За тех, кто в море. СССР, 1948. Режиссер Александр Файнциммер. Сценарист Моисей Котов (по пьесе Б. Лавренева). Актеры: Михаил Жаров, Александра Тришко, Дмитрий Павлов, Геннадий Карнович–Валуа, Нинель Мышкова, Эльвира Луценко, Даниил Сагал, Иван Любезнов и др. 16,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Файнциммер (1905–1982) поставил 20 фильмов в немом и звуковом кино. Фильмы эти были разных жанров, но в основном режиссера привлекали остросюжетные истории, хотя на его счету есть и несколько популярных комедий. Многие работы А. Файнциммера вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент («Константин Заслонов», «За тех, кто в море», «У них есть Родина», «Овод», «Девушка с гитарой», «Далеко на Западе», «Пятьдесят на пятьдесят», «Трактир на Пятницкой», «Без права на ошибку», «Прощальная гастроль "Артиста"»).
Драма о военных моряках «За тех, кто в море» в год выхода в прокат пользовалась успехом у зрителей, но сегодня эта лента оказалась практически забытой – как киноведами, так и массовой аудиторий…
Киновед Александр Федоров
Суд. СССР, 1962. Режиссеры Владимир Скуйбин, Аида Манасарова. Сценарист Владимир Тендряков (по собственной одноименной повести). Актеры: Николай Крючков, Олег Жаков, Виктор Кольцов, Павел Волков и др. 16,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Скуйбин (1929–1963) прожил очень короткую жизнь, успев поставить только четыре фильма (два из них – «Жестокость» и «Суд» – вошли в тысячу самых популярных советских лент).
Режиссер Аида Манасарова (1925–1986) поставила десять полнометражных игровых фильмов, три из которых («Фантазия на тему любви», «Оглянись!» и «Суд») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
На охоте убит человек. Кто убийца? Ведется следствие…
Владимир Скуйбин снимал свою четвертую и, увы, последнюю картину – психологическую драму «Суд» – тяжело больным, и на съемочной площадке ему помогала Аида Манасарова…
Зрителей в кинозалы привлекла не только фабула «Суда» – расследование драмы на охоте, но и яркие актерские работы Николая Крючкова и Олега Жакова.
В год выхода «Суда» во всесоюзный прокат кинокритик Н. Игнатьева (1923-2019) писала, что этот фильм «очень бережный к авторской мысли, нигде не жертвующий ею ради эффектной «кинематогрфичности», предполагает требовательное совместное раздумье художников и зрителя» (Игнатьева, 1962: 23).
Современная аудитория вспоминает «Суд» добрым словом:
«Фильм о порядочных людях, для которых фраза "стыдно перед самим собой" не пустой звук... Уже стало обычным, когда сталкиваются люди честные с мерзавцами и побеждают обычно вторые, здесь же сюжет куда драматичнее, горе сводит трех хороших людей, им надо доказать свою невиновность, при этом не перекинуть вину на другого... Прекрасные роли, Николай Крючков, Олег Жаков, как всегда, высокий уровень исполнения ролей. Очень понравился следователь, умный, профессионал и из того же сорта людей, что и подследственные» (Новикова).
«Не хотел бы я оказаться на месте Тетерина! И на месте Дударева. Оба они сделали выбор. Дударев остался человеком, а вот Тетерин... Фильм превосходный. Поневоле спрашиваешь себя, а как бы ты повел себя в похожей ситуации – если, конечно, еще в ней не был. Что победит: совесть или инстинкт самосохранения? Все артисты сыграли чудесно, особенно Крючков» (Кентавр).
«Сильная психологическая драма с сильными актерскими работами. Наверное, это лучшая роль Николая Крючкова, самая глубокая, самая неоднозначная. Жаль, что картина сейчас как-то подзабыта. Мне кажется, ее надо почаще показывать по телевидению, а то там сегодня засилье развлекухи» (Учитель).
Киновед Александр Федоров