Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Золотые рога" (СССР, 1973) и "Илья Муромец" (СССР, 1956): мнения

Золотые рога. СССР, 1973. Режиссер Александр Роу. Сценаристы: Михаил Ножкин, Лев Потёмкин, Александр Роу. Актеры: Раиса Рязанова, Володя Белов, Ира Чигринова, Лена Чигринова, Георгий Милляр, Алексей Смирнов, Лев Потёмкин, Маргарита Корабельникова, Александр Хвыля, Михаил Пуговкин, Борис Сичкин, Савелий Крамаров и др. 20,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссера Александра Роу (1906–1973) не зря называют великим киносказочником, и «Варвара краса – длинная коса», бесспорно, одна из лучших его работ. Всего Александр Роу поставил 16 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Варвара краса – длинная коса», «Огонь, вода и... медные трубы», «Морозко», «Золотые рога» и др.) вошли в число самых кассовых советских кинолент.

Эта сказка стала последней в творческой биографии Александра Роу (1906–1973). Публика отнеслась к ней благосклонно, но практически все кинокритики обращали внимание на рыхлость сценарной основы.

Кинокритик Леонид Нехорошев (1931–2014) в «Спутнике кинозрителя» писал о фильме так: «К сожалению, драматургия фильма «Золотые рога» кажется мне менее разработанной, чем в предыдущих картинах Роу. Картина распадется на несколько линий довольно слабо связанных друг с другом» (Нехорошев, 1973: 8).

Киновед Кира Парамонова (1916–2005) считала, что в «Золотых рогах» «не очень изобретательно построен в сценарии путь Евдокии. Нет в нем неожиданных перипетий, мало острых ситуаций. Но Роу–режиссер оказался сильнее сценариста Роу. Он сумел сделать сказочно увлекательной и эту часть фильма, хотя недостаточно продуманные сюжетные ходы не дали возможности «отыграть» завязанные в первой половине фильма драматургические «узлы» и ослабили напряженность действия. … Сказка «Золотые рога» — последняя сказка Роу, которую он успел поставить. Мы видим, что и здесь он не искал готового сказочного сюжета, использовал самые различные мотивы, смело сочетая их в единой фабуле, насыщая юмористическими деталями и новыми поворотами развитие традиционных мотивов. Он не отказался от своих излюбленных сцен с медведями и другими зверями, от кадров торжествующей природы в финале и от сказочницы, начинавшей и завершавшей фильм. Но и в этой картине нельзя не заметить, что мастер находился в состоянии поисков. Следуя законам традиционной русской сказки, он до конца дней искал пути, которые бы сблизили ее с современностью. Он хотел, чтобы нашим детям было интересно, весело на просмотрах его фильмов» (Парамонова, 1979).

В XXI веке к аналогичному выводу относительно этой киносказки пришла исследователь творчества Александра Роу – киновед Нина Спутницкая: «Золотые рога» нельзя назвать удачей. С первых минут, очевидна разностильность картины. … замысел не желает пребывать в конкретных жанровых рамках, картина складывается наперекор характерному для Роу чувству стиля. Здесь явно не хватает режиссерского чутья, чтобы справиться с драматургическими огрехами» (Спутницкая, 2018: 233).

Мнения сегодняшних зрителей о «Золотых рогах» общем–то совпадают с мнениями киноведов и кинокритиков:

«Сказка неплохая, но мне чего–то не хватило.... Вот смотришь "Морозко", аж дух захватывает, а здесь очень впечатлило. … то ли чудес мало, то ли просто сама сказка короткая. Осталось ощущение недосказанности» (Эллада).

«Сам сюжет сказки не очень интересен, сильно не захватывает. … и как–то раздражало это постоянное – Машенька, Дашенька, Кирюшенька, Евдокиюшка» (Римма).

Киновед Александр Федоров

-2

Илья Муромец. СССР, 1956. Режиссер Александр Птушко. Сценарист Михаил Кочнев. Актеры: Борис Андреев, Андрей Абрикосов, Наталья Медведева, Нинель Мышкова, Александр Шворин, Сергей Мартинсон, Георгий Дёмин, Сергей Столяров, Михаил Пуговкин, Ия Арепина и др. 16,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Знаменитый киносказочник Александр Птушко (1900-1973) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Каменный цветок», «Садко», «Илья Муромец», «Сампо», «Алые паруса», «Вий», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

«Илья Муромец» – одна из самых знаменитых советских киносказок.

В год выхода «Ильи Муромца» на экран журналист Михаил Долгополов (1901–1977) писал на страницах газеты «Известия»: «Талантливый мастер советского кинорежиссер Александр Птушко и большой знаток былин и сказов писатель Михаил Кочнев в творческом содружестве создали увлекательное киноповествование о богатырской силе русского народа. Новые художественные возможности широкоэкранного кинематографа позволили ярко передать «богатырское кипение» во всем его размахе и красоте.
В этом монументальном фильме его авторам удилось воплотить многогранный эпический образ народного богатыря. … Операторы Ф. Проворов и Ю. Кун мастерски запечатлели пейзажи родной земли — дремучие леса, уходящие вдаль до самого горизонта, широкие реки и привольные луга. Русская природа передана ими ярко и поэтично. И музыка фильма, написанная композитором И. Морозовым, такая же широкая, привольная, как и картины родной страны. Немаловажным достоинством нового фильма является его стереофоничность. В какой бы части кадра ни находились действующие лица фильма, звук исходит прямо от них. Это техническое новшество открывает большие перспективы. … Это большая удача советской кинематографии» (Долгополов, 1956).

Уже в XXI веке киновед Нина Спутницкая справедливо отметила, что «Илья Муромец» – яркое, красочное полотно, наполненное неожиданными драматургическими ходами, монтажными контрастами и батальными сражениями, держащими зрителя в напряженном ожидании. … Мотивы «оттепели» отразились в сюжете и образах фильма, а следование эстетическим канонам военных эпопей и сплав их с мелодраматическими перипетиями в духе фильмов Болливуда превращает кинобылину Птушко в уникальное и достаточно экзотическое, но вместе с тем цельное и самобытное зрелище» (Спутницкая, 2018: 113).

Зрители и сегодня готовы обсуждать “Илью Муромца»:

«Фильм интересный не только по тем временам, но и по вполне современным. Тот, кто считает иначе, пусть приводит конкретные доказательства. Борис Андреев – великий русский актёр – и образ Ильи Муромца – его сокровенный образ. Он идеально подходил на эту роль по своим психофизическим данным. Про актёрский талант Андреева я уж и не говорю. Сыграл великолепно. "Илья Муромец" попал в «Новую книгу рекордов Гиннесса по кино». В фильме участвовали 106000 солдат–статистов и 11000 лошадей. Кроме лошадей снимали огромное количество других животных, птиц и насекомых. И без всяких "эффектов" обошлись» (Молодой).

«Вот, на мой взгляд, эталонный фильм по русскому эпосу вообще и по тому, как надо показывать в сказочных фильмах защиту родной земли, в частности» (Лев).

«А я скажу так – этот фильм неподвластен времени, потому что он снят гениально. Именно так и должна сниматься экранизация былины. Самое интересное, что особый стиль, господствовавший тогда, "попал в точку", получилось гениальное произведение. Конечно, ни о какой экранизации реальности речи нет, но здесь её и не должно быть, ведь снимается экранизация былины. Сам стиль былины, а также образ Ильи Муромца переданы просто гениально» (Артист).

«Любопытный и довольно неоднозначный фильм. С одной стороны: актеры на замечательнейшие, музыка прекрасная, постановки боевых сцен на высочайшем для тогдашних (да и для сегодняшних) времён. Полёт Змея Горыныча выглядит достаточно убедительно даже для наших дней, а Соловей–Разбойник смотрится ничуть не хуже небезызвестного Горлума. Притом в фильме не были использованы компьютерные спецэффекты. Но с другой стороны: сюжет фильма до боли наивен и схематичен, а диалоги персонажей до жути пафосны. Сказка, одним словом» (Вихрь).

«Не раз смотрела этот фильм от начала и до конца, однако пересматривала его только тогда, когда содержание основательно забывалось. Возможно, тут дело ещё и в том, что серьёзная экранизация народных былин – жанр редкий и требует особого зрительского настроя. Впрочем, пересмотрев сейчас «Илью Муромца», я как–то неожиданно для себя вдруг получила явное удовольствие. При всех трагических моментах, картина мне не показалась тяжёлой, а доля наивности не вызвала раздражения. Вдобавок создатели ленты не забыли о юморе, но не переиграли с карикатурностью. Не часто удаётся увидеть фильм, не оглупляющий народную героику и историю, а наоборот, способный вызывать уважение к своим предкам. Пусть и на уровне сказки, пусть и в обработке советского сценариста середины XX века, но это не испортило ленту» (Света).

Киновед Александр Федоров