львовой, отец на фронте. Одна из самых сильных и мощных сцен фильма - это проход поезда. На низкой платформе полустанка собрались женщины и дети, их много, целая толпа. Они ждут поезда в котором едут к фронту их близкие люди: мужья, сыновья, отцы... Им сообщили в телеграммах, что их родные проездом будут на этой станции, рядом со своим городом, вот и главная героиня такую телеграмму получила. Она стоит в этой толпе, ждёт... И вот подходит воинский эшелон, гремя колёсами на стыках. Он появляется из тумана, идёт мимо станции не сбавляя ход, понятно - время военное, дорога каждая минута, и потом так же в тумане исчезает. Но... за эти секунды его прохода мимо станции происходит что-то невообразимое. Такие сцены до Чухрая не снимали. Нет, это не просто массовка - там в этом бушующем безумием кадре показана вся война! Весь страх, ужас, потери и жизни промелькнули за секунды перед нами. Люди, глядя на вагоны кричали, плакали, вопили не своими голосами, заглушая вокруг всё пространство этим нескончаемым страшным воплем. Они хотели в хаотично бегущих вагонах серого состава разглядеть, хоть на мгновение, любимое и дорогое сердцу лицо, увидеть родного человека, может быть в последний раз. Вот и Саша в этом жутком безумии кричит: "Па-па!.." и бежит за удаляющимся поездом... Непередаваемо, и на словах описать эту сцену почти невозможно, это надо видеть и слышать.
Но возвращаюсь к началу разговора, вся вторая половина фильма посвящена борьбе за счастье, личное, общественное, за счастье самообладания и утверждения себя, как личности. Но сперва, было ожидание. Саша долгие годы ждёт возвращения своего любимого лётчика. Все уверены в его гибели, а она знает, что он жив, даже отвергает ухаживания своего бывшего одноклассника, страстно в неё влюблённого ещё со школьной парты. И вот он вернулся... но здесь не такой фильм, чтобы на этом закончить хеппи-эндом. Он вернулся, а жизнь сломалась и у него, и у неё. И дальше уже показан путь к себе, к своей семье, к любимой женщине, которая стала любимой именно теперь, после войны, так как ненавязчиво, но нам дают понять по ходу фильма, что вначале любила только она, героиня, а он лишь позволял себя любить. Теперь он тоже любит, возможно, не так как она, но в этой любви есть ответственность за сына, родившегося здесь без него ещё во время войны, за Сашеньку, за их семью.
После ряда неудач у героя опускаются руки и не только, он сам опускается на дно своей никчёмной, как он считает жизни. Ведь он лётчик, а до неба его не допускают, не верят: "Ведь ты был в плену!... - как говорит он про себя в одном из главных своих монологов. И сам же отвечает - Да, был, - виноват! Виноват! Виноват!... Простите!"
И это "виноват" - ещё долго будет преследовать его по ходу фильма.
Изломанные жизни подобных Астахову людей не могут оказаться на обочине осмысления в творчестве Григория Чухрая, бывшего фронтовика. Поэтому тема культа личности ненавязчиво присутствует вторым планом. И вот наступает развязка... Она проста, как всё гениальное - умирает Сталин в марте 1953 года и приходит настоящая весна, вскрываются на реках льды, их громадная масса разбиваясь, выкатывает на берег, потом в природе всё успокаивается и начинается "оттепель". Что означает этот термин помнят многие шестидесятники, именно к этому поколению относится и сам режиссёр картины. Далее и у героев всё налаживается в жизни: Астахова вызывают в Москву, он едет, сперва с тревогой, потом с надеждой. В поездке с ним его верная супруга Сашенька... Она стоит в ожидании возле казённого здания, ждёт у дверей своего мужа, не зная, что будет впереди, и вот он выходит к ней... Она подбегает к нему в ожидании чего-то неизвестного, а муж раскрывает зажатую ладонь, на которой лежит звезда Героя Советского Союза!
В этом фильме нет войны в кадре, нет массовых батальных сцен, танковых сражений, лётных подвигов, там не показан фронт, только тыл, но ощущение войны, её присутствие ощущается в каждом кадре, каждом эпизоде своей атмосферой в которой дым и порох, смерть и спасение, надежда и тягостное ожидание победы. Мы смотрим сегодня на этих героев с высоты сегодняшнего времени и нам многое в них кажется наивным, даже детским, но неизменно одно - Большая Любовь ко всему земному, к Родине, семье, родным и близким людям, то без чего нашей Великой Победы в 1945 году и не было бы! И плохое было в жизни страны и хорошее, но этого (ни плохого, ни хорошего) ничего врагу не хотели отдавать наши прадеды и деды, они оставили это всё себе и остановили врага, разбив его до основания... А затем, а что будет затем - это уже наше с вами дело, наша забота о том, будет ли мир на Земле безоблачным и вечным! И ещё раз - "Чистое небо" - фильм о ЛЮБВИ с большой буквы, о настоящей, о которой теперь можно лишь мечтать, потому что в наше прагматичное время такого понятия, к сожалению, уже не существует. Одно гаденькое "партнёрство" осталось.
Так пусть же оно восстанет из пепла и будет вечным, как Чистое Небо!!!