Если в любой стране произнести названия компаний Disney, Apple или Adidas — все поймут, о какой продукции идёт речь. Моментальное узнавание торговой марки потребителем — заслуга бренд-менеджера. Рассказываем, чем занимается этот специалист, и какие навыки ему требуются для решения профессиональных задач.
Кто такой бренд менеджер
Бренд-менеджер — это специалист, отвечающий за узнаваемость торговой марки. Он должен донести ценность и значимость производимого компанией продукта до потребителя. Его задача — понять, в какое время, какими словами и на какие темы говорить с клиентом, чтобы вызвать нужные эмоции и побудить приобрести товар. Он отвечает за восприятие торговой марки в информационном пространстве, доносит необходимые смыслы, выбирая подходящие форматы и площадки для распространения информации.
Основные обязанности бренд-менеджера:
- Развивать и поддерживать узнаваемость бренда. Предлагаемые товары и услуги должны привлекать внимание потребителя и быть ему необходимы. Если бизнес связан с услугами или товарами, о которых потенциальный покупатель недостаточно знает, то прибыли он не принесет. Запуск нового товара начинается с того, что менеджер обсуждает с компанией его ценности, чтобы потом увлекательно рассказать о них покупателю.
- Исследовать запросы целевой аудитории. Эффективную стратегию продвижения товара невозможно выстроить без предварительного изучения и сегментации ЦА. Для этого потребуется обработать и интерпретировать большие массивы информации.
- Разрабатывать стратегию позиционирования бренда. Существует немало способов продвижения товара — баннеры, рекламные ролики, социальные сети, персональный сайт и т.д. Необходимо продумать, как они будут выглядеть. Если товар продается в фирменном магазине, то необходимо продумать форму одежды сотрудников.
- Управлять репутацией: следит за тем, чтобы покупатели в любой ситуации продолжали воспринимать бренд положительно.
- Взаимодействовать с другими отделами компании: smm, менеджмента, рекламы и т.д.
Всесторонняя работа над позиционированием продукта, делает его привлекательнее для клиента, что приводит к повышению спроса. Например, «Макдоналдс», благодаря усилиям менеджеров и маркетологов смог стать известным в мире брендом, а не очередным рестораном быстрого питания.
Ключевые навыки бренд-менеджера
Освоить эту профессию можно, пройдя обучение по специальности и имея профильное образование. Понадобится изучить основы менеджмента, разобраться в особенностях теоретических и практических маркетинговых исследований, электронную коммерцию и т.д.
Бренд-менеджер должен проанализировать специфику торговой марки, которую необходимо сделать популярной и выбрать эффективные способы повышения узнаваемости. Часто специалисты сочетают рекламу, PR-акции, привлечение спонсоров и партнеров. Такую работу невозможно сделать по шаблону. От бренд-менеджера требуется творческий подход, чтобы привлечь внимание к продукту определённой марки и выгодно выделить его среди конкурентов.
В каждой профессии успешный специалист должен обладать определённым набором умений, позволяющим успешно справляться с поставленными задачами. Выделяют две группы навыков: универсальные (пригодятся большинству работников) и профессиональные (понадобятся только специалистам, в зависимости от сферы деятельности). Что необходимо уметь успешному бренд-менеджеру?
Универсальные навыки
Умение слушать. Не каждый клиент умеет четко сформулировать и выразить свои мысли. Нужно внимательно всех выслушивать, чтобы не пропустить важную идею или мнение.
Переговорные навыки. Возникающие в ходе общения конфликтные ситуации лучше разрешать с помощью своевременного диалога.
Коммуникативность. Придётся много общаться не только с клиентами, но с отделом продаж и с руководством. Профессионал умеет аргументированно отстоять свою точку зрения перед руководством и мотивировать коллег работать на увеличение продаж.
Налаживание взаимодействия между отделами. Товар становится узнаваемым в результате совместной работы нескольких подразделений компании. Координация действий позволяет вовремя достичь результата.
Эмоциональный интеллект. Для успешного продвижения продукции компании специалист должен понимать, какие чувства испытывают потребители, уметь вызвать у них положительные эмоции.
Профессиональные навыки
Для выработки стратегии бренда нужно проанализировать запросы целевой аудитории и приёмы, которые применяют конкуренты. Поэтому специалист по брендингу:
- знает современные методики исследования рынка;
- понимает основы управления брендами и маркетинга;
- умеет работать со специализированными платформами и цифровыми маркетинговыми инструментами;
- владеет навыками проектного управления. Координирует деятельность отделов маркетинга, рекламы, PR и других;
- способен провести анализ данных и принять решение, основываясь на сделанных выводах. По результатам анализа составляется отчёт для руководства, в котором описываются варианты развития торговой марки;
- придумывает нестандартные способы обратить внимание потенциального покупателя на продукт. Чем необычнее реклама, тем лучше запоминается товар.
Один из приёмов нестандартного брендинга — построение ассоциативных цепочек.
Востребованность
Каждый год на рынке появляются новые стартапы. Десятки компаний нуждаются в тех, кто сумеет раскрутить их товар. В среднем и крупном бизнесе ощущается нехватка специалистов этого направления. Специалисты, умеющие делать продукцию узнаваемой нужны в промышленности, на производстве, в автомобильном бизнесе. Они также работают в интернет-магазинах, маркетинговых агентствах, аптеках и клиниках.
Зарплата зависит от опыта и выполняемых задач. Минимум по России составляет 56 000₽ для новичков. Работающие в крупных компаниях менеджеры через 2-3 года могут дорасти до должности руководителя направления. Те, кому важна карьера постоянно отслеживают российские и международные тренды маркетинга, чтобы в подходящий момент внедрить их в компании.
Чем бренд-менеджер отличается от маркетолога?
Эти профессии похожи, но есть различия в нескольких моментах.
Задачи. Менеджер сосредоточен на создании бренда и выработке стратегии продвижения. Маркетолог помогает ему, анализируя приемы конкурентов и маркетинговые тенденции.
Ответственность. Бренд-менеджер занимается торговой маркой в целом, а маркетолог — подключается к работе на стадии и аналитики результатов.
Подход. Менеджер — стратег. Он занимается укреплением позиций уже поступившего в продажу товара. Маркетолог — аналитик, который на основе проведенных исследований подсказывает, как лучше выводить конкретный продукт на рынок.
Преимущества и недостатки профессии
Мы выделили несколько особенностей работы бренд-менеджера, привлекающих внимание соискателей к этой профессии.
Преимущества
Изучение бизнеса изнутри. Умение генерировать идеи для занимающегося развитием брендов менеджера — ключевое. Например, он может не знать технологию создания компьютерных игр, но придумать увлекательную концепцию. Эта профессия — хороший старт для желающих в будущем открыть собственное дело.
Отсутствие рутины. При разработке стратегии мыслить приходится рационально, но творческий подход к раскрутке бренда увеличивает вероятность успеха. Ежедневно приходится заниматься задачами, требующими нестандартных решений.
Расширение кругозора. Экономика постоянно развивается, возникают новые методики и приемы. Профессионалу необходимо быть в курсе изменений в маркетинге, Бренд-менеджер должен исследовать и освоить разные способы продвижения, не ограничиваясь привычными инструментами smm.
Многозадачность. Рутинных рабочих дней не будет. У любого товара есть особенности, требующие индивидуального подхода при продвижении.
Постоянные социальные контакты. Регулярное общение с коллегами не только развивает навыки коммуникации, но позволяет получить новые знания, расширить круг знакомств и интересов.
Гордость за видимые результаты. Представьте, что бренд, продвигаемый с помощью разработанной вами стратегии получает восторженные отзывы и отлично продается в магазинах. Это результат ваших трудов и повод быть довольным проделанной работой.
Недостатки
Не существует идеальных профессий, поэтому расскажем и о недостатках менеджмента, связанного с брендингом.
Необходима базовая экспертность одновременно в нескольких областях знаний. Потребуется уметь анализировать данные и планировать действия, знать особенности производства того товара, бренд которого вы продвигаете, понимать суть менеджмента и маркетинга. Предварительно нужно пройти обучение по профилю. Во время работы придётся совмещать теоретические научные знания и творчество, генерировать новые идеи.
Отложенный результат. Грамотный менеджмент даст нужный эффект, но он проявится не сразу, а через несколько недель или месяцев. Понадобится задействовать разнообразные каналы и приемы, чтобы убедить потенциального покупателя приобрести товар.
Будут неудачи. Существуют популярные технологии повышения узнаваемости брендов, неоднократно проверенные на практике и доказавшие эффективность. Однако иногда происходят сбои, за которые специалист по брендингу не отвечает.