Иоланта. СССР, 1963. Режиссер и сценарист Владимир Гориккер (по одноименной опере П.И. Чайковского, либретто М.И. Чайковского по драме Генриха Герца «Дочь короля Рене»). Актеры: Наталья Рудная, Фёдор Никитин, Юрий Перов, Александр Белявский, Пётр Глебов, Валентина Ушакова и др. 13,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Владимир Гориккер (1925-2021) поставил 11 игровых фильмов («Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Каменный гость», «Звезда экрана», «под крышами Монмартра» и др.) в основном это были экранизации известных опер и оперетт.
Цветная музыкальная мелодраматическая история о том, как королевская дочь встречает принца покорила сердца советских зрителей, особенно ее женской половины, во многом благодаря бессмертной музыке П. И. Чайковского…
В год премьеры «Иоланта» была тепло принята кинопрессой и зрителями. Кинокритики М. Долинский и С. Черток (1931-2006) писали на страницах журнала «Искусство кино», что этот «фильм создан вопреки театральным традициям. В нем расставлены именно те акценты, которые точно соответствуют замыслу Чайковского» (Долинский, Черток, 1963: 78).
Зрители и сегодня вспоминают «Иоланту» с удовольствием:
«Прекрасный фильм, музыка, актеры. Помню сильное впечатление с детства» (Ольга).
«Фильм снят великолепно! Какие голоса! Олейниченко, Лисицыан, Анджапаридзе – сплошное наслаждение. … Здесь слились воедино гениальная музыка, великие исполнители, прекрасная режиссура и актерское мастерство. Дух захватывает от красоты музыки! Голос Олейниченко словно хрустальный сосуд, окутанный тончайшей, нежнейшей тканью» (НВЧ).
Киновед Александр Федоров
Поезд идет на Восток. СССР, 1948. Режиссер Юлий Райзман. Сценарист Леонид Малюгин. Актеры: Лидия Драновская, Леонид Галлис, Мария Яроцкая, Михаил Воробьёв, Константин Сорокин, Владимир Любимов и др. 16,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Юлий Райзман (1903–1994) за свою долгую карьеру поставил 19 полнометражных игровых фильма, многие из которых («Поезд идет на восток», «Кавалер Золотой звезды», «Урок жизни», «Коммунист», «А если это любовь?», «Твой современник», «Странная женщина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Капитан Лаврентьев и агроном Зинаида Соколова в мае 1945 года едут в поезде «Москва – Владивосток»...
Лирическая комедия «Поезд идет на Восток» необычна по жанру для режиссера «Поднятой целины», «Коммуниста» и «Странной женщины» Юлия Райзмана.
Говорят, эта лента не произвела впечатления на Сталина, но, тем не менее, на экраны вышла и имела успех у зрителей, которые до сих пор помнят эту картину…
Мнения зрителей XXI века об этой комедии резко разделены на «за» и «против».
«За»:
«Наконец удалось просмотреть фильм и признаюсь, что он идейно заражает оптимизмом и даёт массу положительных эмоций, несмотря на проскальзывающую местами советскую пропаганду и фразы–клише о советском человеке. Истинная, глубинная мораль, пронизывающая как и этот, и так и многие другие замечательные радостные фильмы советской эпохи – это больше, чем проскальзывающий в этих фильмах примитивизм и клише советской конъюнктуры» (Мими).
«Когда по ТВ показывают фильм "Поезд идет на Восток", я откладываю все дела и смотрю. После просмотра этого фильма у меня всегда приподнимается настроение, что не скажешь о современных фильмах, где с экранов грязь льется рекой. Лидия Драновская и Леонид Галлис – главные герои картины, энергичные, молодые, красивые» (Елена).
«Фильм, действительно, светлый… Всё в нём замечательно: и сценарий, и режиссура, и игра актёров, а дуэт Лидии Драновской и Леонида Галлиса – выше всяких похвал, и, конечно, музыка Тихона Хренникова» (Александр).
«Против»:
«Фильм занудный. А вертлявая героиня с визгливым голосом просто раздражает» (Ника).
«Фильм мне очень не понравился. Хотя я люблю старые фильмы, но этот с трудом досмотрела до конца. Меня очень раздражала главная героиня. Весь фильм она тарахтела своим писклявым противным голосом. Приставала ко всем мужикам и не одного не могла отставить в покое. Бедолаги не знали, как от неё отвязаться. Даже когда в купе погас свет, и все легли спать, она продолжала болтать и навязываться. Не желаю никому такую попутчицу в поезде. Ужасно нудная и глупая девица» (Руфь).
«Так и не поняла логику режиссера, выбравшего на главную роль эту актрису. Без конца сюсюкает под маленькую девочку – а выглядит отнюдь немолодо, нет и привлекательной внешности – просто никакая! Неубедительно сыграна ею и влюбленность в этого случайного попутчика. Сцена в ресторане снята настолько агитационно, что противно» (П. Петрова).
Киновед Александр Федоров