Ровно 30 лет назад всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны. Можно считать её одной из самых долгоживущих. Пока рекорд «долгожительства» принадлежит «сталинской» Конституции 1936 г., которая действовала 41 год.
Принимали Конституцию РФ в сложное время: СССР уже не было, в стране политический кризис и повсеместный хаос. Кульминационным моментом стал разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и расстрел Белого Дома 3 октября 1993 г.
Победу одержали сторонники Бориса Ельцина. Это был конец для всей структуры советской власти.
Взамен нужно было что-то новое. И это новое было закреплено в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании.
Любая конституция — во многом декларативный документ, который закрепляет образ желаемой организации государства. Она про самое главное в стране: про власть, государственное устройство, положение личности, формы собственности.
А какая модель организации государства была наиболее притягательной для российского общества в 1993 году?
В то время мы всеми силами заигрывали с Западом, стремились сблизиться с ним, а то и вовсе стать его частью. Основной закон страны верстали по западным лекалам. Поэтому Конституцию РФ безусловно следует считать либеральной.
Признаются высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Причем они не даруются государством, а существуют от рождения. Россия провозглашена правовым демократическим государством. Закреплено разделение властей на три ветви. Признается частная собственность и свобода предпринимательской деятельности.
Вполне неплохо, на первый взгляд. Признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью безусловное благо. Вот только Запад в какой-то момент свернул не туда и под видом защиты естественных прав стал защищать и насаждать противоестественные наклонности.
С другой стороны, имеем в Конституции РФ запрет государственной или обязательной идеологии (ч. 2 ст. 13), приоритет международных договоров РФ над национальным правом (ч. 4 ст. 15), независимость ЦБ РФ от органов государственной власти (ч. 2 ст. 75). И первое, и второе, и третье всё чаще критикуют представители патриотической общественности.
В 2020 году Конституция РФ претерпела самые масштабные изменения. Они были предложены Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию 15 января 2020 г. Причем поправки вынесли на общероссийское голосование, хотя формально ст. 136 Конституции РФ этого не требовала.
По поводу этих поправок сломано уже немало копий. Представители либеральной оппозиции выступили против. Наибольшее раздражение у них конечно же вызвало т. н. «обнуление» сроков действующего президента (на самом деле оно касается не только Путина, но и Медведева).
По другим поправкам тоже прошлись с критикой, называя их несовместимыми с демократией, свободой и правами человека. Видимо, на их взгляд несовместимо с правами человека признание браком союза мужчины и женщины; защита территориальной целостности несовместима с демократией; создание условий для устойчивого экономического роста страны несовместимо со свободой…
Впрочем, если взглянуть на список тех, кто выступал против этих поправок, всё становится на свои места. Сплошные иноагенты, получающие финансирование от зарубежных организаций. А кто платит, тот, как известно, заказывает музыку.
На самом деле причина недовольства поправками в том, что они ослабили возможности Запада вмешиваться во внутренние дела России и диктовать свою волю.
Хотя Конституция РФ и не перестала быть по преимуществу либеральной, но с принятыми изменениями стала больше отвечать интересам России в условиях усиливающейся конфронтации с Западом.
До 2022 года внесенные конституционные изменения обеспечили укрепление политического суверенитета России и уменьшение иностранного влияния. Но спустя почти два года ведения СВО и они уже кажутся недостаточными.
Трансформация государства и общества продолжается. Мы переживаем сейчас ценностный кризис. Идеалы либерализма многих разочаровали, да и само слово «либерал» уже стало почти ругательным.
Поэтому осмелюсь сказать, что действующая Конституция РФ даже в редакции 2020 года уже не вполне выражает интересы и чаяния народа. Мы перестали питать иллюзии по поводу Запада и стремимся к суверенности во всех сферах: не только в политической и экономической, но также в идеологической и мировоззренческой.
А ряд конституционных положений такой суверенизации препятствуют.
Например, ч. 4 ст. 15 устанавливает приоритет международных договоров РФ перед нашими законами. К счастью, её по максимуму удалось обезвредить через поправки 2020 года:
- ст. 79 — передача части полномочий межгосударственным органам возможна только при условии, что это не противоречит конституционному строю и не ограничивает прав и свобод человека и гражданина;
- п. «б» ч. 5.1 ст. 125 — Конституционный Суд РФ вправе отказать в исполнении решений межгосударственных органов, противоречащих Конституции РФ;
- ч. 6 ст. 125 — не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие.
Другой камень преткновения — запрет государственной и обязательной идеологии (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ). Тут сложнее, но тоже возможен «ход конем» через идеологическую функцию Конституции РФ. Дело в том, что её выполняет любая конституция, и наша — не исключение.
Конституция закрепляет систему общественных ценностей. Согласитесь, конституция, которая отрицает частную собственность, отражает одну идеологию. И совсем другую отражает конституция, закрепляющая частную собственность и вообще многообразие форм собственности.
Разные идеологии выражают однопартийная система и политический плюрализм с его многопартийностью, обязанность трудиться и свобода труда, верховенство представительных органов власти и разделение властей.
Поэтому запрет обязательной идеологии в конституции несколько нелеп, поскольку она сама по себе является идеологическим документом.
Так что и тут возможность для маневра имеется.
Означает ли это, что нас ждут новые масштабные изменения, а то и вовсе новая конституция?
В ближайшее время — вряд ли. И уж точно не стоит ожидать в обозримом будущем новой конституции.
Заместитель главы Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев 11 декабря 2023 г. на встрече со школьниками и студентами в преддверии Дня Конституции заявил в ответ на соответствующий вопрос: «Нам не нужна пока новая конституция, на мой взгляд» (вот только слово «пока» все же наталкивает на некоторые размышления).
Далее он добавил, что «…точечные изменения в конституцию точно будут». Однако «ни органы власти, ни фундаментальные принципы конституции <…> — это нет смысла менять, это фундаментальные человеческие вещи».
Так что с большой долей вероятности нас ожидает новый пакет поправок в Конституцию РФ. Мне почему-то кажется, что уже после окончания СВО. Когда она завершится победой России, то вполне к месту будет юридически оформить окончательный разрыв с Западом и наметить собственный путь развития.
А пока продолжаем исполнять действующую Конституцию Российской Федерации.
С Днем Конституции!
С уважением, Альберт Садыков (12.12.2023).
Если статья была для вас интересной, пожалуйста, поставьте лайк. Если интересна тема права, подписывайтесь на канал. Ещё у меня есть Telegram-канал, который поможет не пропускать новые материалы и быть в курсе новостей в мире права.