Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Зачастую, когда знакомлюсь с новыми людьми, слышу фразу: "Ой, а я в детстве тоже мечтала стюардессой! Но потом подумала, что меня не возьмут..." И мечта так и осталась мечтой, той самой несбывшейся мечтой... Так что же надо сделать, чтобы попасть на работу в состав экипажа воздушного судна? Рассказываю.
Выбор авиакомпании
У вас нет подготовки бортпроводника, а о работе экипажа вы наслышаны только по фильмам? Нужна первоначальная подготовка. Открываем сайты авиакомпаний, ищем разделы "Вакансии" и смотрим, вдруг где-то как раз идет набор бортпроводников без подготовки. В таком случае авиакомпания подпишет с вами ученический договор, по которому обязуется вас обучить на должность специалиста, а вы должны будете отработать какое-то время. Когда учился я, в 2017 году, я должен быть отработать 1 год, ребята, пришедшие в 20-21 году уже должны были авиакомпании по 3 года своей жизни.
В случае нарушения договора и досрочного увольнения из авиакомпании, руководство может выставить неустойку. Суммы разные, но весьма неприятные. Кто-то оспаривает с юристами, и открою тайну - получается.
Собеседование
Нашли подходящую авиакомпанию? Смело отправляем им резюме, прикладываем фотографии, выбираем те, которые поприличней, а не с концерта группы Король и Шут в 2007 году. Так же лучше расписать все свои положительные качества и характеристики. Главное - умение работать в команде, пунктуальность и исполнительность, работодатели это любят. Спустя какое-то время вам поступит звонок, вас пригласят на собеседование.
Классика - черный низ, белый верх, аккуратная прическа, без татуировок и пирсинга на видимых участках тела. Что будут спрашивать на собеседовании? Да все то же самое, что и было в анкете, но могут попросить на английском. И зададут самый главный вопрос: Почему хотите работать в авиации?
Очень весомая фраза для ответа на такой вопрос: "Потому что я чувствую и понимаю, что готов(а) принять ответственность не только за себя, но и за своих коллег и пассажиров, а так же с гордостью стать лицом авиакомпании, обеспечить высокий уровень сервиса и безопасности." Любят в мандатной комиссии такое послушать.
Медкомиссия
В случае, если собеседование для вас прошло успешно, вам позвонят, назначат дату для прохождения медицинской комиссии, так называемый ВЛЭК (Врачебно - Летная Экспертная Комиссия). Зрение минус 2? Не проблема. А вот повышенное или пониженное артериальное давление могут стать причиной для отказа. Я в свое время подвергался суточному измерению артериального давления, то есть носил холтер. Не очень удобно, зато доказал, что с давлением у меня все в порядке.
Существует приложение номер 3 к Федеральным Авиационным правилам, где указано, с какими диагнозами именно вас не возьмут в состав экипажа, для тех, кто серьезно думает о поступлении на работу - рекомендую загуглить и изучить.
У разных авиакомпаний разные процедуры, кто-то отправляет по городским больницам, кто-то предоставляет своих штатных медицинских специалистов. Однако, в случае успешного прохождения, результат один - получаете заключение председателя ВЛЭК о том, что вы годны и допущены к работе на должности бортпроводника.
Для пилотов ВЛЭК сложнее, а следовательно, и список диагнозов шире.
Обучение
Прошли медкомиссию? Как говорится: "Жив, цел, орел!" Впереди обучение. Обучение происходит ежедневно, каждое занятие важно и нужно, поэтому прогуливать нельзя вообще. Начинается обучение с простейшего - с конструкции воздушного судна, работы его систем, правовых норм, истории, а в конце наступает время практических занятий.
АСП или Аварийно Спасательная Подготовка. Два вида: Суша и Вода. То есть в первом случае разбор эвакуации пассажиров на сушу, во втором - на воду. Знать все досконально и на отлично, так как никогда не знаешь, когда оно может пригодиться.
БАСО или Бортовое Аварийно Спасательное Оборудование. Да, надо знать не только как вытолкать пассажиров из самолета, но и какое оборудование может пригодиться, где оно расположено и как им пользоваться.
То есть на финальных этапах обучения вы будете тушить настоящий пожар, прыгать в настоящий трап на тренажере, плавать с трапом в бассейне и делать еще много веселого. Тяжело в учебе, легко на работе.
Именно там объяснят почему необходимо снять обувь, и почему на трап именно "ПРЫГАЙТЕ", а не садитесь. Вообще, должен сказать, чертовски интересные занятия, а уровень их необходимости тяжело переоценить.
Наземная подготовка
Когда основная учеба будет завершена, наступит пора для практических занятий на земле. Тренажер, имитирующий салон самолета, в котором будут проходить тренировки навыков обслуживания, взаимодействия с пассажирами. Грубо говоря, дадут все посмотреть руками в настоящем салоне, только не в полете, а на учебе. После этого вас отправят на экзамены в Росавиацию.
Экзамены
Экзамен довольно простой, компьютер, тест, 30 вопросов, 30 минут. Так было у меня, так же было и у моих коллег, пришедших в другие года. Списывать нельзя, но вопросы легкие, все можно выучить и сдать.
После успешного прохождения тестирования вам торжественно выдадут свидетельство бортпроводника. Оно не имеет срока действия, но может быть аннулировано в случае жестких нарушений. Если не косячить, то оно с вами теперь навсегда.
Получение формы
Все знаете и умеете, результаты экзамена на отлично, навыки приобретены, значит, пора за формой. Обычно склад с форменной одеждой находится в ... В этой самой... Очень далеко он. Вот так. Там вас ждет очередь, голод, холод, жара, бойня, ругань и нервы. Не питайте надежд, это не дом мод. Скорей всего форму придется подгонять по размеру уже у портного, так что обзвоните 2-3 ателье и спросите, смогут ли вам подшить брюки, юбки или ушить платье. Смотря что и кому надо.
Поздравляю, вы почти бортпроводник! Не хватает одной маленькой детали...
ID card
Пропуск, он же ID CARD, он же айдишка. Будет необходимо принести свое фото в форме, либо в обычной одежде, каждая компания выставляет свои требования к фотографии. Но в назначенный день вы получите свой персональный пропуск в штабе авиакомпании. У него есть и срок действия, и свой персональный код, и ваши данные в виде имени и фамилии, а так же подписи. Данный документ является международным и обеспечивает вам право выхода на летное поле не только в России.
Собеседование не прошли
Собеседование прошло не совсем удачно, но летать все равно охота, даже если никто не перезвонил? Не проблема. Можно пройти обучение самостоятельно, заплатив нужную сумму. Учиться вы будете вместе со всеми, за исключением того момента, что наземная подготовка у вас не начнется. Однако, вы так же получите свидетельство бортпроводника. А с ним вы действующий специалист. Можно обивать пороги и других авиакомпаний, а можно настоятельно рекомендовать себя в ту, где проходили собеседование.
У нас в группе была такая дама, на собеседовании ей дали понять, что в ее услугах компания не нуждается, однако, она не опустила рук, пошла учиться за свой счет. Свой первый полет в составе экипажа она совершила на неделю позже меня, а суммарно провела в авиации почти 6 лет.
Итог
Весь процесс занимает 3-4 месяца, все зависит от скорости прохождения медкомиссии, длительности обучения и времени на прохождение экзаменов и изготовление пропуска.
Все довольно просто и легко. Если вы что-то хотите, то у вас это получится, даже не сомневайтесь.
А если не хотите стать бортпроводником, а прочитали просто так, то спасибо вам за внимание и подписку! Полетите пассажиром, увидите меня на борту, говорите промокод "Говорит старший бортпроводник" и получайте шоколад и кофе. И хороших вам рейсов!