Найти тему

Получатся ли учителя из ветеранов СВО?

В школы нужно вернуть мужчин, прошедших СВО!

Не скажу, что слышу это постоянно. Но и редкими такие предложения тоже не назовешь. Причем, исходят они из разных кругов, с разной, порой весьма экзальтированной отсебятиной.

Очередное такое высказывание я увидел в комментарии телеграмм-канала Алексея Савватеева. Там приведена запись некоего Сергея Богатырева. Судя по тому, что пишут о нем в Сети, определенное отношение к вопросам безопасности он имеет:

Фотография в синей рамке взята из ТГ-канала.
Фотография в синей рамке взята из ТГ-канала.

Приведенная запись в целом весьма логична. Но есть там некоторые тезисы, которые меня "возбудили". Перескажу один такой отрывок из записи Богатырева своими словами близко к тексту:

А может, вместо охраны в школе набрать 40 тысяч ветеранов СВО? Пусть они работают физруками, ОБЖшниками или учителями физики. Дадим им пистолеты "Макарова", которые МВД снимает с вооружения и пусть они погружаются в жизнь учеников и школы. Они будут знать всех хулиганов, отслеживать случаи травли и неразделенной любви. И вмешиваться в эти ситуации будут на тех этапах, которые еще очень далеки от трагедии. Пусть они учат детей быть людьми и ценить жизнь. А пистолеты будут прибавлять этим людям авторитет.

Повторю еще раз, что в той записи целиком очень много разумного. Видно, что человек не "мимо проходил". Но вот это...

Начнем с самого сложного, -- с ветеранов СВО. И перед тем, как начать я обязан разместить еще раз эту фотографию.

-2

На ней ДРГ в учебке. Посередине, надо мной, командир группы Доберман. Это он крикнул, когда я бежал фотографироваться, чтобы я прыгал на снег перед пацанами.

Группа готовилась на базе ГРУ бывшим "вагнером", из первых составов. Но в этой группе, как он и сказал, я не воевал. За ленточкой нас всех раскидало и мое место оказалось в составе разведроты. Вместо привычного за время интенсивной учебки автомата в руках оказался пулемет, а на собственноручно добытом и созданном обвесе несколько коробов с "7,62" (основная часть которых была куплена на свои деньги), гранатами и т.д.

Не буду говорить, что только и делал, что участвовал в замесах. Это не так. Но на БЗ походил, а вокруг постреливали. И пацанам удалось даже записать такое видео, когда постреливали больше мы, а не по нам:

Всё это я в очередной раз описал для того, чтобы подтвердить своё право разговаривать на тему "ветераны СВО в школе". Я когда уходил, прекрасно понимал, что рано или поздно на эту тему начнутся спекуляции.

Тема сложная.

Дело в том, что в обществе есть память о ветеранах Великой Отечественной войны, которые, вернувшись домой, очень продуктивно работали в школах. У меня даже есть цикл статей "Утерянное сокровище" о бывшем фронтовике и директоре школы Эдуарде Георгиевиче Костяшкине. И о том, как он наводил порядок в своей школе.

И на основании этой памяти и некоторых иллюзий, мысли о направлении сегодняшних фронтовиков в школы выглядят для многих весьма привлекательно. Но тут есть два важных момента, о которых мало кто задумывается.

1. У нас нет никакой системной информации о том, как фронтовики учили в школах СССР. И мы можем только предполагать, что в основной массе всё было хорошо. Лично я предполагаю это.

2. Это были совсем другие люди, по другим обстоятельствам попавшие на фронт совсем другой войны.

Почему люди были другими? Другой исторический период с другим мироощущением, другим державным и гражданским чувством, другим моральным подъёмом. Это было государство рабочих и крестьян, которые получили трудовой кодекс, землю, права, зарплаты, власть.

Что за обстоятельства? Понятная каждому гражданину мировая война. Угроза Отечеству, которое дало им всё. Массовая отправка на фронт без всяких заметных движений дезертирства. Бронь в основном только тем, кто нужен государству. Никаких веселух по зомбоящику, никаких плясок и праздников на костях, никаких скидок на колбасу рядом с фотографиями участников СВО.

Во время утренних пробежек я вижу одну и ту же автобусную остановку. Так вот, на ней поочередно висят фотографии скидок на колбасу и участников СВО. Этой фотографии, к сожалению, у меня нет. Но в сети есть другая, старая, отвратительная своей глупостью, а не наплевательством, но олицетворяющая то, что сегодня происходит:

-3

Теперь о том, какие люди сегодня идут на СВО. И это самая сложная часть разговора. Поэтому, начну я, пожалуй, чужими словами. И сначала приведу те, которые подтверждают мое мнение по поводу разности ситуаций:

В последнее время я всё более убеждаюсь в том, что война, участниками которой мы стали - поистине народная война. Может быть, она даже более народная, чем Великая Отечественная.... Если говорить о степени участия государства в войне, о полководческом гении, о мобилизационной экономике, - то становится понятно, что вся огромная машина Советского Союза работала на Победу. Да, по всеохватности, безусловно, Великая Отечественная вовлекла весь народ. Сейчас только часть нашего народа отдается войне, а остальные живут при стоимости барреля в девяносто долларов. Но если не брать во внимание тотальность и глобальность погружения страны в войну, а говорить только о том, на кого свалился самый тяжкий военный груз - это, без сомнения, народ.

И это говорит не абы кто, а комбат Ходаковский.

-4

Но перед тем что мне придется сказать, надо привести и другие его слова:

Москвичей, как известно, испортил квартирный вопрос. Сколько мне ни доказывай, что для наших рекрутируемых первичнее чувство долга, а потом уже размер денежного вознаграждения, - я буду пребывать в уверенности, что львиная доля контрактников только ради высоких соображений на фронт бы не отправилась. Денежный вопрос портит дух происходящего, - это закономерно и неизбежно. Нам неловко об этом говорить, но из песни слов не выбросишь. Причём, это даже не упрёк - просто констатация факта.
В четырнадцатом каждому добровольцу мы говорили: здесь зарплату не платят. Но мы всё же старались находить деньги и выплачивать матпомощь в том размере, в каком позволял наш месячный фонд. Потом людей стало много, а денег не прибавилось... Мы сказали: вы вместе в одних окопах выполняете одни задачи и одинаково рискуете - и штатные, и нештатные, - поэтому с вошедших в штат мы будем снимать часть суммы, добавлять к ней из фонда, - и все получат поровну. Так и сделали, а после первой же зарплаты в военную прокуратуру поступило тридцать восемь жалоб на то, что расписывались в ведомости за одну сумму, а на руки получили другую.

Я ничего нового не увидел - просто в очередной раз убедился, что природа человека трудно поддаётся "реформированию", - даже в особые моменты. Но все-таки есть разница: мобилизовать, а потом вознаградить, или приманить деньгами, а потом пытаться мобилизовать в человеке готовность рисковать собой...

У меня есть знакомый. В данный момент он дома, с протезом вместо ступни. На фронт он пошел добровольцем сразу, сам. Всю жизнь работал на заводе в Череповце. Его ребенок вырос и создал свою семью, а жена, было дело, изменяла ему, хотя они и не разошлись. Большую часть вечеров последних лет он пил дома. На СВО ушел не за деньгами, а потому что увидел какой-то смысл своего существования.

Есть еще один далекий знакомый. Его мобилизовали после "срочки", сам бы он не пошел. Получив серьезное ранение, он оказался в Москве. Тут нашел себе женщину значительно старше себя. Деньги получать продолжает, числясь "в рядах", из госпиталя выписан. К месту службы не торопится уже около шести месяцев. Как там так всё получилось я не знаю, потому что это далекий знакомый, но вот так.

Кроме этих примеров у меня есть масса других. Масса знакомых людей, которые шли на войну, уходя от "ничего", из "пустоты", которую обеспечил им нынешний капитализм. Есть такие, с которыми мы очень предметно говорили про группировку "солнцевских", и такие, которые рассказывали мне о правилах тюремной жизни, пока мы "сидели на глазах", подсчитывая количество фар грузовых автомобилей противника, мелькающих далеко во тьме.

Но есть, конечно, и такие люди, как мой знакомый учитель ОБЖ и физкультуры:

Но он до добровольной отправки на фронт был учителем, образованным человеком. И ушел по идейным соображениям.

Все эти люди -- люди героические. И чего бы в какой пропорции не было намешано в их мотивации, они всё равно героические люди, которые, в среднем, помимо денег признают и ценят понятия Родины, Отечества, Бога или какой-то Идеи.

Но это не те люди, которые возвращались домой в 1945 году. Большинство из них сами не за что к детям не пойдут. А тех, кто согласится, лично я бы на пушечный выстрел не подпустил к школе. Потому что СВО не добавит им любви к детям и понимания их жизни, не принесет им элементарных знаний, необходимых для этой работы. И получать их, как те далекие фронтовики наши предки, они не будут. Это не те люди.

Нет, конечно, среди них есть и учителя и те, кто сможет при желании на учителей отучиться. Это -- то, что надо. Но их минимум. Я же говорю сейчас о всех в целом. О тех "сорока тысячах ветеранов СВО", которых предлагают отправить в школы, вооружив "макарами". И теперь к простому, -- об оружии.

Я бы даже не говорил об этой бредовой идее, если бы внутри нее, как утка в зайце из сказки, не находилась бы мощная воспитательная истина.

Если пистолет висит, то велика вероятность, что он, как чеховское ружье, выстрелит. А истина в том, что если пистолет висит, но им не пользуются и не прибегают к его помощи, то он очень скоро будет превращать своего владельца в шута. В интернете масса роликов, когда вокруг испуганных сотрудников с пистолетами бегают "гости страны".

И вместо пистолета может быть что угодно: угроза применения физического наказания, бранное слово, угроза "углом" и т.д.

Вы хотите поставить в такую ситуацию ветеранов СВО, заменив "гостей" нашими школьными отморозками? Которые очень быстро поймут, что никакие пистолеты, конечно же, против них применять не будут.

Или другой вопрос. Вы считаете, что человека можно взять и поставить работать учителем? Ну предположим, можно, если это физкультура. Или, если это директор, как Костяшкин. И это еще, если человек соответствующего уровня интеллектуального, духовного развития. Но... учителем физики? Это серьезно говорится или как? Думаете, что физику можно преподавать "с кондачка", пролистав вечером параграф учебника?

О том, что эти ветераны СВО будут хорошо знать всех хулиганов и все проблемы детей я даже разговаривать не хочу. Это еще сложнее, чем объяснить физику.

Теперь немного о том, что "эти люди, прошедшие через смерть, не будут терпеть". Я это тоже слышал частенько.

А вы слышали о том, какие там проблемы? С деньгами, снаряжением, снарядами, амуницией? О том, как наши замечательные волонтеры до сих пор туда камазами тащат шмотки и еду (я, кстати, ищу возможность отвезти туда гуманитарку и если кто-то может, откликнитесь)? Вы задумывались когда-нибудь какая вторая сторона у этой "волонтерской" медали?

И после этого вы говорите, что эти люди не будут терпеть? Будут. И терпят. Я это наблюдал чуть ли не каждый день, хотя рассказывать ничего не буду, конечно же. Другое дело, что терпят они так же, как терпят и все остальные. А так же, почему терпят. Ведь терпеть можно, потому что раб, а можно, потому что понимаешь вынужденность, реалии, ситуацию. Понимаешь, что не терпеть нельзя.

В общем, оставьте надежды на то, что всех вернувшихся мужчин можно будет отправить в школы. Конечно, создать условия для обучения в педвузах для желающих и подходящих (справки о судимостях, алкоголе, наркотиках, характеристика с места службы) нужно. Но таких будет очень мало. А всем остальным делать в школах просто нечего.