Я дорожил минутой каждой,
И каждый час мой был порыв,
Всю жизнь я жил великой жаждой,
Ее в пути не утолив, – так определил свой творческий путь Валерий Яковлевич Брюсов – поэт, прозаик, критик, создатель и признанный лидер русского символизма.
Его личность являлась загадкой для многих современников, даже из числа близких ему людей. Поэт неоднократно повторявший, что живет для вечности и славы, меньше всего заботился о том, чтобы понравиться читателям, объяснить мотивы своих решений и поступков. Как писала литературовед Е. Иванова, «добиваясь же читательского поклонения, совсем не жаждал человеческого участия и сочувствия».
С отроческих лет выявился характер Брюсова. Он откровенно заявлял о стремлении «быть первым», более того – «стать великим». На страницах дневника Валерия Яковлевича есть любопытное признание: задавая себе вопрос, почему он мало записывал события, Брюсов отвечает: «Может быть, потому что [...] успехов было мало, а о неудачах я писать не люблю. Совсем не то, что другие, которые выплакиваются в дневниках». Это желание быть победителем превращало упомянутый дневник поэта в летопись успехов, в котором он лишь изредка констатировал неудачи.
Именно таким «победительным» запечатлен Брюсов на известном портрете Врубеля, который он очень ценил и которым гордился. «После этого портрета, – признавался сам Брюсов, – мне других не нужно. И я часто говорю, полушутя, что стараюсь остаться похожим на свой портрет [...]».
Жизнь Брюсова являлась примером большого трудолюбия. Начитанность и эрудиция Валерия Яковлевича вызывали почтительное уважение у всех, кто с ним сталкивался. За пятьдесят с небольшим лет жизни он выпустил около восемьдесяти книг: писал не только стихи и поэмы, но и прозу, много переводил, особенно любимых им латинских и французских поэтов, знаменитого фламандца Верхарна. Брюсов был замечательным историком литературы, теоретиком стиха. Он усердно изучал творчество Пушкина (область, открытую для него педагогом Л.И. Поливановым, директором известной гимназии, в которой Брюсов учился в последних классах), посвятил ему ряд своих глубоких исследований. Россия обязана Брюсов-литературоведу воскрешением в общественном сознании такого поэта, как Тютчев. Это сейчас нам кажется странным, что Тютчев, которого мы цитируем на каждом шагу, был на рубеже XX в. ценим лишь узким кругом знатоков поэзии. То же самое можно сказать и о другом великом поэте – Баратынском.
История культуры античного мира и эпохи Возрождения, философия, история математики, читаемая специальным курсом в университете, средневековые оккультные науки и многое другое входило в круг интересов Брюсова. В своем дневнике, перечислив все области наук, которые знал и которыми хотел бы овладеть, он записал: «Боже мой! Боже мой! Если бы мне жить сто жизней – они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня!»
Интеллектуал Брюсов к революционным событиям 1905–1907 годов относился противоречиво. С одной стороны, он приветствовал свободу каждого человека, но в тоже время отчетливо понимал, что революционная стихия – это разрушительная сила, в огне которой уничтожаются духовные ценности.
Отправившись в годы Первой мировой войны на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей», Брюсов опубликовал большое число корреспонденций и статей. В центре их стояли судьбы беженцев и раненных, жизнь и настроения в воинских частях. Именно здесь Брюсов одним из первых в истории журналистики использовал такой документальный материал, как фронтовые письма – найденные после боев письма из Германии о тяжелой участи оставленных ими семей, письма самих немецких солдат. Именно тогда, после девяти месяцев пребывания на передовой, поэт возвратился домой едва ли не убежденным пацифистом, осознав весь ужас человеческих потерь.
Созвучной его мыслям и чаяниям оказывалась Октябрьская революция, провозгласившая «мир всем народам». Поэт становится активным сторонником преобразований и даже членом партии большевиков. Валерий Яковлевич ведет огромную работу по сохранению культуры в советской России, возглавляет научные библиотеки, занимается вопросами художественного образования, является членом Государственного ученого совета при Наркомпросе, профессором Московского университета, председателем Всероссийского союза поэтов, редактирует журнал «Художественное слово» – и еще множеством дел по сохранению художественных ценностей.
Особое значение придавал Брюсов воспитанию нового поколения писателей и поэтов. Он считал, что обучить человека, не обладающего талантом, литературному мастерству нельзя, но дарование можно развить.
Сложно сказать, к каким выводам привела бы Валерия Яковлевича дальнейшая жизнь, но болезнь внезапно ее оборвала. Это случилось через год после пятидесятилетия Брюсова, которое торжественно отмечалось в Большом театре в Москве.
* * *
Судьба личного архива Брюсова сложилась достаточно благоприятно: бережно собираемый самим поэтом, он был впоследствии полностью сохранен его вдовой Иоанной Матвеевной. Первоначально материалы поступили в тогда еще ЦГЛА из Гослитмузея в 1941 году, впоследствии фонд продолжил пополняться документами.
Сегодня фонд Брюсова (ф. 56, оп. 1–3; 233 ед. хр. за 1892–1938 годы) представляет собой полноценный архив поэта, в который вошли биографические материалы Брюсова, его рукописи (среди которых 100 автографов его стихотворений), стенограммы, письма, материалы супруги, документы по увековечению памяти поэта и др. РГАЛИ на сегодняшний день располагает обширной перепиской поэта. Среди корреспондентов – Л.С. Бакст, К.Д. Бальмонт, А. Белый, М.А. Волошин, А.В. Луначарский, П.Н. Сакулин, О.Ю. Шмидт и др.
Значительный интерес, в том числе и научный, представляет хранящийся в фонде комплекс документов Брюсова-пушкиниста, отражающий почти всю его работу над текстом и содержанием творчества любимого им поэта. Это тексты и рукописи статей о Пушкине, материалы к изданию собрания сочинений в 4-х томах (подготовленному к печати Брюсовым), списки произведений и источников для биографии Пушкина и др.
Также заслуживают внимания корреспонденции Брюсова с театра военных действий в газете «Русские ведомости» (1914–1915), материалы о 50-летнем поэта (1923).
Многие из перечисленных источников составили документальную основу публикаций и изданий о Брюсове, среди которых особо следует отметить 85-й том «Литературного наследства» (1976), который был задуман в связи со 100-летним юбилеем со дня рождения поэта и составлен целиком на основе тогда еще не опубликованных материалов из его архива.
Г.И. Терехова, главный специалист РГАЛИ
#Брюсов #поэт # символизм #Пушкин #архив #РГАЛИ #переводы #Тютчев #документы
При написании статьи использовались материалы:
- Иванова Е. Поэт и его образ // Брюсов В.Я. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1990 (Поэтическая Россия).
- Шервинский С.В. Валерий Брюсов // Литературное наследство. Т. 85. М.: Наука, 1976. С.7-22.
- Валерий Брюсов. На театре боевых действий / Предисловие и публикация Э.С. Данилян // Наше наследие. 2014. № 110. С. 58-68.