В Великом Новгороде есть старинный Софийский собор. Мало того, что он просто красивый и величественный - так он вообще наиболее ранний из древнерусских храмов, сохранившихся на современной территории России.
О самом Соборе можно много и долго рассказывать , сегодня лишь о его небольшой, но невероятно важной части: Магдебургских вратах (они же Корсунские, Плоцкие, Сигтунские)
Это бронзовые врата 12 века, расположены на западной стороне Софийского собора.
Сделаны они были в Магдебурге (Германия) и предназначались изначально для собора в Плоцке. В Новгороде же они появились во второй четверти 15 века, а затем в разных описях называются по-разному - то "немецкие", то "корсунские".
Была такая версия (с 15 века), что эти врата из Византии привёз Великий князь Владимир, и до появления следующей версии их происхождения их называли Корсунскими.
Есть версия начала 19 века их появления в Великом Новгороде: по ней эти врата - воинский трофей новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в тогдашнюю шведскую столицу Сигтуну - потому называли "Сигтунскими"
В пользу этой версии говорит то, что ворота смонтированы с нарушением прежней композиции: многие части были потеряны и заменены рельефами и украшениями из другого подобного памятника, отличавшегося по стилю. Потому вывод - врата привезены не купленные, а как военная добыча.
Врата действительно невероятно интересные, чего и кого на их створках только нет: сцены с фигурами людей, животных, архитектурными деталями.
Если говорить глобально - на вратах рельефные сцены из Ветхого и Нового Заветов.
Есть и исторические фигуры: магдебургский епископ Вихман, плоцкий епископ Александр, мастера-литейщики-немцы и даже русский мастер Авраам.
Дверные рукоятки по средневековой традиции имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, которые служат напоминанием про ад и Страшный Суд. В пасти у масок — головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними — русские переводы.
Реставраторы не раз предлагали переместить эти врата в музей, а поставить копию - но пока музейщики не соглашаются, и мы можем рассматривать оригинал.