Туманность Андромеды. СССР, 1968. Режиссер Евгений Шерстобитов. Сценаристы: В. Дмитриевский, Евгений Шерстобитов (по одноименному роману Ивана Ефремова). Актеры: Вия Артмане, Сергей Столяров, Николай Крюков, Татьяна Волошина, Александр Гай, Юрий Гаврилюк, Людмила Чурсина, Геннадий Юхтин, Александр Голобородько и др.
Режиссер Евгений Шерстобитов (1928–2008) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, по большей части «идеологически выдержанных» и рассчитанных на детскую аудиторию...
В год выхода в прокат «Туманность Андромеды» имела у зрителей меньший успех, чем предыдущие советские ленты в жанре космической фантастики – «Небо зовет» и «Планета бурь».
И здесь, на мой взгляд, был прав кинокритик Всеволод Ревич (1929–1997): «для того, чтобы хорошо ставить фильмы типа „Туманности Андромеды“, нужна мощная материально–техническая база. Крашеная фанера, имитирующая архитектуру и технику будущего, создает на экране непереносимую фальшь» (Ревич, 1968: 85).
Кинокритик Мирон Черненко (1931–2004) в обстоятельной рецензии на страницах журнала «Искусство кино» утверждал, что «авторы фильма — В. Дмитревский и Е. Шерстобитов — не слишком утруждали себя поисками. Они просто перенесли на экран внешний облик героев романа — их статуарность и приподнятость их диалогов, их физическую красоту и ясные глаза, их широкие плечи и вьющиеся волосы. На роль Дар Ветра они искали героя–любовника тридцатых–сороковых годов и выбрали Сергея Столярова. … В самом деле, позволим себе взглянуть на нашу планету, как изображают ее авторы фильма. Что происходит на Земле? Ответ может быть один: ничего не происходит, ровным счетом. Все проблемы решены, вся деятельность многомиллиардного человечества сводится лишь к чтению докладов для слаборазвитых цивилизаций космоса да к открытию новых планет. … сценаристы убрали из земных эпизодов картины всякие признаки нормального человеческого существования, лишив своих героев какой бы то ни было деятельности» (Черненко, 1968: 78–80).
Наиболее мягкий вариант рецензии на фильм «Туманность Андромеды» в 1968 году предложил разве что кинокритик Ромил Соболев (1926–1991), отмечая, что «попытку … перенести на экран «Туманность Андромеды» … нельзя не приветствовать. Конечно же, если мы начнем сравнивать роман и фильм, то, пожалуй, кинематографистам не поздоровится, ибо передать всю глубину социальной фантастики Ефремова им опять не удалось. Но фильм интересен своими трюковыми съемками, показом техники будущего, и, наконец, четной попыткой изложить на экране то, что в романе является так называемой приключенческой линией» (Соболев, 1968: 14).
Интерес к «Туманности Андромеды» не погас и в XXI веке.
Например, кинокритик Евгений Нефедов считает, что «Шерстобитов вряд ли претендовал на взятие интеллектуальных высот … но досадно, что идеализация характеров привела к известному упрощению. … Комбинированные съёмки и специальные эффекты (хотя сам термин был тогда не в ходу), работа художников–постановщиков и художников по костюмам, даже хореография завораживающего инопланетного танца – всё это заслуживает очень высокой оценки» (Нефедов, 2020).
А киновед Андрей Вяткин напоминает читателям, что «строго говоря, роман "Туманность Андромеды" так и не был экранизирован. Была снята только первая серия — "Пленники Железной Звезды", название которой исчерпывало содержание. Режиссер приключенческих лент Евгений Шерстобитов чувствовал себя на коне, снимая эффектные сцены на планете Тьмы, с чудовищами и инопланетным кораблем. Ну а киноутопия о коммунизме, естественно, не получилась по причине ложной идеи. Ведь и этапный роман Ивана Ефремова в социальном плане устарел, а в психологическом — и в свое время был однообразным» (Вяткин, 2003).
Продолжают обсуждать этот фильм и нынешние зрители:
Мнения «за»: «Фильм великолепен. Недаром Голливуд взял из него многие приемы. Жаль не получилось продолжения» (Максим).
«Главное достоинство фильма – это то, что в нём была осуществлена попытка показать всем советским людям, примерно каким должно выглядеть коммунистическое будущее нашей страны, да ещё довольно с неплохой игрой всего актерского состава фильма. Советую всем посмотреть данный фильм, как взрослым, так и детям» (В. Тикач).
Мнения «против»: «Смотрел этот фильм в те годы, когда он вышел, и он не понравился мне своей чрезмерной патетичность и картонностью» (Владимир).
«Лично мне фильм не понравился – показался слабым. Персонажи патетически разговаривают, но... не более того» (Слава).
«Я никогда не был поклонником ефремовской фантастики, она казалась слишком высокопарной по стилю, чувство юмора начисто отсутствовало. … И этот фильм тоже не удался… Большинство актеров кажутся староватыми… Неплохо смотрелись эпизоды на железной планете, но остальное, как и в книге, кажется скучноватым, наивным» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Волшебная лампа Аладдина. СССР, 1966/1967. Режиссер Борис Рыцарев. Сценаристы: Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд (по мотивам одноименной арабской сказки). Актеры: Борис Быстров, Додо Чоговадзе, Сарры Каррыев, Андрей Файт, Отар Коберидзе, Екатерина Верулашвили, Георгий Милляр и др. 15,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Борис Рыцарев (1930–1995) поставил 17 полнометражных игровых фильмов (в основном это были сказки для детей), из которых только фильмам «Атаман кодр» и «Волшебная лампа Аладдина» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В руки Аладдину попадает волшебная лампа со всемогущим джином, исполняющим любое желание…
Казалось бы, после зрительского успеха этой волшебной сказки исполнителей главных ролей – Бориса Быстрова (Аладдин) и Додо Чоговадзе (царевна Будур) – должна была ждать звездная кинокарьера.
Однако на деле всё сложилось иначе.
Борис Быстров, хотя и сыграл потом в сорока с лишним фильмах, но в основном это были эпизоды. А если ему и доставались иногда главные роли («Я – 11-17», «Заряженные смертью» и др.), они как-то не слишком запомнились массовой аудитории.
Додо Чоговадзе во время съемок «Волшебной лампы Аладдина» было всего 15 лет, но она уже не была дебютанткой в кино: в 1958 году – в семилетнем возрасте – она сыграла в фильме «Манана», а в 1963 году – в картине «Маленькие рыцари».
Однако затем она выбрала не кино, а балет: после учебы в Тбилисском хореографическом училище и Тбилисском театральном институте она окончила балетмейстерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) и стала преподавать искусство танца в Тбилисском театральном университете.
В кино она снялась потом только однажды («В небе «Ночные ведьмы», 1981).
Киновед Александр Федоров
Мнения нынешних зрителей о «Волшебнай лампе Аладдина» разделились на «за» и «против» (хотя мнений «за» гораздо больше).
«За»:
«Это фильм моего детства. Но он .. какой-то взрослый. Шутки там вполне взрослые, но они были понятны и в детстве, вот что удивительно. Еще удивительно то, что и сейчас смотреть его интересно. Это, несомненно, заслуга сценариста, режиссера, актеров, композитора» (Ирини).
«Чудесный, добрый фильм. Снова посмотрев его, начинаешь верить в добрую старую сказку. Очень люблю этот фильм. Музыка, написанная для него, также превосходна» (Алия).
«Присоединяюсь к восторгам. Не фильм, а просто парад незабываемых детских впечатлений! От по-настоящему жутких (когда злой колдун-магрибинец "разбегается" на все четыре стороны одновременно, а потом "собирается" вновь), до веселых (Джинн ест пирожки, приготовленные мамой Аладдина). А фразы какие! Ведь кроме "в Багдаде все спокойно!", есть еще и гениальное определение: "Сон про не-сон и про не-сон сон..."» (Тея).
«Против»:
«Первое детское впечатление от фильма – это… недоумение. Вместо классической сказки какие-то неуместные шутки. Порой кажется, что действие виснет в воздухе, а взамен остаются ужимки, в которых герои переигрывают самих себя. Потом – этот нудный разговор между юношей и сомневающимся джинном, согласие на брак, мало, чем отличающееся от «ненастоящей» свадьбы, и – «детям до шестнадцати…» вместо понятного конца. Успокойтесь, с юмором у меня не так уж плохо: и смеялись и передразнивали, и непредвзято могу пересмотреть. Но ребячьи ощущения помню: капустник получился, а не фильм» (Света).
Киновед Александр Федоров