«Руки помыл? В комнате убрал? Уроки сделал?» - вопросы, которые к воспитанию подростка должны иметь очень поверхностное отношение. Важно теперь познакомить ребёнка с самим собой. Чтоб он умел заглядывать внутрь себя и понимать, что им движет, почему он это сказал или сделал. Умел управлять собой. Фокус воспитания смещается во внутренний мир. Случай из нашей деревенской жизни. Активно собираем ягоды, варим варенье, консервируем овощи. Дети привычно помогают. Собираем несколько дней подряд чёрную смородину. Работа привычная и несложная, ягода крупная, кустов много. Есть норматив – 4 литра смородины в день на человека надо собрать. Всем детям понятно – сделал и гуляй. Пока у девочки 13ти лет не приезжает в деревню мама, и не просит её собрать ягоды и для неё тоже. Те же 4 литра, но не в общий котёл, а лично маме. Полдня ребёнок страдал возле кустов, но не наскрёб и половины, хотя раньше таких проблем не возникало. Почему привычное простое дело вдруг стало непосильным? Почему? Потому, что