Здравствуй и прощай. СССР, 1973. Режиссер Виталий Мельников. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Людмила Зайцева, Олег Ефремов, Михаил Кононов, Наталья Гундарева, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Александр Демьяненко и др. 16,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Виталий Мельников (1928-2022) за свою долгую творческую карьеру поставил два десятка полнометражных игровых фильмов, три из которых («Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай») вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов (и это еще не считая его популярного телефильма «Старший сын»).
Это лирическая и трогательная история любви женщины, брошенной мужем (Людмила Зайцева) и милиционера (Олег Ефремов)…
Киновед Наталья Милосердова писала, что сценарий Виктора Мережко предоставил режиссеру Виталию Мельникову «благодатную возможность соединить мелодраму с комедией. Фильм подкупал поразительной достоверностью, самобытностью и наполненностью существования героев. Такого эффекта проникновения в среду Мельникову удалось добиться, поселив съемочную группу во время работы над фильмом среди реальных жителей кубанской станицы» (Милосердова, 2010: 304).
С. Кудрявцев подчеркивал, что «обманчиво простой сюжет о «кубанских казаках» времён развитого (как позже выяснилось, напротив – недоразвитого) социализма может тронуть склонное к ностальгии сердце даже спустя десятилетия. …Народная житейская притча, рассказанная и с лукавством, и с нежностью, представляет даже самых непутёвых героев незлобиво, по–человечески сердечно. Некоторое безрассудство русского характера, жизнь «на авось», отсутствие в национальной психике сдерживающих процессов торможения (если что – сразу «здравствуй и прощай!») не выглядят такими сатирически заострёнными, с болью гиперболизированными, как, допустим, в более поздней картине «Курочка Ряба», к которой тоже причастен Мережко. Всё–таки добрый юмор и теплота интонации фильма Мельникова позволяют воспринимать минувшие времена почти в идиллическом флёре, а естественно улыбающихся и переживающих героев, лица которых просветлены и в минуту огорчений, принять за счастливых людей, живших тогда, когда ещё не распалась советская империя, не такая уж страшная, как её теперь живописуют. Тем не менее, мудрость сценариста, режиссёра и актёров в ленте «Здравствуй и прощай» как раз в том и проявляется, что в незамысловатой байке, в меру весёлой, в меру сентиментальной, исподволь всё равно (а с течением лет – куда явственнее) угадывается мучительный конфликт эпохи, поставленной на дыбы. Все мы – нация перемещённых лиц: лагерников, мигрантов, лимитчиков, оторванных от своих корней. И даже главная героиня этой картины, вместо того, чтобы быть деревенской мадонной, воспетой уже не на полотнах, а хотя бы в телепередаче о хорошей жизни села, должна, словно крепостная, испрашивать разрешения у месткома, сельсовета и милиции, желая порвать с прежним мужем и обрести нового, такого же подневольного, как и она, пусть и облачённого какими–то мелкими привилегиями власти. Как любить, как жить, что делать и кто виноват – всё решают вместо нас: и тогда, и сейчас» (Кудрявцев, 2007).
Зрители и сегодня любят эту комедию:
«Увидела первый раз этот фильм в ранней юности и обрыдалась. Какие–то струны души он зацепил, тогда еще самой мне, наверное, неведомые. И каждый раз смотрю с щемящей грустью пополам с улыбкой. Какое созвездие талантов! Причем для времени его создания фильм, как мне кажется, вовсе не был таким уж шедевром. Во всяком случае, не самым кассовым. Просто общий фон был очень достойным. Какое же удовольствие пересматривать заново ленты тех лет!» (Лариса).
«Замечательный фильм, улыбка сквозь слёзы, великолепный актёрский состав, игра потрясающая. … Обязательно посмотрю ещё раз, не могу отказать себе в таком удовольствии. Фильм и трагичный и трогательный и местами очень смешной» (Ирина).
«Трогательный фильм, с отличной игрой актеров. Настоящее советское кино с Болбшой буквы!» (Талант).
Киновед Александр Федоров
Берегите мужчин. СССР, 1983. Режиссер Александр Серый. Сценарист Марина Акопова. Актеры: Нина Русланова, Леонид Куравлёв, Александр Вокач, Александр Лазарев, Наталья Селезнёва, Римма Маркова, Нина Агапова, Марианна Стриженова и др. 16,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Александр Серый (1927–1987) – поставил всего пять фильмов («Выстрел в тумане», «Иностранка», «Джентльмены удачи», «Ты – мне, я – тебе», «Берегите мужчин!») и все (!) они вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Зам. директора НИИ Марфа (Нина Русланова) – женщина деловая и энергичная. А муж у нее – мямля и скромняга (Леонид Куравлев)…
Комедия «Берегите мужчин» стала, увы, последней работой режиссера Александра Серого, которого зрители до сих пор обожают за «Джентльменов удачи».
Зрители смотрели комедию «Берегите мужчин» очень даже неплохо, а вот кинокритикам она совсем не понравилась.
К примеру, Юрий Богомолов в «Советском экране» завершил свою рецензию на этот фильм так: «На Западе, где синтезируют фуфлон, синтезируют и антифеминистические сатиры. Одна из них запала в память. Не помню названия, помню, что мужчина, которого играет Марчелло Мастроянни, забеременел. Это, конечно, крайность. Мужчина, которого играет Леонид Куравлев, уберегся. Это хорошо. Худо, что женщине, которую играет Нина Русланова, кажется, больше не грозит подобное: мужа надо делать профессором, генератор доводить до кондиции. До такого еще никто и нигде не додумывался. Мало того, что «ля мужик» обабился, так еще и «ля баба», простите, омужичилась. Это крайность, с которой А. Серый и М. Акопова, не щадя собственного профессионального достоинства и чувства юмора «ля зрителя» (независимо от пола, возраста и социального происхождения последнего), борются» (Богомолов, 1983; 7).
В итоге судьба комедий «Здравствуй и прощай», «Берегите мужчин», в год проката собравших по 16 млн. зрителей, оказалась разной. Первую зрители с удовольствием вспоминают в и XXI веке, вторую, похоже, почти забыли…
Почти, но не совсем:
«Здорово поставленный, яркий и динамичный, со множеством нюансов, тонко, а иногда – и очень тонко – в лоб – показывающий, что женщины должны всегда оставаться женщинами, а мужчины – мужчинами. … замешанное круто, практически без "воды", что всегда отличает хороший фильм от плохого, а также замечательная игра актеров, и создает ту неповторимую эмоциональную среду и ощущение "советской действительности" первой половины 80–х, когда люди ещё во что–то верили, к чему–то стремились, "несмотря на отдельные имеющиеся недостатки"), и которую называют "духом фильма", придающая ему свое, неповторимое лицо… "Берегите мужчин" – это резкий, мягкий, смешной и грустный фильм – замечательное, стилистически выверенное продолжение работы на социальную тематику нашего талантливого режиссера, Александра Серого» (Ромель).
«Ну и кино! Муть какая–то! Посмотрела до конца лишь затем, чтобы окончательно убедиться в полной бездарности и убожестве этого фильма. Гадость редкая!» (Анна М.).
Киновед Александр Федоров