Дело было несколько недель назад. Сижу на лекции, которую читает очень важная женщина-врач: несколько ученых степеней, около полсотни научных публикаций, авторство в учебниках и, конечно же, более 20-ти лет врачебного опыта. К ней на лекцию я буквально летела, так как хотела послушать информацию об инфекции мочеполовой системы у детей именно в ее исполнении. Поэтому, приехав за 20 минут до начала, заняла почетное место в первом ряду.
Я искренне считаю, что врач должен постоянно обучаться. Не останавливаясь. Но пока для большинства медицинских работников это является утопией: их пихают на очередное обучение, которое ну вот вообще не в тему с учетом плотной записи пациентов, огромного количества бумажной волокиты или еженедельных дежурств. Единственной целью становится вовремя включить лекции на беззвучном (ведь прием больных никто не отменял), чтобы потом формально натыкать в контрольном тесте варианты ответов. Либо отсутствует стимул, в том числе материальный. Не открою никому тайну, если скажу, что лучше всего простимулировать взрослого дяденьку или тетеньку снова открыть учебник, может только хорошее материальное вознаграждение за их «подвиг».
И вот в конференц-зал, где проходила лекция, начинают подтягиваться другие слушатели: ординаторы первого года по педиатрии. Я пытаюсь закосить под них.
Пришла лектор и приступила к повествованию своего материала, параллельно перелистывая слайды презентации. Сначала было все хорошо: в интересном ключе была рассказана общая информация об инфекциях, их течении и диагностике. Периодически она переходила в рассуждения об образе жизни современных детей, но это не особо мешало восприятию информации.
Но в разделе «лечение» началось что-то очень странное. Сначала зашел разговор о БАДах и необходимости назначения их детям с мочеполовой инфекцией. Кто-то из зала спросил про отвар брусники, чем вызывал неподдельный восторг у лектора. Кульминацией стала фраза: «Я адепт К….(здесь должно быть название одного знаменитого препарата, но по правилам Дзена я не могу его написать). Лучше назначать его на 3-6 месяцев детям с инфекцией, а не пару недель как в инструкции».
А теперь представьте: профессор с внушительной репутацией перед фактически стерильными по знаниям ординаторами, у которых не сформировано еще хоть какое-то критическое мышление, учит лечению детей, которое, мягко говоря, сомнительно. А ординаторы то записывают и запоминают ту схему терапии, которая категорически неверна по двум причинам.
Во-первых, врач-человек подневольный. У нас есть четкие «инструкции», как и какую болезнь лечить. Они называются «клинические рекомендации», которые совершенно небольшие в объеме и находятся в свободном доступе. Читай сколько влезет. Более того, с 1 января 2022 года они законодательно стали обязательны к исполнению. И, честно, если в отношении взрослых болезней в них есть спорные моменты, то «детские» рекомендации мне очень нравятся! Они прям из года в год все лучше, достовернее и доказательнее и без глупых рекомендаций. Назначение лекарства по «необычной схеме» может быть только в индивидуальных ситуациях по серьезным причинам и после проведения консилиумов/врачебных комиссий и оформления соответствующей документации.
Во-вторых, нельзя не упомянуть про вред здоровью пациента. Фарм компания после многочисленных исследований не просто так ограничила прием лекарства несколькими неделями и прописала это в инструкции. Вот представьте, ни с того ни с сего, основываясь на чьем-то там опыте, врач назначает препарат на недопустимо долгий срок, который в итоге нанесет вред пациенту. Что дальше? Ребенку плохо, врачу - тоже, так как в прокуратуре он так и не сможет обосновать правильность своих действий. Так зачем учить тому, что может привести к крайне негативным последствиям у обеих сторон?
Знаете, в этой истории кроется главная проблема нашего образования. В какой-то момент мы останавливаемся в обучении и ровно в эту самую минуту наши знания становятся устаревшими. Эта пауза может быть вызвана разными причинами: бесконечной нагрузкой и отсутствием сил, достижением высокого статуса с соответствующей короной на голове (а зачем продолжать учиться?), финансовыми трудностями и отсутствием материального стимула. В итоге знания, которые уже стали считаться ошибочными, передаются не только от старших к младшим, но и от коллеги к коллеге.
Хочу верить, что мое поколение, которое наконец-то вошло в эру доказательной медицины, станет фундаментом для последующего становления и взросления бОльшего количества компетентных врачей.
Не забудьте, пожалуйста, поставить лайк и подписаться!) это поможет бОльшему количеству людей увидеть данную статью!)