ПЕДОМОРФОЗ (от греч. παῖς, род. п. παιδός – ребёнок, дитя, мальчик и μορφή – форма), эволюционное изменение индивидуального развития организма, приводящее к сохранению у него во взрослом состоянии признаков более ранних стадий предкового онтогенеза (эмбриональных, личиночных, ювенильных). Термин «П.» (т. е. «уподобление детёнышу») введён англ. зоологом В. Гарстангом (1922)
Европейцы сетуют: сейчас во многих так называемых цивилизованных странах сложилась самая пассивная рабочая сила в мире. Почти 10% молодых британцев, учащихся или не работающих по иным причинам, даже не собираются искать работу, а примерно треть сомневаются, что достигнут своих карьерных целей. Это сопровождается тем, что молодые люди все позже взрослеют и рожают все меньше детей. Аналогичные явления можно наблюдать и в Японии. Даже в Китае значительная часть молодежи, в том числе хорошо образованной, предпочитает “залечь на дно”. Они ищут жизни без трудовых обязательств и не стремятся развивать в себе полезные социальные навыки, копить заслуги и достигать еще недавно признанных вех взрослой жизни — от обзаведения домом до вступления в брак или создания семьи. Неудивительно, что уровень рождаемости в Европе, Америке и Восточной Азии упал до рекордно низких значений. Авторы, не будучи учеными, а являясь журналистами (это не одно и то же), делают простой вывод: низкая мотивация в работе – причина низкой рождаемости. На самом деле и то и другое и третье – проявление (следствие) социально-психологической незрелости личности, задержки ее развития. Известен такой факт – одомашненные животные останавливаются на подростковой стадии развития. Собака всегда ведет себя по-детски (играет и резвится) до возраста, когда дряхлость уже лишает ее возможности двигаться. Волк никогда во взрослом состоянии себе этого не позволяет. Он взрослеет раз и навсегда. Чрезмерная забота о животном при одомашнивании лишает животного зрелых форм поведения. Это явление получило название в этологии «педоморфоз». Нечто подобное происходит сейчас с молодежью, в том числе и в нашей стране. Взросление сильно растянуто, а многие попросту останавливаются в своем развитии и не достигают социальной зрелости, когда начинают доминировать социальные потребности – в самоутверждении, самовыражении, самоопределении, и заботе о других людях (социальная потребность для «других» по П.В.Симонову). Инфантилизм, подростковость – проявление чрезмерной заботы или по другому - гаперопеки (матери – «наседки» по А.И.Захарову) и отсутствия в окружении таких подростков адекватных социальных примеров – носителей экспрессивного поведения, который более характерен для мужской части общества. Бесхарактерные и бесхребетные папаши не могут быть примерами по жизни. Аналогия с одомашненными животными напрашивается сама собой. Совершенно другая ситуация была в 70-х годах прошлого века, когда молодежь самоопределялась задолго до окончания школы. Дети тогда жили не в тепличных условиях. Они как волчата в логове резвились и ждали своего вожака. Следовали его примеру. А волчицы не вмешивались в процесс воспитания. Сегодня можно ожидать, что процессы «инфантилизации» (по существу социальной инвалидизации) будут только усугубляться в связи с ростом всевозможных благ цивилизации, роботов и прочего, что облегчает и без того легкую жизнь. Современный ребенок живет в мире, где не нужно проявлять никаких усилий. От него требуется одно – учеба. Но хуже всего, что мужчины (как главные воспитатели) перестали быть волками, а стали этакими диванными собачонками. И переломить эту тенденцию будет очень сложно. Предстоит борьба. Борьба с педоморфозом.