Найти в Дзене
Добрый Робик

Тяжкий рейс

Да, был такой рейс. Намучились мы с Шуриком в нём, несмотря на то, что рейс был относительно коротким. Даже вспоминать, и то тяжело...

Но раз взялся я за воспоминания об этом рейсе, значит, и опишу его подробно.

Для начала о Шурике. Мой одногодка, отличный товарищ и прирождённый водитель, он имел золотые руки и прекрасно разбирался в технике. Его отличительной особенностью был ярко-рыжий цвет волос и не менее рыжие усы. Какое у него было прозвище, я думаю, гадать не стоит. Рыжий Саня, Рыжий Шурик или просто Рыжий. На своё прозвище он ничуть не обижался, иногда даже сам о себе в третьем лице говорил - Рыжий. Поэтому и в рассказе пусть Саня будет Рыжим.

Рыжий Шурик возле своего ЗИЛа. В тот день Саня занимался ремонтом своего бензовоза в нашей автобазе.
Рыжий Шурик возле своего ЗИЛа. В тот день Саня занимался ремонтом своего бензовоза в нашей автобазе.

Теперь о рейсе. В то время, в конце восьмидесятых, появился у нашего Краснолучского углепромовского объединения в Луганской области, очередной партнёр по топливному вопросу. Находился он в станице Ленинградской, Краснодарского края. Взамен угля, который наше объединение поставляло по договору бартера, этот партнёр отпускал нашей автобазе бензин и дизельное топливо. Сотрудничество было взаимовыгодным, поэтому мы быстро протоптали дорожку в станицу Ленинградскую и стали частенько ездить туда.

Расстояние было относительно небольшим, всего триста километров. Пять-шесть часов езды и мы на месте. Коротенькая двухдневная командировка - это и весь рейс. Дорога хорошая, катись себе, да наслаждайся поездкой. Но не в тот раз...

Но прежде я расскажу о машинах, на которых мы с Рыжим отправились в рейс. Я ехал на своём МАЗ-504В в сцепе с полуприцепом-цистерной румынского производства, а Саня - на бывшем моём бензовозе AЦ-130 на базе ЗИЛа. Ну, а теперь - в путь.

На дворе стоял февраль, но было относительно тепло. Когда мы выезжали из Красного Луча, было около пяти градусов мороза и немного снега, но уже в районе Ростова-на-Дону на термометрe стоял ноль. А в Ленинградской снега не было вообще, а в воздухе витало не менее пяти плюсов.

Дорога туда не принесла никаких проблем. Доехали отлично. На месте нам сказали, что погрузка назначена на завтра. Что ж, завтра, так завтра. Мы с Рыжим поужинали, почесали языками перед сном, да и брыкнулись спать.

Загрузка на следующий день тоже прошла штатно. Мы залились, оформили документы и уже в полдень выехали в сторону дома, рассчитывая часам к шести вечера быть в своей автобазе. Не судьба... Начались проблемы...

Только мы выехали из станицы Ленинградской и набрали скорость, как Шурик начал моргать мне фарами. Он сзади ехал. Я остановился, Рыжий тоже.

- Что случилось, Шурик? - спросил я, подойдя к его машине.

- Вибрация какая-то, - ответил коллега, - на пустой машине не было, а на гружёной появилась.

- Кардан? - предположил я.

- Похоже, - согласился Саня, - надо лезть, смотреть.

Надо, так надо. Шурик извлёк из-за спинки сиденья старую фуфайку и кинул её под машину, а потом полез под неё сам.

- Крестовина, блин горелый! - расстроенным тоном произнёс Рыжий.

- В запасе есть? - поинтересовался я.

- Есть, - ответил друг.

- Давай менять.

- Давай!

Мы переоделись и взялись за работу. Поменять крестовину - не такая уж большая проблема. За час мы управились. Измазались, правда, как черти. Мы ведь на обочине занимались ремонтом, а она была раскисшей. Ну, да ничего, умылись и двинули дальше.

Недолго ехали...

В посёлке Кисляковка, не путайте со станицей Кисляковской, был железнодорожный переезд. Сейчас там построен путепровод, а в то время все автомобили следовали через тот самый переезд. Простоять на нём можно было долго, железнодорожная магистраль в этом месте была уже в то время весьма загружена. Встали на переезде и мы. Воспользовавшись случаем, мы с Шуриком вышли из машин, чтобы осмотреть их.

- Твою мать! - донеслось из-за машины Рыжего.

- Что опять? - подойдя к Сане, спросил я.

- Скат пустой, - ответил Шурик и пнул ногой правое заднее колесо.

- Зараза, - выругался я, и поинтересовался, - запаска хоть цела?

- Цела, - вздохнул Шурик.

- Надо менять. Переезд откроется, проедем за него, там и примемся за работу.

- Ладно, - согласился Саня.

Через время переезд открылся. Мы проехали за него, выбрали более-менее чистое место на обочине, переоделись и принялись за работу. Но не всё гладко прошло у нас в этот раз. Дело в том, что задние колёса на автомобилях ЗИЛ крепятся особым способом. Внутреннее колесо прикручивается, так называемыми, футорками. Это, своего рода, колпачковые гайки, имеющие резьбу как внутри, так и снаружи. На глухой стороне футорки, с торца, есть квадрат, на который надевается гаечный торцовый ключ. Наружное колесо прикручивается обычной гайкой. Но иногда, при отворачивании этой самой наружной гайки, начинает крутиться и футорка. А это плохо.

Футорки. Снимок для иллюстрации из свободных источников.
Футорки. Снимок для иллюстрации из свободных источников.

Вот и нас настигла та же проблема. Разумеется, есть способы решения этой неприятности, но из-за неё работа по замене колеса занимает больше времени.

В конце концов мы справились, но ещё один час был потерян. А мы с Рыжим снова стали грязными, как черти. Мы умылись, переоделись и погнали дальше. Ненадолго...

В этот раз проблема вылезла у меня. Протёрлась и зашипела одна из трубок в пневмосистеме тормозов. Как назло, доступ к ней был только снизу. Вновь пришлось переодеваться и нырять под машину на сырой обочине.

Решил я проблему старым шофёрским способом. В том месте, где трубка протёрлась, я её переломил, потом надел на оба конца кусок шланга и затянул его проволокой. Да, да, без проволоки и синей изоленты никуда. Две шофёрские палочки-выручалочки на все времена.

Закончил. Но я снова весь в грязи. Снова надо мыться. Да и спецовка стала напоминать кусок грязи. И ещё минус полчаса времени.

Ладно, умылся, переоделся, погнали.

Начался мелкий противный дождь. Шурик стал держаться от меня подальше, чтобы брызги от моего полуприцепа меньше заливали лобовое стекло его ЗИЛа. Так как я ехал первым, то периодически поглядывал в зеркало, чтобы держать коллегу в поле зрения. В очередной раз посмотрел и увидел, что Саня остановился. Я тоже тормознул. Сдавать назад метров триста на оживлённой дороге я не стал. Решил понаблюдать за коллегой издалека. А Рыжий вылез из кабины, обошёл машину спереди, взобрался на пассажирскую ступеньку и начал с чем-то возиться в районе правого стеклоочистителя. Через пару-тройку минут он сел в кабину и поехал.

Я решил дождаться товарища, чтобы узнать причину остановки.

- Правый «дворник» оборвало, сожрало насечку, - сообщил Рыжий, - пришлось снимать.

- Вот, зараза! - посочувствовал я другу, - Двигаем дальше?

- Двигаем!

Двинули. Километров двадцать двигали, а потом Саня снова заморгал мне фарами, чтобы я остановился.

- Что, опять проблемы? - спросил я, когда мы остановились и Шурик подошёл к моей машине.

- У тебя проблемы, - ответил товарищ, - пойдём, покажу.

И что я увидел? Оба правых спаренных колеса задней оси полуприцепа были пустыми! Твою ж дивизию!

Снова напялив свои грязнючие спецовки, мы с Саней принялись за работу. А работы предстояло много. Нужно было ставить запасные колёса. Они у меня были. Но не всё так просто. Хоть резина и была одинаковой на тягаче и полуприцепе, но диски отличались. На цистерне стояли диски под десять шпилек, а МАЗовский диск... Это не диск. Это, скорее, обод. Крепление колеса на МАЗе кардинально отличается от крепления колеса на цистерне. Поэтому надо пересадить шину с МАЗовского обода на один из дисков спущенного колеса. Да уж, геморрой предстоял солидный.

Слева – обод МАЗ, справа – диск, как на цистерне. Коллаж для иллюстрации из свободных источников.
Слева – обод МАЗ, справа – диск, как на цистерне. Коллаж для иллюстрации из свободных источников.

Сначала мы решили открутить колёса цистерны. Гайки на них были установлены под баллонный ключ на 27 мм. Такой ключ у меня имелся. Мы с Шуриком принялись срывать гайки. Затянуты они были крепко. Пришлось прыгать на длинной монтировке. И снова неудача! На последней гайке лопнула головка ключа... Толку теперь от этого ключа не было. В сердцах я закинул его в поле...

- Что теперь? - спросил Шурик.

- КамАЗ надо останавливать, - ответил я, - у них тоже гайки под ключ на 27.

Мы начали голосовать проходящим КамАЗам. Довольно быстро один из них остановился. Я объяснил коллеге, в чём дело, тот дал нам ключ. Мы с Сашей сорвали злополучную гайку, отдали ключ камазисту, тот уехал. Поизвращавшись с рожковым ключом на 27, мы открутили уже сорванную гайку. Сняли негодные колёса. Тут же поставили запаску цистерны на место. Но нас ждала пересадка шины второго колеса. Мы сняли МАЗовскую запаску со своего места, спустили её и разбортировали. Потом сняли одну из спущенных шин цистерны со своего диска и собрали вторую запаску. Накачали её и воткнули на место. Насколько было возможно, подтянули гайки рожковым ключом. А чтобы их основательно затянуть, пришлось тормозить очередного КамАЗа. А это оказалось не так просто, как в первый раз. Стемнело, а по темноте мало кто тормознёт. Удача улыбнулась нам спустя минут двадцать. Камазист дал нам ключ, подождал, пока мы затянем колёса, и поехал дальше. А мы, грязные, как поросята, мокрые, словно караси, собрали инструмент и разложили по своим местам спущенные колёса. Можно было мыться и переодеваться.

- А я не буду мыться, - вдруг огорошил меня Шурик.

- Почему? - не понял я.

- Какой-то рейс у нас неудачный, - ответил товарищ, - умоемся, тут же новая поломка.

- Давай хоть руки ветошью протрём.

- Ну, это можно.

Мы протёрли руки, скинули мокрые спецовки и двинулись дальше.

На одной из стоянок под Ростовом я решил протянуть колёсные гайки. И вовремя! Они уже начали ослабевать. На стоянке стояло несколько КамАЗов. Я подошёл к одному из них, рассказал коллеге о своей проблеме. Тот проникся, выручил ключом. В очередной раз промокнув, мы с Шуриком протянули гайки и поехали дальше.

Но неудачи продолжали нас преследовать. На хорошем участке дороги Шурик меня обогнал и стал держаться впереди. Спустя пару километров он остановился. Я тоже.

- Что на этот раз? - поинтересовался я.

- Стеклоомыватель накрылся, - вздохнул Саня.

- Час от часу не легче.

- Вот-вот!

- Что делать будем? - спросил я.

- Ехать, что ещё? - ответил товарищ и предложил, - Только теперь я первым поеду, а то от тебя брызги летят, а стекло мыть нечем.

- Ладно.

Тронулись. Но каждые десять километров мы останавливались, Шурик протирал стекло.

Перед Новошахтинском я на очередной стоянке решил ещё раз протянуть колёсные гайки. Алгоритм уже известен. КамАЗ, просьба, протяжка... В этот раз гайки не сильно ослабли. Но при подтяжке на одной из них сорвалась резьба. Запасная гайка была. Поматерившись, я заменил гайку, затянул её и отдал ключ камазисту. И в дальнейший путь.

За Новошахтинском температура свернула на минус. Шурик стал реже останавливаться для протирки лобового стекла. А уже в соседнем с Красным Лучом городе Антрацит, морозец начал давать о себе знать.

И тут у меня отключилась печка. Так как на дворе уже была ночь, а до дома оставалось всего ничего, забил я на это дело и не стал останавливаться для поиска неисправности...

В автобазу мы прибыли в два часа ночи. Измученные, грязные, мы поставили свои машины на стоянку, а потом дежурка нас развезла по домам. Но перед этим мы попросили дежурного механика передать начальству, что на работу мы явимся тогда, когда отоспимся.

Так и вышло. К двенадцати часам дня мы пришли на работу. Претензий к нам не было, мы выгрузились и принялись за отчёт и ремонт. Я сдал на списание негодные шины, получив взамен другие, разобрался с печкой, отремонтировал лопнувшую трубку и выписал в складе новый баллонный ключ. Шурик вылечил свой «дворник», заменил помпочку стеклоомывателя и заклеил запаску.

В последующем у нас было много рейсов в станицу Ленинградскую. Но все они проходили гладко. Видимо, исчерпали мы с Рыжим лимит на неприятности на этом маршруте.

Не нужны они никому.

-4

К слову - на канале ещё много интересных историй из моей жизни. Различные тематические подборки помогут вам выбрать интересующую вас тему. Приглашаю вас посетить мой канал по этой ссылке https://dzen.ru/id/5fd3951e1bed5529c3ada48b?share_to=link Новые рассказы выходят еженедельно, каждую среду, но иногда бывают и внеочередные публикации. Так что - следите за каналом. И приятного вам чтения!