Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Приключения желтого чемоданчика" (СССР, 1971) и "Тень" (СССР, 1972): мнения

Приключения желтого чемоданчика. СССР, 1971. Режиссер и сценарист Илья Фрэз. Актеры: Андрей Громов (II), Вика Чернакова, Евгений Лебедев, Татьяна Пельтцер, Борис Быстров, Наталья Селезнёва, Евгений Весник, Александр Кавалеров и др. 14,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Эта комедийная сказка корифея детского кинематографа Ильи Фрэза (1909–1994) не смогла превзойти по зрительской популярности его знаменитые фильмы «Вам и не снилось…», «Это мы не проходили», «Я Вас любил…», «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Отряд Трубачёва сражается»...

Мария Павлова в своей монографии о творчестве Ильи Фрэза писала, что «атмосфера чудес, озорной эксцентрики создана Фрэзом уже в первых кадрах «Приключений желтого чемоданчика» — своего рода прологе. Под шутливую песенку Яна Френкеля о резвом, шаловливом ветре летят над крышами домов и улицами срываемые им шляпы и газеты, белые воздушные занавески и разноцветные шары, бегут удивленные прохожие, кружатся подгоняемые ветром ажурные причудливые флюгера. И во всем этом красочном, кружащемся, летящем хороводе, снятом оператором Михаилом Кирилловым празднично, ярко, динамично,— обещание радости и веселого волшебства. И оно не обманывает зрителя. В таком же стремительно увлекающем ритме пойдет в дальнейшем рассказ об удивительных приключениях желтого чемоданчика, в котором хранятся, оказывается, редчайшие лекарства, излечивающие детей от «злости и коварства, от зависти, от глупости, от трусости, от грубости, от грусти и вранья». … Забавляя и развлекая, фильм Фрэза воспитывает в детях чуткость и отзывчивость, помогает им самим, без помощи удивительных «конфет храбрости» избавиться от своих недостатков» (Павлова, 1985).

Киновед Алексей Васильев пишет о «Приключениях желтого чемоданчика» так: «Как ему (И. Фрэзу – А.Ф.) удалась эта сказка–мюзикл–комедия с погонями, кино под новогодние каникулы, после которого в любое время года такое настроение, что и на смену в шахту полезешь как в Луна–парк, с боевым настроем и полной каской самых развеселых предвкушений. Всё в этой истории про доктора, который кормил пациентов конфетами храбрости и давал нюхать порошок смеха, перемешалось, перепуталось ролями и полопалось от радости — как и полагалось в мире–1970, весело съехавшем набекрень в кислотно–кокаиновой вечеринке. На цветном и широком экране цыплячьими пятнами поп–арта мельтешили перепутанные желтые чемоданчики, а островерхие крученые улочки Таллина выруливали на широченные проспекты московских новостроек в каком–то бесподобном идеальном советском городе. На средневековых флюгерах чугунные стрелки с вырезанными числами «1970» указывали на соблазняющие белизной нетронутые блочные многоэтажки, ждавшие бодрых молодых новоселов, вроде пилота, по ошибке стянувшего у доктора чемоданчик с конфетами храбростями, — вихрастого блондина с аккуратной бородкой фатоватого геолога. Хулиганы нюхали порошок смеха и вместо того, чтоб задираться, покатывались от веселья, а старуха Пельтцер, наевшись конфет храбрости, лазала по крышам, разъезжала по городу верхом на троллейбусе и сигала через забор. Дети же, которым положено по заборам лазать, наоборот, страдали меланхолией и прятались под кровати — из их фантазий выплывали Чуда–юда, один в один перекочевавшие в бартоновский «Кошмар перед Рождеством». Одиночество детей было черно–белым, но, чтобы включить в фильме цвет, достаточно чтобы в кадр вошла и зажгла свет Наталья Селезнева — то же самое она проделает в черно–белом мире Шурика в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Этот фильм, премированный в Венеции, растащили на цитаты. Этот балаган в духе Жака Тати завершался в цирке, куда придет в конце своего творческого пути, через четыре года после «Чемоданчика…», сам Тати в «Параде» — в цирке Фрэза уже болонки, объевшись волшебных пилюль, гонялись за тиграми, а на выходе совершенно необъяснимо по логике рассказанной летней истории, но сверхожидаемо по логике новогоднего представления, которым этот фильм являлся, над городом падал в ночи фантастический ненатуральный снег комбинированной съемки» (Васильев, 2018).

Многие зрители и сегодня обожают эту комедийную сказку:

«Еще один бесконечно любимый детский фильм. Эти волшебные конфетки, которые светились на экране кинотеатра в темном зале, завораживали. Многие детские фильмы стали неинтересны современным детям, а этот до сих пор смотрят. Например, моим детям больше всего понравился в нем хулиган, даже песенку стали распевать. В наших фильмах отрицательные герои чаще всего вызывают симпатию. Вот такие фильмы и делали наше детство по–настоящему счастливым» (Елена).

«Фильм яркий и динамичный, полон приключений. Неподражаемые и подвижные доктор и бабушка. Как умело играет Пельтцер (бабушка) процесс перевоплощения после съедания чудо–конфеты. Из робкой, мягкой, пассивной и несмелой она быстро становится смелой и решительной, очень подвижной и целеустремленной. Также насыщены юмором и приключениями съемки, происходящие в цирке. Как тонко и умело вставлены юморные фразы и манера их произношения. … Сейчас снять такое невозможно. Время не то, да и люди сильно изменились. Хорошо, что остались такие фильмы, которые уносят нас в прошлое и как–то влияют в положительном смысле на молодое поколение» (С. Гриненко).

«Я не понимаю, почему просмотр этого великолепного, искромётного фильма должен вызывать у части молодёжи нездоровые ассоциации при словах "весёлый порошок"? Достаточно набрать в контакте "Приключения жёлтого чемоданчика" в поисковике "Видиозаписи" – и появится масса видеороликов – эпизодов из фильма с опошленными комментариями – почитайте, ознакомьтесь, кому не лень – просто в голове помутнеет! "Продвинутая" молодёжь обвиняет этот фильм в том, что в наше время он якобы пропагандирует наркоманию! Это детская киноклассика, которая передаётся из поколения в поколение, и нашлись уроды, позволяющие себе опошлять детство млн. людей, выросших на этой картине! Фрэз и Прокофьева в своё время поставили перед собой цель – создать грандиозный, незабываемый шедевр на все времена, и они с успехом справились с ней! Они же не виноваты в том, что спустя десятки лет появились массы грязных, пошлых ублюдков, больных людей с извращённым мировосприятием, которые добрую детскую сказку переводят на свой грязный лад! Я тоже молодой, современный человек, но почему же у меня не возникает подобных мыслей? И я благодарен родителям за то, что когда–то они усадили меня перед телевизором и показали эту картину! Я и сейчас с огромным удовольствием смотрю этот яркий, полный динамики и эксцентричного блеска фильм! А уроды пусть идут далеко – далеко!» (Белый).

Киновед Александр Федоров

-2

Тень. СССР, 1972. Режиссер Надежда Кошеверова. Сценаристы Юлий Дунский, Валерий Фрид (по одноименной пьесе Евгения Шварца). Актеры: Олег Даль, Анастасия Вертинская, Марина Неёлова, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Андрей Миронов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Сергей Филиппов и др. 6,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Надежда Кошеверова (1902–1990) поставила 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Аринка», «Весна в Москве», «Золушка», «Каин XVIII», «Медовый месяц», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион», «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Экранизация сказки «Тень» Е. Шварца советская кинопресса встретила настороженно.

К примеру, литературный и кинокритик Станислав Рассадин (1935–2012) посчитал, что «в фильме Кошеверовой очень ощутимы потери. Главные из них – потеря веселья, стремительности, легкости, без чего немыслима сказка, и потеря философской многомерности, без чего немыслима сказка Шварца. … длинные монологи, не берегущие дорогого экранного времени, неудачно соседствуют с приемами театра теней, со староватыми трюками, с печенками в духе ревю, а действие, провисающее под тяжестью обыденного бытовизма, идет – вернее, тащится – на фоне условных, полуигрушечных декораций. Вопреки законам естества шварцевский сплав серьезности и игры вдруг распался на составные части. И хуже того: игра стала вялой, а серьезность – плоской. … Почти все актеры делают в этом фильме в точности то самое, что делали прежде, к чему мы привыкли, и кажется, что им самим скучновато повторяться. … Фильм «Тень» движется по привычной колее, но у нее нет собственной скорости» (Рассадин, 1972: 4–5).

Актриса Людмила Гурченко вспоминал о съемках фильма «Тень» так: «Далю был 31 год. Внешне не изменился совершенно. Ровность в поведении та же, что и в 23 года... он приходил на съемку и, отснявшись, быстро исчезал. Близких друзей рядом не видела. Из картины в картину его приглашала сниматься, восхищалась им и любила его режиссер Надежда Кошеверова. Она прощала ему многое. И тут он иногда срывал съемки. Его глаза часто подолгу останавливались на каком–то предмете. И непонятно было, слышал ли он, что ему говорила режиссер. Но мизансцену исполнял исправно. Текст никогда не путал. А внутри шла совершенно другая, особенная жизнь. … Он сказал, что хочет снять фильм. Как интересно он говорил о своих сюжетах! Совершенно неординарные мысли зрелого и грустного человека. Наверное, режиссура была его тайной последней надеждой. Значит, надежда была. Ведь режиссура — это хоть и неполная, но все–таки СВОБОДА?» (Гурченко, 1989).

Зрители XXI века оценивают сказочную притчу «Тень», как правило, очень высоко:

«Мудрый и глубокий фильм. Тактичная киноинтерпретация пьесы Е. Шварца. Замечательный актерский состав. О. Даль убедителен в своей "двойной" роли. А кроме того, здесь мне очень нравится Доктор в исполнении Г. Вицина. Сколько печальной иронии в его игре!» (Тея).

«Очень глубокий, очень сильный и при этом очень красивый фильм. Вроде бы помнишь его почти наизусть, а каждый раз смотришь и находишь в нём что–то новое. … Какие блистательные дуэты отрицательных героев – Этуша и Миронова, Филиппова и Гердта! Тут что ни фраза, что ни мизансцена – всё прямо в цель! А какой интересный, противоречивый образ у Вицина – добрый и сомневающийся в целесообразности своей доброты, участливый и малодушничающий! … Молодая Вертинская – обворожительная красавица с ликом "Мадонны рафаэлевой"! Молодая Неёлова – само очарование юности и первой девичьей восторженной влюблённости. И, конечно, главная удача фильма – выбор на главную роль О. Даля. Снова двойная роль, как в "Старой, старой сказке", но совершенно другая, две грани одной и той же личности, светлая и тёмная. Как Тень, Даль даже поинтереснее будет – сколько отрицательной энергетики, сколько непреклонности в достижении своих чёрных целей! Такого Даля я нигде и никогда не видел. И какой мощный посыл(!): какая же тёмная тень может быть у столь милого доброго существа, и сколько же чёрных дел способна она натворить, если дать ей разгуляться вволю! Воистину, Тень, знай своё место!» (Е. Гейндрих).

«А фильм–то гениальный... Таких – единицы. Уж и знаешь его почти наизусть, а при пересмотре всегда открываешь для себя что то новое. Что ни фраза – бездонная глубина и смысл. Текст и диалоги – заслушаешься... Шварц есть Шварц, ни прибавить, ни убавить. Каждое слово на своём месте. И как ещё на цитаты не разобрали – удивляюсь. "Обыкновенному чуду" в этом смысле повезло больше. Кладезь ума, остроумия и глубокой жизненной правды. А то, что снимали не на пленэре, а в павильоне, даже добавляет ему очарования. Пусть выглядит он чуть театрально, достоинств его это не умаляет. Про актёрский блистательный талантливейший состав я не говорю» (Игорь).

Киновед Александр Федоров