И тем не менее, дело не такое уж и "бракованное", хотя... у кого как.
Вопрос выбора жены, даже у людей простых, не обременённых княжескими званиями, крайне важен. Но! Политические проблемы не давят. Меньше критериев для отбора кандидатки приходится отслеживать (да простят меня читательницы) А вот у князей заботы другого характера. Как там у Дербенёва, "жениться по любви не может ни один, ни один король". Смело можно добавить сюда и наших князей.*
*- опять приходится к читательницам обратиться. Специально для вас не буду столь категоричен и предложу ознакомиться с одной гм... довольно пикантной историей из жизни Великих и не очень князей.
Какая тут любовь, когда, условно, с одной стороны, союзник, и желательно бы с ним породниться, для укрепления отношений. А с другой чуть ли не открытый враг и для смягчения накалённой обстановки неплохо бы породниться и с этим. А там, глядишь, ещё один партнёр по геополитической игре маячит, не определившись. Сестру что ли сплавить ему? Ну, и так далее...
Кстати, о "султанах". Если под ними понимать князей степных, домонгольских, то с ними вполне себе активно роднились, вплоть и до, и даже после нашествия. Вот например, сын того самого Даниила Галицкого, Мстислав, женился на дочери некого хана Тейгака где-то как раз вокруг сороковых годов тринадцатого века, кто таков точно не известно, но есть версия, что родственник хана Котяна Сутоевича, который, в свою очередь, выдал свою дочь Машу за Мстислава Удатного.**
**- как Машу? У Котяна Сутоевича дочь Машей зовут? Ничего удивительного, Мстислав Мстиславович и сам Федя.
Вот такой винегрет. И браков таких немало было. А вот и списочек ханов-тестей прилагается.
Аепа Осеневич, Белук, Кончак, Юрий Кончакович (ага, сын предыдущего), Тугоркан, Аепа Гиргеневич, Толгий, Котян, Осолук.
Как бы понятно, что по итогам взаимоотношений все переженились и стали какими-никакими родственниками. И когда Субедей с Джебе половецких ханов стали щемить, побежали они к роднулечкам за помощью. Князья, правда, не вывезли бодаться с лучшими нойонами Чингисхана, но на помощь пришли.
И вот мы плавно подходим к нашествию монголо-татар. Вернее, к нашествию монголо-татарских принцесс.
Вы спросите, а что их много было? Вроде как на слуху только Кончака-Агафья, жена Московского князя Юрия Даниловича, старшего брата Ивана Калиты. Ну так это от того, что судьбинушка её печальная вписалась в становление Москвы, как центра объединения русских земель. Отдала, в общем, жизнь за царя Великого князя. Если кратко, то умучали её у Тверского князя, супротивника Московского, в плену, чем си-и-ильно помогли Юрию Даниловичу добиться нужного ему результата. Может она и сама богу душу отдала так вовремя, но мне, как любителю всяческой конспирологии, представляется, что то, дело рук самого Юрия Даниловича, или, что ещё "конспирологичней", Ивана Даниловича. Так что брак этот не мог быть долгим и счастливым априори. Впрочем, давайте по порядку...
Заключать браки во время нашествия, такое себе... А вот спустя некоторое время, когда устоялись новые вассальные отношения, дело пошло.
Глеб Василькович Белозерский и Ростовский, понятное дело, что большинству читателей это имя "ни о чём". Это ж не Александр Невский. А в реальности, персонаж в своё время немаловажный. В Орду мотался на тот момент чаще всех. Участвовал в походе на город Дедяков на Северном Кавказе. Кстати, с Невским не только в хороших отношениях, но и родственник. Общий их предок, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, приходился Невскому дедом, а Глебу прадедом. Более чем терпимые взаимоотношения с угнетателями характеризует факт его женитьбы на дочери Сартака и внучке самого Батыя, Феодоре.*
*-прямо вот сто процентов, что Феодора была дочерью Сартака нет. Но. Князь такого ранга в зятья подходит точно. И странное для монголки имя Феодора объясняется тем, что Сартак был христианином.
Брак был удачен, потомство многочисленным. Его праправнук Фёдор Романович вместе с сыном погибли в Куликовской битве. Кстати, женат он был на тётке Дмитрия Донского.
Следующим идёт племянник Глеба Васильковича, Константин Борисович Ростовский. Мужчина не такой видный, как его дядя, но в историю тоже вошедший.
Так вот этот товарищ, после смерти первой супруги, съездил в Орду и привёз себе оттуда жену от некого Кутлукорткы. Что это за "маркиз Барабас" неизвестно, но... Турецкое kutlu, это наше счастливый. Отсюда, например, Тимур Кутлуг. Тимур Счастливый. А кортка с татарского, вдова. Уж не счастливую ли вдовушку какую Константин Борисович из Орды привёз? 😉
Михаил Андреевич князь Суздальский. Про этого самого не так уж и много известно. То ли внук Невского, то ли его племянник. Но нас интересует то, что в 1305-ом году он женился на какой-то ордынке. И умер в том же году. Дополню, если он всё же племянник, то среди потомков его брата, Василий Кирдяпа, Шуйские, в том числе Скопины-Шуйские. Ну и царь Василий Шуйский.
Федор Михайлович Белозерский. У этого персонажа бабушка та самая Феодора о которой я выше писал. Так что прямая ему была дорога за невестой в Орду.
Так оно и вышло. Женился на дочери некого Вельбласмыша. Если имеется в виду Ильбасмыш, то невеста внучка хана Тохты. А если вбить в онлайн переводчик, то с татарского вельбласмыш просто - вельможи. Так что бабушка (не Феодора) надвое сказала, внучка это была или кто...
Остаётся у нас Федор Ростиславич князь Ярославский и Смоленский. По прозвищу Чермный, то ли красив был, чермный - красный, а у нас красный заодно и красивый. То ли просто рыжий, что скорее. Этот тоже Дедяков брал. Я смотрю, все эти монгольские свадьбы неспроста. Взял Дедяков - женись на ордынке! 🤣 "Запятнал", правда, себя участием в Дюденевой рати. Сынок Феодоры Сартаковны, Миша, кстати, тоже там поучаствовал, а что, наполовину чингизид же.
Женился Фёдор Ростиславич на дочери Менгу-Тимура... или Ногая по имени Джиджекхатунь. Или это имя тёщи... Всё сложно, кроме легенды, где все в Орде его так полюбили, что впихнули ему дочку и тридцать шесть городов в придачу. Или дочка сама на него прыгнула. А у него, пока он у будущего тестя ошивался первая супруга умерла и тёща от первого брака, узнав о его похождениях, поставила на княжение внука, а зятю обещала всё оторвать, если он на княжение в Ярославль вернётся, бояре подписались, кстати.
Пришлось подождать, как бы это грубо не звучало, пока не умер Миша, старший сын от первого брака. Одна из дочерей от первого же брака (па-а-баммм!) жена Михаила Глебовича, ага, всё того же сына Феодоры Сартаковны.
В браке с ордынской принцессой у Фёдора Ростиславича родились сыновья, Давид и Константин. Вот у Давида Фёдоровича потомков пруд пруди, целая россыпь князей разных фамилий, живших и действующих на протяжении всей нашей истории.
P.S. Попробовал покопаться на счёт Джиджекхатуни. Ну, хатунь, это понятно. Госпожа, дама. А вот с Джиджек... есть в татарском "жекжаат" - родственники, свойственники. Больше ничего найти не удалось.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
https://yoomoney.ru/fundraise/1N01JQP4Tfs.230314
или альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С