Будучи вынужден отойти от Нолы, Ганнибал оказался у Казилина. Карфагенский отряд, посланный в город нашел ворота закрытыми, а в самом городе стояла гробовая тишина. Командир отряда решил что жители города и римляне, испугавшись подходящих войск, бежали и начал ломать ворота. Однако все было не так.
В общем то случайно, в городе оказался контингент, приблизительно в 1000 человек. Это были граждане Пренесте (500 бойцов) и союзная когорта из Перузии. Они шли на соединение с римской армией, но известие о канской катастрофе застало их на марше. Тогда они решили переждать в крепком месте, а так как Казилин был рядом, укрылись за его стенами. И вот, когда карфагеняне стали пытаться открыть ворота, они неожиданно напали на них. Карфагенский отряд был практически полностью уничтожен, а римляне, по словам Тита Ливия, потерь не имели. Ганнибал послал новый отряд из отборных воинов, но и те не имели успеха. Тогда Ганнибал решил начать правильную осаду, обложив город. Но штурм, произошедший через некоторое время, оказался безрезультатен. Мужество защитников оказалось сильнее жажды наживы карфагенских наёмников. После неудачного штурма, принесшего карфагенянам лишь потери, Ганнибал оставил под стенами города осадный отряд, а сам с основной армией ушел в Капую на зимние квартиры. Казилин достался Ганнибалу только на следующий год. Гарнизон города, несмотря на голод, сражался столь упорно, что Ганнибал был вынужден пойти на переговоры. В результате, заплатив выкуп, римский отряд оставил город непобежденным. Пренестинцев погибла половина, о когорте из Перузии сведений нет.
В то время, как Луций Постумий, шел навстречу гибели в Литанском лесу вместе со своими легионами, второй консул, Тиберий Семпроний Гракх, располагался лагерем недалеко от города Кумы и занимался тем, что обучал свои вновь набранные войска. Особое внимание консул уделял тому, чтобы развить в своих бойцах чувство локтя и не допустить раздора, вызванного разным социальным положением солдат в прошлом. Как вы помните, после каннского побоища, в армию призывали даже рабов. И поэтому командиры внушали воинам то, что сегодня они одинаково достойны, коль уж скоро римский народ поручил им свою защиту.
Случилось так, что капуанцы, которые к этому времени перешли на сторону Ганнибала, задумали захватить Кумы, которые твердо придерживались проримской ориентации. Капуанцы предложили устроить праздник и во время оного встречу сенаторов капуи и Кум, чтобы обсудить общие вопросы.
Почувствовав что то неладное, правящие Кум обратились к консулу за советом и помощью. Гракх велел им не отказываться от встречи, но предварительно убрать урожай с полей и поместить его за городские стены. Накануне дня, когда была назначена встреча, Гракх перенес свой лагерь в Кумы. Капуанцы расположились в нескольких километрах от города и неподалеку от своей стоянки спрятали 14 000 солдат. Праздник продолжался до глубокой ночи и закончился жертвоприношениями. Сразу после полуночи римляне ворвались в лагерь капуанцев. Были убиты 2000 человек и еще 3000 взяты в плен. План капуанцев по захвату Кум был сорван. Ганнибал в это время стоял со своей армией возле Капуи, и как только услышал о резне, устроенной римлянами, тут же поднял свои войска и ринулся к Кумам, надеясь застать римлян не готовыми к сопротивлению. Его расчет не удался- Гракх не стал задерживаться для грабежа капуанского лагеря, а сразу увел армию в стены Кум. Ганнибалу ничего не оставалось, как начать осаду города. Карфагеняне построили гелеполу, осадную башню.
Она была выше стен города и позволяла вести обстрел защитников сверху. На первом ярусе, как правило, устанавливался таран и имелся мостик, по которому воины, спрятанные в башне, могли перебраться на стену. Но когда пунийцы подкатили башню к городской стене защитники города забросали башню факелами и подожгли ее. Пока карфагеняне в панике покидали башню и пытались ее потушить, римляне сделали вылазку и вынудили карфагенян бежать и укрыться в лагере. Согласно Ливию, было убито 1300 карфагенских солдат. На следующий день Ганнибал выстроил свою армию для боя, рассчитывая, что римский полководец, окрыленный вчерашним успехом тоже выведет армию за стены. Но Гракх вел себя так, как будто тут не было карфагенской армии и никак не реагировал на провокации. Простояв некоторое время под стенами Кум, Ганнибал вернулся в свой зимний лагерь у Капуи, так и не достигнув успеха.
Так, после грандиозной победы у Канн, удача оставила Ганнибала и так больше к нему и не вернулась до конца его жизни.
Спасибо, что дочитали до конца и до новых встреч.