Тема безопасного шоппинга в интернете становится для россиян все более актуальной. Как следует из результатов исследования, проведенного банком "Точка" и платформой Calltouch, с лета прошлого года компании среднего и малого бизнеса, занимающиеся онлайн-торговлей, увеличили свои обороты на 63%. При этом на рынке торговли в глобальной сети далеко не все предприниматели являются добросовестными и надежными.
Проблема не только в мошенниках, которые намеренно обманывают покупателей, но и в продавцах, которые предлагают под видом оригинальных брендов контрафактные изделия. Что же можно посоветовать россиянам, желающим покупать в интернете, но опасающимся злоумышленников?
Зачем нужна верификация
Чтобы избежать покупки низкокачественных товаров, эксперты рекомендуют заказывать их только у проверенных (верифицированных) продавцов. Суть верификации состоит в подтверждении личности пользователя.
Многие торговые онлайн-площадки не требуют от продавцов обязательного прохождения верификации. Однако в определенных случаях, если система обнаруживает признаки взлома или серьезных нарушения, профиль автоматически отправляется на проверку.
Маркетплейсы применяют различные способы верификации: путем предоставления паспорта или других документов (водительских прав, ИНН) с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также через банк — посредством Сбер ID или Tinkoff ID. Некоторые сайты проводят верификацию с использованием государственных ресурсов (так, на "Авито" личность можно подтвердить через портал "Госуслуги").
После успешной верификации пользователь получает специальную отметку, которая видна другим пользователям и повышает доверие к продавцу. По сведениям "Авито", более 90% покупателей предпочитают иметь дело с продавцами, у которых есть отметки "Документы проверены" и "Реквизиты проверены". Более того, верифицированные пользователи в среднем имеют на 20% больше просмотров своих объявлений.
Проверьте продавца самостоятельно
Если у человека есть желание приобрести товар, который предлагают только непроверенные продавцы, специалисты советуют проверить продавца перед совершением покупки самостоятельно. Александр Дворянский (директор департамента информационной безопасности и специальных решений в компании Sitronics Group) отмечает, что предупреждающими сигналами в данном случае могут быть слишком низкие цены на товары или требование предоплаты. Пользователи маркетплейсов должны обращать на это внимание, принимая решение о покупке.
Поддерживая низкую цену, продавец привлекает наибольшее количество доверчивых покупателей. Также предоплата является методом, применяемым мошенниками для стимулирования покупателя к переводу денег — мол, иначе товар может достаться другому. Если продавец не предоставляет возможности проверить товар перед покупкой лично или оформить самовывоз, клиенту также следует быть настороже.
Эксперты рекомендуют проверять, зашифрована ли страница оплаты. В соответствии с международными правилами все данные карточек должны передаваться в зашифрованном виде, поэтому в адресной строке браузера должен присутствовать замочек или зеленый щит (знаки, подтверждающие шифрование соединения), поясняет Дворянский.
А еще Дворянский советует не приобретать товары у новых пользователей. Чем больше времени продавец провел на площадке, тем больше причин доверять ему.
Необходимо обратить внимание на рейтинг продавца, количество и качество отзывов, наличие контактной информации (ФИО, номер телефона, фактический и юридический адрес, наименование компании или ИП), а также на наличие пользовательских соглашений и политики безопасности.
Многие все еще попадаются на уловки мошенников, переходя из интернет-магазинов в электронную почту или мессенджеры, сетует Александр Дворянский. Он предостерегает россиян от такой практики, поскольку в мессенджерах мошенники могут отправить потенциальной жертве фишинговые или фиктивные ссылки.
Общий ущерб от кибермошенничества в России составил ошеломляющую сумму в 14,2 млрд рублей в течение 2022 года; только за первое полугодие 2023 года мошенники присвоили 8,2 млрд рублей. Как сообщают "Новые Известия", злоумышленники все более активно эксплуатируют финансовую неграмотность пожилого поколения, обманывая наивных пенсионеров, причем одинокие пожилые люди, не имеющие поддержки близких, становятся жертвами обмана чаще, чем живущие в семье.
---