Арена смелых. СССР, 1953. Режиссеры и сценаристы Сергей Гуров и Юрий Озеров. Актеры: Олег Попов, Эдуард Середа, Борис Вяткин, Мануэла Папян, Виолетта Кисс, Александр Кисс, Ирина Сидоркина и др. 18,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Гуров (1901–1962) в основном снимал документальные фильмы и фильмы–концерты. Игровых фильмов в традиционном смысле этого слова у него не было.
Зрители привыкли связывать имя режиссера Юрия Озерова (1921–2001) с военными киноэпопеями «Освобождение», «Солдаты свободы», «Битва за Москву» и «Сталинград», однако в начале своей творческой карьеры он ставил фильмы–концерты, мелодрамы и даже комедии. Всего из его 12 полнометражных игровых фильмов в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли шесть («Арена смелых», «Сын», «Кочубей», «Большая дорога», «Освобождение», «Солдаты свободы»).
В год выхода заснятого на пленку циркового представления «Арена смелых» журнал «Искусство кино» откликнулся на него обстоятельной рецензией, содержащей немало упреков (в том числе – идеологических) в адрес режиссеров С. Гурова и Ю. Озерова: «Добротно выполненная аппаратура для номеров, хорошие, удобные и красивые костюмы для артистов — вот чему в нашем цирке справедливо уделено серьезное внимание. Постановщикам «Арены смелых» обычное цирковое оформление показалось скучным и они решили его расцветить. Когда, к примеру, выступает жонглер Абдулаев или артистка Мануэлла Папян, они работают на фоне родных им кавказских гор. Фон написан красками на холсте. В другом случае на арене появляется молдавский пейзаж. Когда артисты Зчвария выполняют свой акробатический этюд, в котором используется качалка, эту качалку превращают в пляжную и оформляют арену как пляж с аляповато нарисованным видом моря и непременными девушками в купальных костюмах. Но если быть до конца логичным в своем желании использовать те возможности кино, которыми не обладает цирк, следовало бы грубовато размалеванную холстину — писаный фон — заменить натурой. Скажем, заснять номер наездников не на строго ограниченном цирковом манеже, а в степи, на просторе. Но тогда бы это уже был не цирк. Подлинная степь (как подлинное море и подлинные пейзажи Кавказа и Молдавии) так же неуместна и не нужна цирку, как и нарисованная. Неуместны и не нужны в нем ни излишнее украшательство, которое только отвлекает внимание от выполняемого номера, ни тем более девушки в купальных костюмах. Все это присуще чуждому нам мюзик–холлу, в борьбе с которым определилось и выросло советское реалистическое цирковое искусство. Излишества в оформлении не являются принадлежностью демонстрируемой программы. Они изобретены и вставлены в нее авторами фильма» (Моров, 1953: 91–92).
Киновед Александр Федоров
Большой концерт. СССР, 1951. Режиссер Вера Строева. Сценарист Яков Максименко. Актеры: Валерия Барсова, Ксения Держинская, Иван Козловский, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Вера Строева (1903–1991) поставила 14 полнометражных игровых фильмов, но только два из них («Большой концерт» и «Веселые звезды») вошли в число самых кассовых советских кинолент.
В эпоху так называемого малокартинья даже фильмы–концерты могли собрать в кинотеатрах аудиторию в 15–20 млн. зрителей. «Большой концерт» относится к этому числу.
Киновед Александр Федоров
Когда песня не кончается. СССР, 1965. Режиссер Роман Тихомиров. Сценарист Анатолий Бадхен. Актеры: Галина Сполуденная, Дальвин Щербаков, Эммануил Мигиров, Владимир Хворостов, Людмила Зыкина, Георг Отс, Галина Ковалёва, Наталья Макарова, Муслим Магомаев, Тамара Милашкина, Аркадий Райкин, Эдита Пьеха и др. 16,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Театральный и кинорежиссер Роман Тихомиров (1915–1984) поставил с десяток фильмов–опер, но заметный зрительский успех в итоге имели только кинематографическая мелодраматическая оперетта «Крепостная актриса», оперная мелодрама «Пиковая дама» и киноконцерт «Когда песня не кончается».
Фестиваль «Ленинградское лето», где выступают артисты цирка и балета, оперные и эстрадные певцы, коллективы художественной самодеятельности. На фестиваль приезжают также журналисты, а за порядком следит лейтенант милиции… Словом, ревю, концерт с условно привязанным сюжетом…
Зрители сегодня вспоминают этот фильм довольно редко:
«Очень противоречивое впечатление. С одной стороны истинные шедевры в исполнении великих певцов и актеров, с другой стороны целый ряд откровенно слабых проходных номеров» (Владимир).
Киновед Александр Федоров