Что такое мышление? Если говорить простым языком- это высшая ступень познания, позволяющая человеку накапливать информацию об окружающей действительности, обрабатывать ее и строить на основании полученных данных стройную и логичную систему мира.
Что такое нарушение мышления? Если снова говорить просто -это те самые случаи, когда, получившаяся по итогу построения процесса обработки информации человеком, картина мира становится некорректной и нелогичной.
Кому присущи нарушения мышления? Обычно это больные с нарушением высших психических функций. Нарушения мышления всегда являются вторичным проявлением заболевания. В основе них лежит либо неврологический приобретенный дефект, либо психиатрическая патология.
Как формируется мыслительный процесс? Если говорить грубо информация от органов чувств, обрабатывается при помощи особого предметного кода Н.И. Жинкина, дополняется и обрабатывается по средствам памяти и логики, тем самым укладывается в нужную ячейку формируя целостную картину о происходящем.
А теперь представьте, что система дала сбой. Рассмотрим два типа данных сбоев.
Первый тип- сбой наполнения. Пострадали процессы обработки и восприятия информации. Возьмем ту же сенсорную дисфазию. Источников сенсорного наполнения много, но для наглядности возьмем самый простой- слух. Итак, ребенок плохо различает слова в слуховом потоке, утрачивает способность наполнять речь традиционным методом. К чему это влечет? Конечно же к скудному словарю, нарушению понимания слов и фраз, и как следствие к недостатку информации для построения целостной системы знаний о окружающем мире. В психической системе пробелов быть не должно и нарушения заменяются бракованным кодом- эхолалии и логореи. Что нужно чтобы данные проблемы ушли? Нужно наполнить мозг недостающей информацией искусственно. Поднять темы, который ребенок не понимает. Ввести фразы, которые он не может использовать. Восстановить целостность структуры. Ту же проблему можно наблюдать при амнестических формах афазии, когда больные забывают часть слов или терминов. Сюда также можно отнести те формы, когда слухоречевая память снижена настолько, что больные не могут запомнить слова и термины, удержать в памяти логическую последовательность событий.
Второй тип -сбой обработки информации. Его так же можно разделить на несколько форм. Если взять самую грубую форму, то одним из самых ярких ее примеров станет "мгновенная попугайная эхолалия". Тот тип эхолалии, когда ребенок повторяет за взрослым совершенно бездумно, не осознавая смысла сказанного. Что происходит в данном случае? Все просто сигнал слышимой речи обрабатывается неверно. И вместо того, чтобы сделать цикл слышу- повторяю про себя- обрабатываю- воспринимаю- передаю ответ. Застревает на системе повторяю, но не про себя, а в слух, уходя вместо мысленного на кинетический уровень речевого воспроизведения, не заходя на внутреннюю подкорку речевой структуры. Проще говоря, ребенок не обрабатывает такой речевой поток, и именно как попугай повторяет бездумно и бессмысленно. Основная задача специалиста в данном случае пропустить сигнал на внутреннюю речь и научиться обрабатывать его.
Третий большой тип нарушений мыслительного процесса. Наверное, один из самых сложных -нарушения логики. Думаю, тут и ходить далеко не нужно, самый яркий пример данного грубого типа- шизофрения. Когда косвенные логические признаки становятся основными элементами в цепочке умозаключений. Как пример: "Жена надела красное платье, а на улице стоит три красные машины, значит у нее три любовника".
Нарушения логики в более легкой форме возникают и при патологиях наполнения речи, при недостатке накопления словаря. Однако в данном случае, они чаще всего приводят к формировании логореи- ответам невпопад. А вот более контекстные, длинные и целостные нарушения логического восприятия присущи именно тяжелым психиатрическим диагнозам.
Что происходит, когда мышление распадается? Происходит катастрофа и человек становится глубоким инвалидом. В каких случаях прогноз более-мене благоприятный? Процесс восстановления целостности мышления может быть компенсирован у людей с неврологической патологией, нарушения процесса обработки информации у которых не носят дегенеративного характера. Проще говоря, дети после инсультов, черепно-мозговых травм, врожденных пороков развития мозга, с теми видами генетических синдромов влияние которых на организм не прогрессирует, и не ухудшает сложившуюся ситуацию. В прочих случаях, когда болезнь прогрессирует и состояние ухудшается, борьба за восстановления мыслительного процесса превращается в сражение с ветряными мельницами.
Можно ли полностью восстановить процесс мышления у ребенка без дегенеративных проблем? Все зависит от типа поломки, что именно в процессе работы мыслительной системы пострадало. Восстановление данных нарушений требуют очень больших временных и трудовых затрат. Особенно тяжело дается данный процесс на запуске. Работа должна вестись ежедневно и комплексно. Сложнее всего поддаются коррекции нарушения в системе обработки информации при помощи логики и памяти, системном коде обработки информации. Нарушения восприятия диагностировать проще, как правило они тянут за собой ошибки во всей формуле, но исправляя основную ошибку, и уравнение становится стройным. А вот нарушения памяти и логики, поддаются коррекции куда сложнее. Общепринят тот факт, что добиться полного искоренения подобного нарушения невозможно, слишком тяжелая патология лежит в его основе, однако вывести человека на уровень достаточный для жизни задача уже куда более посильная для коррекционной работы.
Вы сталкивались с нарушением мышления, и какие приемы в восстановлении данной функции были для Вас наиболее удачными?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.