Вот уже несколько лет подряд мы предаемся ностальгии и под конец года рассказываем, во что играли 10 лет назад. 2011 был на удивление урожайным, да и в 2012 дела обстояли не хуже. Но в 2013 было действительно жарко: выходили игры уровня GTA 5, The Last of Us, BioShock Infinite, Battlefield 4 и многое другое.
Этот материал мы поделили на две части. Сначала расскажем только о первой половине года, потому что отличных и хороших игр хватало до середины лета – от BioShock Infinite и Metro: Last Light до Injustice: Gods Among Us и Metal Gear Rising: Revengeance.
Injustice: Gods Among Us
Наталья Одинцова, главный редактор VK Play Media: В 2008 году команда Эда Буна сделала файтинг-кроссовер Mortal Kombat vs. DC Universe — последнюю игру, которую успела выпустить до банкротства компания Midway. В 2013 году свет увидел файтинг Injustice — тоже от команды Эда Буна, но уже почти исключительно про персонажей из вселенной DC Comics. Почти — потому что спустя несколько месяцев после релиза очередным DLC-бойцом стал Скорпион.
Как часто бывает в Mortal Kombat, герои в Injustice перемещаются в двух плоскостях, хотя и сами они, и окружающие их арены выглядят трехмерными. Сами правила боев при этом отличаются от привычных для MK и больше походят на то, что предлагают японские 2D-файтинги. Кому-то покажется неудобным, что тут нет отдельной кнопки блока — вместо этого нужно зажимать «назад», но для меня как раз такая схема самая привычная, потому что с файтингами меня в свое время познакомил Guilty Gear. А особенно меня впечатлила в 2013 году одна из самых эффектных фишек здешних боев — повышенная интерактивность арен. На месте боя кто-то оставил легковушку? Если ею воспользуется Бэтмен, то выглядеть это будет так: герой протаранит врагом лобовое стекло. А другой персонаж может, например, схватить эту машину и отдубасить ей соперника. Когда впервые отыскиваешь все эти разные анимации, прямо дух захватывает.
The Last of Us
Илья Маховиков, руководитель новостного раздела VK Play Media: Культовую игру Naughty Dog я перепроходил уже, наверное, раз десять, и каждый раз жду, что моя любовь к ней хотя бы немного угаснет. Вместо этого каждый раз расстраиваюсь только из-за того, что нельзя стереть себе память и ознакомиться с этой историей в первый раз.
The Last of Us я скрипя зубами купил на старте за большие на то время деньги, просто поддавшись хайпу, – хотя желания играть не было никакого. Я ненавижу истории про зомби, а тут еще и мои любимые создатели «подпивасных» Uncharted решили сделать какой-то слезливый экшен. Как и многие другие, свою ошибку я понял уже на прологе со сценой смерти Сары – ничего похожего по постановке в играх еще не делали (да и сейчас не делают).
За эти 10 лет The Last of Us обзавелась провокационным сиквелом и посредственным сериалом, поэтому первая часть остается не просто лучшим продуктом в серии, но и одной из любимых интерактивных историй в принципе. Спустя годы мне хочется найти какую-нибудь слабую сцену, не самую удачную мелодию, скучный геймплейный фрагмент. Но пока безуспешно – идеальная игра от начала и до конца.
Dead Space 3
Тимур Шерзад, автор VK Play Media: Серия Dead Space стартовала как чистокровный хоррор в «космическом» антураже, но с каждой новой игрой все дальше отходила от этого концепта. Разумеется, она не делала это размашистыми прыжками. Игру не переделывали, скажем, в лутер-боевик — в том числе и за это мы, кстати, и любим далекий 2013-й год. Однако концепция потихоньку размывалась.
Третья часть не перестала быть хоррором, но в ней выросла доля экшена. В отдельные моменты она явно хотела походить на серию Uncharted, в ней появились красочные постановочные моменты, главный герой уже не противостоял страшной угрозе исключительно в одиночку. Если в прошлых частях другие персонажи были скорее фоном и в целом больше информации давалось в дневниках и аудиозаписях, то в Dead Space 3 протагонист время от времени действует в составе группы. Впрочем, это справедливо, если вы решили играть в одиночку. А ведь игру можно пройти и в коопе. Тогда напарник будет с вами всегда.
Metro: Last Light
Александр Койнов, автор VK Play Media (пишет в соавторстве с братом-близнецом Андреем Койновым): Одной из лучших игр 2013 года лично для нас с братом стала Metro: Last Light. О продолжении «Сталкера» тогда давно ничего не было слышно, а тут 4A Games предлагала окунуться в атмосферу «постапокалипсиса в знакомых краях». И результат порадовал.
Если первая часть была лишь достаточно вольным пересказом одноименной книги, то «Луч надежды» предлагал новую историю во вселенной «Метро». Артем ползал по самым темным уголкам московского метро (привет арахнофобам), брал на абордаж целый поезд, успевал сцепиться со всеми, с кем только можно, познавал предательство (и, конечно, любовь). Другими словами, это был отлично поставленный, кинематографичный AAA-экшн, которого так не хватало серии.
Crysis 3
Тимур Шерзад: Если первая Crysis прославилась, в основном, невиданной для своих времен графикой и склонностью намертво «вешать» людям компьютеры, то вторая и третья части были созданы по консольной философии. Это означало, что поиграть на этот раз получится почти у всех.
Идея с нанокостюмом, способным временно делать игрока невидимым, пуленепробиваемым и зрячим в темноте и задымлении, наделила выпуски серии если не уникальным геймплеем, то, по крайней мере, своим «лицом». Crysis никогда не растворялся в десятках клонов, он выделялся.
И в мире, где среди шутеров от первого лица стабильным был только испещренный взрывами и беготней Call of Duty, это было хорошим ходом. В Crysis на высоких уровнях сложности надо было включать мозг, оценивать тактическую ситуацию, пользоваться всеми возможностями нанокостюма. Все это делало геймплей интересным.
С точки зрения же визуала третья часть серии представляла собой эдакий «зеленый постапокалипсис». Сделан он был настолько хорошо, что даже основательно подзадолбавший Нью-Йорк не вызывал раздражения — бегать с луком и пулеметом наперевес по его заросшим зеленью руинам было приятно.
Metal Gear Rising: Revengeance
Вячеслав Шутов, новостной редактор VK Play Media: Совершенно неожиданный спин-офф Metal Gear Solid про кибернетического ниндзя от Platinum Games — разработчиков, которые знают, как никто другой, как сделать отличную экшен-игру. Не стоит думать, что MGR создавалась исключительно для фанатов франшизы от Кодзимы. Как раз наоборот, экшен может стать отличной точкой входа в серию — для понимания сюжета не нужно быть в курсе выпусков основной линейки, зато после прохождения вам определенно захочется узнать о становлении Райдена и других (обаятельнейших) персонажей.
MGR — безумный экшен с потрясающей постановкой, в котором главный герой бегает по ракетам и рубит врагов на мелкие кусочки. И все это, как правило, не только красивые кат-сцены, а геймплейные моменты, требующие от игрока определенных навыков. И сопровождает их один из лучших игровых саундтреков. У игры есть только одна проблема — она так и не получила сиквел!
StarCraft 2: Heart of the Swarm
Георгий Ядвидчук, редактор VK Play Media: Сложно сказать, каким бы был жанр RTS, если бы не Blizzard. За 30-летнюю историю компания выпустила несколько игр, которые изменили представления о стратегиях. Не важно, о чем мы говорим, — Warcraft 2 или оригинальной Starcraft, которая стала родоначальницей мейнстримного киберспорта. Каждый проект оставил свой след в индустрии.
Starcraft 2 пришлась на время, когда жанр потихоньку загибался. Мало кому удавалось предложить нечто новое, а у Blizzard получилось. Сначала — в Wings of Liberty, потом — в Heart of the Swarm, а затем — и в Legacy of the Void. О третьей игре мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня сосредоточимся на второй части, которая полностью посвящена зергам.
С точки зрения сюжета, в HotS сценаристы связали все линии, которые касаются высшего разума, Кэрриган и первоначальных зергов. Кампания получилась крайне насыщенной и богатой на ситуации и события. Чего стоит только свержение Менгска или задания, в которых герои заглядывают в будущее.
Геймплей тоже не подкачал. Разработчики продолжили развивать идею, где каждая миссия — неповторяющаяся мини-игра со своими условиями. Главной ключевой системой стало эволюционное развитие зергов, которые в процессе обрастали новыми умениями и способностями, что здорово освежило представления о расе и их возможностях.
С киберспортом было, правда, все не так гладко. На HotS пришлась самая скучная мета в истории StarCraft 2. Правда, потом появилась Legacy of the Void и все исправила.
Gears of War: Judgment
Тимур Шерзад: В каком-то смысле это была игра-эксперимент. Ну, в тех пределах, в которых вообще можно экспериментировать с блокбастерами на пике их успеха. People Can Fly решили, что идти по проторенной дорожке предыдущих частей было бы слишком просто, и пошли своим путем.
Вся игра, по сути, представляет собой много арен. Буквально в каждой — какое-то свое условие для прохождения, радикально меняющее каждое новое поле боя. Играть при этом можно в кооперативе на четверых. Механики, как всегда в играх People Can Fly, отточены идеально.
По-настоящему удивительно то, что, в отличие от других игр подобного рода, Judgment не разваливается на этот самый миллиард аренок. При всей структуре это не просто одиночная сюжетная игра, это — полноценный Gears of War со всеми своими особенностями. Что для любителей серии уже достаточное основание, чтобы в такую игру поиграть.
Don’t Starve
Cергей Цилюрик, автор VK Play Media: В 2013 году игры, посвящённые выживанию, были в моде. Большую их часть сейчас и не вспомнишь, но Don’t Starve живее всех живых: всё ещё актуальна, безумно увлекательна и регулярно получает обновления.
Задумка проста: мы, отыгрывая того или иного персонажа (у каждого — свой характер и уникальные особенности) собираем еду, рубим дрова, ночью спасаемся от тьмы у костра, дерёмся с агрессивными представителями фауны, строим базу… Название немного вводит в заблуждение: голод — далеко не единственная угроза. Нужно следить и за физическим, и за моральным здоровьем, и за температурой, и за влажностью, и за освещением по ночам и в пещерах. Don’t Starve полна открытий, различных механик и новых испытаний — да ещё и выглядит просто прекрасно.
Bioshock Infinite
Георгий Ядвидчук: Самая парадоксальная игра на моей памяти. В 2013 году я был от нее в восторге. Здесь все сошлось: и то, как Кен Левин вместе со сценаристами объединил идеи Айн Рэнд и философию объективизма с историей США, и то, как выстроен основной сюжет, который своими неожиданными поворотами оставлял в недоумении, и то, сколько смыслов заложили создатели в героев.
Ну вот, казалось бы, кто бы мог подумать, что Элизабет и Соловей — аллюзия на сказку «Красавица и чудовище»? Или что основатель города Колумбия Комсток в своей пропаганде использует те же приемы, что и «Дисней» в период Второй мировой войны? Или что весь город — один сплошной парк аттракционов в духе «Диснейленда»? В игре много таких смысловых слоев, и их интересно разбирать.
Как шутер Bioshock Infinite была посредственной даже на момент запуска. И вообще вся эта затея со стрельбой отвлекала от главного. В игре есть что разглядывать, о чем подумать, но вот это стремление — не давать продохнуть, а постоянно закидывать в одно сражение за другим, — слегка раздражало.
Со временем я взглянул на Infinite под другим углом (особенно после дополнения Burial At Sea, которое противоречит тому, что было в трилогии). Конечно, это отличная игра, в которой очень много интересных идей, но в ней также хватает сюжетных дыр в повествовании и недостатков, которые с годами не делают Infinite лучше.
Fire Emblem: Awakening
Наталья Одинцова: Тактическая RPG, в одночасье вернувшая славу позабытой серии. Под начальством игрока — небольшой отряд, поле расчерчено на клетки, враги обожают прибывать на поле волнами, вылезая из засад там и тогда, где их поначалу не ждешь. Меч сильнее топора, топор сильнее копья, копье сильнее меча — и так по кругу (вернее, конечно, треугольнику). У атак есть вероятность попадания — как и, например, в XCom, у оружия — запас прочности (например, обычный железный меч рассчитан на 40 ударов). Все это вместе складывается в увлекательную игру, где одинаково интересно драться, адаптируясь к разным условиям, и следить за сюжетом. А еще — налаживать личные связи в отряде, следя, чтобы во время боев нужные герои держались поближе друг к другу.
Конечно, если вы соберетесь знакомиться с Fire Emblem сейчас, имеет смысл начать с Fire Emblem: Three Houses с ее несколькими сюжетными сценариями и более зрелищной картинкой. Но и Awakening тоже очень неплохо сохранилась, а то, что в ней нет встроенного «симулятора школы», как в Three Houses, даже по-своему приятно: нет ощущения больших пауз между сражениями.
Не пропустите вторую часть этого материала – там крутых игр будет еще больше. Осенью 2013 выходили GTA 5, Assassin’s Creed 4: Black Flag, DmC: Devil May Cry, Battlefield 4, The Wolf Among Us и многие другие – о них мы и будем вспоминать.