Сегодня столкнулась с замечательной (на мой взгляд!) картиной доселе мне неизвестного англо-американского художника Джеймса Уистлера. Полотно называется «Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета» (в оригинальном названии стоит мой любимейший знак препинания, что мне кажется более красивым и наполненным в плане смысла «Nocturne in Black and Gold – The Falling Rocket»).
Думаю, это творение (как и многие импрессионистские:) обязательно нужно рассматривать на расстоянии. Большое ведь всегда можно рассмотреть только таким способом (С.А. Есенин подтвердит). А что может быть больше Ночи? Как изобразить темноту, поглощающую свет, цвет, форму, и при этом показать объём и масштаб? А может быть и величие?
Недаром у Греков Никта (простым языком - богиня ночи, сложнее - первоначальная мирообразующая энергия 🤯) один из первоисточников рождения, что и понятно. Когда зарождается жизнь (во всех пикантных её планах), если не ночью? Когда рождаются лучшие идеи? Совершаются самые отчаянные поступки?
Ночь влияет на нас, ночь поглощает нас, но кто может сказать, какие очертания она имеет? Кто увидит чёткие границы в кромешной тьме?
Золотая россыпь фейерверков, а может звёзд, а может - и тех и других - лишь дрожание ночного хаоса, небольшая милость людям, чтобы они были не совсем слепы.
Размытые фигуры рядом с маслянистой Темзой, растворяющиеся во мраке, или вернее, уже растворившиеся…
Даже название стоит восхищения! Ноктюрн. Тут переплетение искусств, интермедиальность: их синтез при воссоздании жизни. Само слово «ноктюрн» созвучно слову «ночь».
Кто-то скажет, вслед за известным критиком Д. Рескиным, что автор лишь «плеснул из горшка с краской в лицо публике». Но лично для меня, картина прекрасна и правдива. Реальность ночи всегда размыта. Во всех смыслах.
…
Кстати, Уистлер подал в суд на Д. Рескина за такие уж очень резкие суждения.
Когда адвокат Рескина возмутился на счет мало затраченного времени на картину репликой «И за два дня работы вы хотите получить 200 гиней?!», Уистлер ответил «Нет, я хочу получить эту плату за знания, которые добывал всю жизнь». И здесь я остаюсь на стороне художника, потому что не всегда показателем качества является затраченное время, если мы говорим об искусстве (ох как много примеров в мировой культуре «наспех» законченных и впоследствии гениальных работ!).
Картина была написана в 1875 г., а впервые представлена публике в 1877.
Мне, в связи с этим, показалось интересным, что в 1875 году состоялась премьера Симфонии №3 Чайковского, а в 1877 – американский астроном Асаф Холл открывает спутники Марса – Фобос и Деймос.
Как, все-таки, интересен (и тесен!) мир, особенно под покровом ночи✨