Найти тему
52,3K подписчиков

"Профессор Мамлок" (СССР, 1938) и "Богдан Хмельницкий" (СССР, 1941): разные фильмы, разные мнения

Профессор Мамлок. СССР, 1938. Режиссеры Герберт Раппапорт, Адольф Минкин. Сценаристы: Фридрих Вольф, Адольф Минкин, Герберт Раппапорт (по одноименной пьесе Фридриха Вольфа). Актеры: Семен Межинский, С.

Профессор Мамлок. СССР, 1938. Режиссеры Герберт Раппапорт, Адольф Минкин. Сценаристы: Фридрих Вольф, Адольф Минкин, Герберт Раппапорт (по одноименной пьесе Фридриха Вольфа). Актеры: Семен Межинский, С. Никитина, Олег Жаков, Владимир Честноков, Борис Светлов, Нина Шатерникова, Юрий Толубеев, Василий Меркурьев и др. 16,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Герберт Раппапорт (1908–1983) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Профессор Мамлок», «Два билета на дневной сеанс», «Круг», «Меня это не касается», «Черемушки», «Поддубенские частушки», «Музыкальная история», «Воздушный извозчик») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Адольф Минкин (1898-1967) поставил 6 полнометражных игровых фильмов, только один из которых («Профессор Мамлок») вошел в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В драме «Профессор Мамлок» рассказывалась история поначалу далекого от политики немецкого ученого, сталкивающегося с нацизмом.

В 1938 году этот фильм был выпущен на всесоюзный экран и получил положительные отзывы прессы. Однако с лета 1939 года по конец июня 1941 года «Профессор Мамлок» пролежал на полке из-за тогдашнего «международного положения»… После нападения нацистской Германии на СССР демонстрация этой картины была возобновлена.

В год выхода этого фильма в кинопрокат сценарист и кинокритик Н. Коварский (1904-1974) писал, что «Профессор Мамлок» — не только первый безусловно удавшийся анти­фашистский фильм. Это — вообще первый удавшийся фильм о капиталистическом Западе наших дней. … В фильме нет ни одного куска, ни одной детали, единственным назначе­нием которой было бы только «по­казать Запад», дать одну внешнюю характеристику места действия. Каж­дая деталь подчинена драматурги­ческому замыслу сценария в целом, данного куска, данного эпизода. И эта особенность немало способствует впечатлению подлинности обстановки. Перед нами —первый фильм о Западе, в котором кет никакой «клюквы» или «липы». В словаре Даля этих си­нонимов нет, но, зритель видевший прежние фильмы о Западе, к сожа­лению, знает их очень хорошо. … Параллельно с линией Мамлока развивается история его сына, свя­занная с детальным показом герои­ческой работы германской компар­тии, собирающей единый народный фронт против фашизма. Эта линия, содержащая ряд чрез­вычайно интересных и ярких сцен (особенно эпизоды, рисующие героизм и мужество коммунистов на допросе в Гестапо), драматургически, однако, разработана слабее, чем линия Мамлока. Произошло это по очень простой причине. Если тема Мамлока разви­вается в самостоятельную драматиче­скую новеллу, то в теме Рольфа и его друзей-коммунистов этого развития нет. … Надо, од­нако, сказать, что этот недостаток до известной степени понятен: впервые показывается у нас в кино исклю­чительно сложная и ответственная тема работы компартии в условиях фашистского террора. И драматизм отдельных эпизодов как бы компен­сирует здесь недостатки всей драма­тической линии в целом. … Хорошо разработанный актуаль­ный сценарий, представляющий собой горячий обвинительный акт против фашизма, тщательная режиссерская работа, продуманная игра актеров и общий постановочный уровень «Про­фессора Мамлока» обеспечивают этой картине — новой удаче советской ки­нематографии — несомненный и за­служенный успех» (Коварский, 1938: 28-32).

Нынешние зрители и сегодня вполне позитивно оценивают эту антинацистскую драму:

«Сильный фильм. … Фигура профессора величественна знаниями, талантом, цельностью личности.... Его арест и убийство сцены потрясающей силы. До какого безумства могут доходить некогда вроде нормальные люди в своём политическом фанатизме! Так унижать, попирать человеческого достоинство! И при этом чувствовать себя властителями мира» (О. Горяева).

«Через весь фильм проходят переживания профессора Мамлока по поводу зверства фашистов, выливаясь к концу фильма в длинный монолог. «Я люблю Германию, страну выдающихся писателей, но ненавижу Германию фашистскую», - вот смысл его слов. … «Профессор Мамлок» является одной из лучших картин, снятых в тридцатые годы в СССР. Он - будто ответ всем агиткам Лени Рифеншталь, отражая истинную сущность фашизма» (Биг Босс 2010).

Киновед Александр Федоров

Профессор Мамлок. СССР, 1938. Режиссеры Герберт Раппапорт, Адольф Минкин. Сценаристы: Фридрих Вольф, Адольф Минкин, Герберт Раппапорт (по одноименной пьесе Фридриха Вольфа). Актеры: Семен Межинский, С.-2

Богдан Хмельницкий. СССР, 1941. Режиссер Игорь Савченко. Сценарист Александр Корнейчук. Актеры: Николай Мордвинов, Гарэн Жуковская, Никита Ильченко, Виталий Полицеймако, Михаил Жаров, Борис Андреев и др.

Режиссер Игорь Савченко (1906–1950) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, некоторые из них («Богдан Хмельницкий», «Старинный водевиль», «Тарас Шевченко») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Премьера «Богдана Хмельницкого», действие которого происходит на Украине в 1648 году, состоялась 7 апреля 1941 года, а на следующий год этот фильм получил сталинскую премию…

Разумеется, лента Игоря Савченко отражала предвоенную антипольскую политическую конъюнктуру, но миллионы зрителей шли в кинотеатры, привлеченные яркими актерскими работами и общим приключенческо–историческим антуражем…

Кинокритик Ростислав Юренев в год премьеры фильма писал о нем так: «“Богдан Хмельницкий” — народная эпопея. Героические события освободительной войны украинского народа против польско–литовских захватчиков за воссоединение с братским великим русским народом — тема и материал фильма. … Не будем повторять здесь замечаний критики о некоторой тяжеловесности и рыхлости сценария, вместившего огромный материал. Несмотря на большое число событий и еще большее количество действующих лиц, органическая спаянность событий между собой и яркая обрисовка драматических характеров в сценарии позволили режиссеру умелым построением эпизодов и монтажом сделать фильм стройным и динамичным. Эпическая природа сценария проявляется и в масштабах происходящих событий, и в широком, несколько замедленном ритме, и в массовости, и в особой организации взаимоотношений действующих лиц. … Тяжеловесность и рыхлость сценария Корнейчука обусловлена не многолинейностью сюжета и не количеством действующих лиц, — это признаки жанра, а не недостатки. Недостатки сценария заключались в растянутости некоторых сцен (особенно экспозиционных) и порой в несколько бледных характеристиках некоторых героев (Чаплинский, Богун, Опанас, русские послы). Эти недостатки не были органическими пороками. Они были частично исправлены в процессе постановки: растянутые сцены сократил режиссер, неяркие характеры в большинстве случаев шире и красочней разработали актеры. Поэтому “Богдан Хмельницкий” — блестящий образец киноэпопеи на ее новом реалистическом этапе. Структура сюжета, композиция и образы фильма полноценны. Сценарий открыл богатые возможности перед режиссером, художником, композитором, оператором, актерами. … “Богдан Хмельницкий” большое достижение Савченко. В этой картине режиссер развернул свое дарование, выявил свой стиль, свое мастерство, свое художественное лицо. В нем ощущается влияние Довженко. Можно найти следы изучения и других мастеров. Но это уже фильм не ученика, а мастера, талант которого бесспорен. … Итак, “Богдан Хмельницкий” — выдающийся фильм советского кино. Он синтезирует лучшие завоевания мастеров советской киноэпопеи. Исторически правдивый и художественно зрелый фильм этот и по своему идейному комплексу и по своей стилистике является народным, реалистическим, глубоко национальным» (Юренев, 1941. Цит. по: Юренев, 1981).

В «Краткой истории советского кино» отмечалось, что в «Богдане Хмельницком» «накопленный опыт и особенности дарования Савченко получили дальнейшее развитие. Работу над этим фильмом отличало зрелое, высокое мастерство, проявившееся прежде всего в уверенной лепке человеческих характеров. … В народных и батальных сценах авторы фильма следуют за «Тарасом Бульбой»… Органическое соединение комедийного плана с трагическим выявляет в картине дух могучего оптимизма украинского народа» (Грошев и др., 1969: 283).

Сегодняшние оценки «Богдана Хмельницкого» очень сильно зависят от политических взглядов зрителей:

«Мощное, полнобюджетное историческое кинополотно; уж что–что, а батальные героические эпопеи наши советские кинематографисты всегда умели снимать на славу! Как всегда самыми яркими получились отрицательные персонажи: ослепительно красивая Гелена (Г. Жуковская) и коварный предатель Лизогуб (В. Полицеймако). А вот любимый Михаил Жаров несколько разочаровал: его Дьяк Гаврило – абсолютно тот же Гаврила Русов из "Секретаря райкома" (1942), с характерными жаровскими интонациями и узнаваемой саркастической манерой речи – только перенесённый в другую историческую эпоху» (Г. Воланов).

«В фильме Богдан Хмельницкий выглядит каким–то уж простым мужиком. Хотя на самом деле был очень образованным человеком, знал несколько языков, принадлежал к украинской шляхте» (Плойка).

«Неужели никто так и не понимает, что фильм "Богдан Хмельницкий" является чистой антипольской сталинской пропагандой, которая должна была оправдать нападение СССР вместе с фашистской Германией на Польшу? Оправдать убийц польских офицеров в Катыни, натравить советских граждан на польский народ. Фильм, который сеет и сегодня межнациональную вражду между украинцами и поляками. Фильм исторически лживый во всех отношениях» (Неравнодушный).

Киновед Александр Федоров