Найти тему
ODELAX

Бизнес план куриной фермы

Оглавление

Инвестиционный Меморандум

Бизнес-план предприятия по разведению кур является ориентированным в первую очередь на российский потребительский рынок, который предоставляет благоприятные условия для деятельности отечественных сельскохозяйственных производителей, обеспечивая защиту от конкуренции со стороны импорта. Куриное мясо и яйца занимают третье место по значимости среди продуктов, уступая только хлебу и молоку. Половина продукции куриной фермы находит свое применение на перерабатывающих предприятиях, таких как пекарни и пищевые комбинаты.

В России ежегодно производится 46 миллиардов яиц и 7 миллионов тонн мяса, с годовым ростом продаж на уровне 2-3%. В первом квартале 2019 года оптовые цены на продукцию куриных ферм выросли на 15%.

Конкурентная обстановка на региональном рынке продаж средняя: треть рынка контролируют крупные птицеводческие комплексы и агрофирмы, еще меньшую долю занимают небольшие частные фермы, специализирующиеся на домашней птице.

Технологическая часть проекта предусматривает описание полного цикла производства и содержания куриной фермы, предоставляя в продажу мясо кур, яйца, цыплят и куриный помет в качестве удобрений. Применение энергосберегающих технологий должно позволить достичь нормы рентабельности на уровне 50% через 3-5 лет при низких издержках.

Срок окупаемости проекта составляет 8 месяцев; первоначальные вложения оцениваются в 2 900 000 рублей; точка безубыточности достигается на третьем месяце; средняя ежемесячная прибыль оценивается в 420 000 рублей.

Описание бизнеса, продукции и услуг

В рамках предложенного бизнес-плана куриная ферма будет выпускать четыре типа продукции:

  1. Яйца первой и высшей категории с весом от 65 г. Эти яйца будут поставляться в розничные сети и пищевые предприятия.
  2. Мясо среднего веса кур в пределах 3-5 кг, поставляемое на перерабатывающие предприятия и пищевые комбинаты.
  3. Цыплята в возрасте до 10 недель, предназначенные для небольших ферм и частных хозяйств.
  4. Куриный помет в упаковках весом 1 кг, 5 кг и 10 кг, который будет использоваться как экологически чистое удобрение для растениеводства, фермеров и частных участков.

Описание рынка сбыта

Российский рынок куриного яйца закрыт для зарубежных поставщиков, что делает крупных производителей основными конкурентами. В первом квартале 2019 года было произведено 46 миллиардов яиц, при незначительном снижении темпов производства на 2% по сравнению с предыдущим годом. Производство куриного мяса в 2019 году увеличилось на 0,7%, достигнув 6,5 миллиона тонн. Среднегодовой рост производства куриного мяса составляет 2-3%.

В среднем на одного жителя России приходится 250-300 яиц в год. 40% рынка приходится на розничный сектор, а 60% — на коммерческий и производственный сектор, включая пекарни, кондитерские и другие производства.

Крупные агрохолдинги и предприятия контролируют более трети рынка, обладая разветвленной инфраструктурой, эффективной системой логистики и распределения. Для конкуренции с ними необходимо находить неисследованные рыночные ниши и акцентировать внимание на работе с определенными сегментами потребителей, а также развивать партнерские отношения.

Оценка рыночной емкости подсчитывается с учетом среднегодовой нормы потребления яиц в 250-300 штук на человека. Например, в городе с населением 600-700 тысяч человек общее количество яиц может достигнуть 196 миллионов штук, и это без учета промышленных перерабатывающих предприятий.

Продажи и маркетинг

Продукция куриной фермы будет распределяться следующим образом:

  • 20-30% через частные лица и розничные предприятия, включая сетевые магазины. Также, 10-15% удобрений будет продаваться через розничные и оптовые магазины для садоводов и дачников.
  • 80% продукции будет поставляться в корпоративный сектор. Яйца будут предоставляться предприятиям общественного питания, кондитерским и хлебопекарным заводам, ресторанам, пиццериям и кафе. 90% мяса в живом весе будет поставляться на промышленные предприятия, занимающиеся переработкой для производства колбасы, паштетов и консервов.
  • Общественный сектор, включая государственные и муниципальные организации: медицинские учреждения, санатории, детские лагеря, больницы, интернаты и воинские части. Поставки продукции будут осуществляться посредством участия в тендерах.

Стратегии продвижения продукции включают в себя систему оптовых скидок, индивидуальные заказы и предоставление услуг по доставке клиентам. Эффективные методы рекламы включают рекламу в СМИ, размещение рекламы в печатных буклетах, присутствие в социальных сетях, участие в выставках и ярмарках сельхозпродукции, а также благотворительность в отношении многодетных и малоимущих семей и пенсионеров.

Система ценообразования предполагает следующие стандартные цены:

  • Средняя цена десятка яиц высшей категории — от 60 до 80 рублей.
  • Средняя цена мяса — 150 рублей за 1 кг. При продаже живого веса оптовым покупателям, цена составит 100 рублей за 1 кг.
  • Средняя цена гранулированного куриного помета — 50-70 тысяч рублей за 1000 кг.

Производственный План

Для успешной реализации проекта по созданию куриной фермы с численностью стада от 1500 до 2000 тушек, предусматривающего полный цикл производства, определены следующие ключевые этапы организации и эксплуатации предприятия.

  1. Регистрация бизнеса:Формирование правовой структуры в виде Индивидуального предпринимателя (ИП) с налогообложением 6% в год и упрощенной системой налоговой и финансовой отчетности. Срок оформления - 3 рабочих дня после подачи заявления в отделение ФНС.
    Возможность выбора альтернативного варианта регистрации как фермерского хозяйства. Этот вариант предоставляет ставку 6%, использование УСН и дополнительные преимущества: доступ к грантам до 300 тысяч рублей, единовременная безвозмездная поддержка в рамках Федеральной программы развития предпринимательства на селе на сумму 1,5 млн рублей и льготная ставка кредита не выше 12% годовых.
  2. Оформление разрешительных документов:Получение постановления местной администрации, разрешающего строительство и эксплуатацию куриной фермы.
    Получение разрешительных документов от Санэпиднадзора на эксплуатацию помещений и оборудования.
    Заключение договоров с водоснабжающими и коммунальными предприятиями, а также поставщиками электроэнергии.
    Подготовка документов для оформления аттестата на соответствие рабочих мест требованиям СанПиН.
  3. Помещение и оборудование:Выбор места для фермы вдали от населенных пунктов (минимальное расстояние 1-1,5 км).
    Разработка проекта помещения с учетом ветеринарных норм и функциональных зон: цыплятник, помещение для технологического оборудования, хозяйственно-бытовое помещение, склад, помещение для хранения кормов.
    Приобретение земельного участка (1000-1200 кв. м.) в долгосрочную аренду с правом выкупа, расположенного в пригородном районе в 30 км от города.
  4. Технология:Выбор пород кур (ломан-браун, русская белая, минорка) и бройлерных пород (амрокс, аракаунана, адлеровская серебристая) для оптимального сочетания яйценоскости и мясных характеристик.
    Использование высококачественных кормов (зерновые смеси, комбикорма, растительные смеси) и обеспечение условий содержания (постоянный доступ к воде, корму, температурный режим, освещенность).
  5. Оборудование:Приобретение необходимого оборудования как нового, так и б/у, включая вентиляционную систему, поилки-кормушки, инкубаторы, холодильники, упаковочные автоматы, компьютеры и оргтехнику, мебель, минигрузовик, систему видеонаблюдения, пожарный инвентарь.

Этапы реализации проекта подразумевают комплексный подход к организации фермы, обеспечивая соблюдение всех необходимых стандартов и норм для успешной деятельности.

Организационная Структура

Для обеспечения эффективности работы на проекте куриной фермы высокий приоритет отдается подбору и найму высококвалифицированного персонала. Критерии отбора для операционного персонала фермы включают образование, квалификацию, а также опыт работы на птицеводческих фермах в течение 2-3 лет.

Найм персонала планируется проводить в районе расположения фермы, что упростит процесс доставки сотрудников.

Общий вид штатного расписания куриной фермы представлен следующим образом:

Постоянные Расходы:

  • Управляющий фермой:Оклад: 35 000 рублей
    Количество сотрудников: 1
    Сумма: 35 000 рублей
    Средняя з/п в месяц на сотрудника: 47 203 рублей
  • Старший технолог:Оклад: 32 000 рублей
    Количество сотрудников: 1
    Сумма: 32 000 рублей
    Средняя з/п в месяц на сотрудника: 44 203 рублей
  • Оператор-птичник:Оклад: 28 000 рублей
    Количество сотрудников: 4
    Сумма: 112 000 рублей
    Средняя з/п в месяц на сотрудника: 28 000 рублей
  • Водитель-экспедитор:Оклад: 25 000 рублей
    Количество сотрудников: 1
    Сумма: 25 000 рублей
    Средняя з/п в месяц на сотрудника: 25 000 рублей
  • Подсобный рабочий:Оклад: 20 000 рублей
    Количество сотрудников: 2
    Сумма: 40 000 рублей
    Средняя з/п в месяц на сотрудника: 20 000 рублей

Страховые взносы:

  • 53 700 рублей

Итого ФОТ:

  • 297 700 рублей

Управляющий фермой отвечает за организацию работы, соблюдение трудовой и технологической дисциплины, безопасность труда, коммерческую деятельность предприятия, взаимодействие с поставщиками, потребителями и контрагентами. Также в его обязанности входит работа с рекламным бюджетом и проведение рекламных мероприятий. Опыт работы на руководящих должностях в сельскохозяйственных предприятиях, знание финансовой отчетности и бюджетирования бизнеса также требуется.

Старший технолог ответственен за производственную и технологическую составляющую работы фермы, обеспечивая соблюдение технических и санитарных норм содержания куриного стада, выращивания, подготовку продукции и утилизацию отходов, а также за исправность оборудования.

Оператор-птичник отвечает за состояние куриного стада и условия его содержания, включая режим кормления, инкубации, а также сортировку и упаковку.

Водитель-экспедитор ответственен за доставку готовой продукции клиентам-заказчикам и снабжение фермы необходимыми расходными материалами.

Подсобный рабочий выполняет работы, связанные с поддержанием санитарных норм в помещениях, погрузкой-выгрузкой кормов и готовой продукции, а также оказывает помощь операторам-птичникам.

Режим работы персонала и система оплаты труда

  • У управляющего и технолога ненормированный рабочий день. Оплата труда комбинированная: оклад плюс процент от суммы выручки.
  • Оператор-птичник и подсобный рабочий работают сменами по 12 часов в режиме 2 через 2. Система оплаты комбинированная: оклад плюс премия по итогам работы фермы за каждый квартал, полугодие и год.
  • Водитель-экспедитор работает 6 дней в неделю и получает оклад плюс премию по результатам работы фермы за 3, 6, 12 месяцев.

Инвестиции на открытие фермы включают в себя:

  • Регистрацию и получение всех разрешений: 50 000 рублей
  • Возведение блочного модуля фермы по каркасной технологии: 1 200 000 рублей
  • Расходы на первый месяц работы фермы: 300 000 рублей
  • Рекламу на открытие: 30 000 рублей
  • Расходы на аренду участка в первые два месяца: 30 000 рублей
  • Закупку оборудования: 1 272 000 рублей
  • Прочие расходы: 20 000 рублей

Итоговая сумма инвестиций составляет 2 902 000 рублей.

Ежемесячные затраты фермы включают в себя:

  • ФОТ (включая отчисления): 322 107 рублей
  • Аренду земельного участка: 15 000 рублей
  • Амортизацию: 25 000 рублей
  • Коммунальные услуги: 15 000 рублей
  • Рекламу: 30 000 рублей
  • Бухгалтерию (удаленную): 20 000 рублей
  • Закупку корма и расходных материалов: 305 084 рублей
  • Расходы на ветеринарное обслуживание: 20 000 рублей

Итоговая сумма ежемесячных затрат составляет 752 191 рубль.

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.

Факторы риска включают в себя

  • Риск сезонного снижения спроса на куриное мясо или яйца, особенно заметный летом, когда люди отправляются в отпуск.
  • Риск заражения куриного стада болезнями, требующий проведения своевременной вакцинации и периодического осмотра ветеринаров.
  • Подорожание комбикорма, которое может повлиять на рентабельность работы фермы. Гибкая политика сбыта и работа с контрагентами позволят снизить этот риск.