Молчание доктора Ивенса. СССР, 1974. Режиссер и сценарист Будимир Метальников. Актеры: Сергей Бондарчук, Жанна Болотова, Ирина Скобцева, Леонид Оболенский, Игорь Кузнецов, Борис Романов и др. 16,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Сценарист Будимир Метальников (1925–2001) в качестве режиссера поставил всего три фильма, из которых в тысячу самых кассовых советских кинолент вошла только фантастическая картина о землянах и инопланетянах – «Молчание доктора Ивенса».
В год выхода этой картины в прокат «Советский экран» откликнулся на нее статьей, где утверждалось, что «можно предъявить фильму ряд упреков. И все же тем, кто понимает важность поставленных Б. Метальниковым проблем, кого интересует философия освоения космоса, фильм полезен и интересен. Он дает богатую пищу для размышлений. Доктор Ивенс в изображении Бондарчука – это мужественный и мудрый человек… Привлекает внимание и игра актрисы Жанны Болотовой, хотя ее роль по–своему очень непроста: попробуйте изобразить любовь неземного существа! Здесь так легко впасть в отвлеченную слащавость или же скатиться к вульгарному «земному» сексу. Актрисе и режиссеру удалось избежать этого. Им веришь… Но сила художественного произведения в том и состоит, что оно приводит в действие весь багаж эмоций и знаний, накопленных человеком. «Молчание доктора Ивенса» поднимает пласты, как будто бы впрямую с ним и не связанные. Вот почему (даже рискуя остаться в меньшинстве) я склонен считать этот фильм значительным и интересным явлением современного кинематографа» (Владимов, 1974: 9).
Жюри международного кинофестиваля фантастических фильмов тоже понравилась актерская работа Жанны Болотовой – она получила там специальный приз за лучшее исполнение женской роли…
Любопытно, что нынешние зрители воспринимают «Молчание доктора Ивенса» в целом позитивно:
«"Молчание доктора Ивенса" очень хороший фильм, о том, что на Земле сила оружия во много раз превосходит силу нравственности. К сожалению вот эти проблемы на Земле и сейчас злободневны» (А. Марков).
«Этот фильм потряс меня в детстве и не менее сильное впечатление произвел уже сейчас, в зрелом возрасте. Я пересмотрел его и лишний раз понял, что это уже недостижимые вершины той космической человечности и искренности, как и той высоте полета мысли, свойственной тому времени и настоящему искусству, тогда еще не продажному и не озверевшему от похоти и насилия» (Сергей Н.).
«Это один из моих самых любимых фильмов. Впервые посмотрела его в начале 70–х, будучи ещё ребёнком, но меня так впечатлила роль прекрасной Жанны Болотовой, что я стала представлять себя инопланетянкой, играла в "полёты в безвоздушное пространство и на другие планеты", придумывала продолжение истории главных героев фильма. Мне было очень жаль, что они трагически погибают. Этот фильм … каждый раз я смотрю как в первый раз, затаив дыхание» (Ирена).
«Гениальный фильм–предвидение, не только не потерявший актуальность за 40 лет, но ставший еще более злободневным. В фильме показаны духовное банкротство и безумие, опасность для существования всего человечества … капиталистической системы. … Финал печален и, увы, закономерен, – в мире капитала по–другому и быть не могло; космос интересует власть предержащих только в связи с изобретением нового, более совершенного оружия массового уничтожения. ... Истинное удовольствие получаю от работы великолепных актеров – Бондарчука, Болотовой, Оболенского» (Руссе).
Киновед Александр Федоров
Личной безопасности не гарантирую… СССР, 1981. Режиссер Анатолий Вехотко. Сценарист Геннадий Бекаревич. Актеры: Ивар Калныньш, Семён Морозов, Наталья Бражникова, Леонхард Мерзин, Виктор Павлов, Наталия Богунова, Нина Русланова, Михаил Кокшенов и др. 16,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Анатолий Вехотко (1930–2016) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Разрешите взлет», «О тех, кого помню и люблю», «Личной безопасности не гарантирую…», «Чужие здесь не ходят») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Окончилась Великая Отечественная война, но в западных лесах всё еще огрызаются вооруженные отряды, выступающих против советской власти…
Советская пресса отнеслась к этой ленте довольно строго.
Рецензент журнала «Советский экран» отметил, что «просчеты фильма «Личной безопасности не гарантирую…» связаны вовсе не с традиционностью сюжетных ходов, а с недостаточной их разработкой. Слишком легко, например, дается Болотову победа над бандой, в особенности победа моральная» (Вишняков, 1981: 5).
Мнения зрителей XXI века об этом фильме существенно расходятся:
«Фильм очень интересный, захватывающий. Снимаются замечательные актеры. Прекрасная операторская работа» (Марина).
«В фильме столько несуразностей, что теряется достоверность. Начало, вроде, многообещающее, но к концу просмотра остаётся только досада за зря потерянное время» (Стряпуха).
Киновед Александр Федоров