Найти тему
Полисорб

Поговорим о воспитании детей

Оглавление

«Сейчас как дам ремня» — страшные слова, которые можно услышать в детстве. И такие же страшные, если вы их уже не слышите, а говорите сами своему ребёнку.

Родители наказывают детей, желая, чтобы они не совершали такой поступок в следующий раз. Но помогает ли это? Давайте разбираться.

Как работает наказание

Ребёнок не может дифференцировать себя как личность от поступка, который он совершил. Думать, что чем больше ребёнок страдает, тем больше он понимает свою вину, — ошибочно. Наказание меняет представление ребёнка о себе как личности. Вместо того, чтобы анализировать свой поступок и понимать свои эмоции, ребёнок может поверить, что он плохой человек. 

И в таком случае наказание приведёт не к исправлению, а к разрушению.

-2

Виды наказания

Самое распространённое наказание — физическое: порка, подзатыльник, щипания. Родителю от отчаяния кажется, что так он точно достучится до ребёнка. Но к каким последствиям это приводит? Для ребёнка физическое насилие становится нормой, поэтому он может позволить себя так вести с младшими братьями / сёстрами или другими детьми. Растёт страх перед родителями, пропадает доверие и развивается низкая самооценка. В старшем возрасте повышается риск депрессии, беспокойства и личностных проблем.

Нефизические формы наказания: крик, унижение, угрозы, насмешки, которые обесценивают его чувства, наказание молчанием. Такая форма не менее опасна, чем физическая и ведёт к тем же последствиям. Когда родитель молчит — от разочарования или с целью проучить, ребёнок признает всю вину, главное, чтобы с ним заговорили. 

-3

Старые установки

Каждый родитель становится им впервые и он не знает, как работает психика ребёнка и как вести себя в новой роли. Поэтому включается копирование поведения своих родителей — то, что знакомо с детства. 

Такая концепция неверна: она устанавливает дистанцию между родителем и ребёнком, потому что там, где наказывают, доверия нет. 

Сброс настроек

Не делайте акцент только на негативных вещах и не воспринимайте выполнение обязанностей ребёнка как должное. Вместо «не сделаешь уроки — не получишь телефон» подкрепите его желание чем-то позитивным «давай ты сейчас сделаешь математику и мы вместе передохнём за чаем с вкусным кексом». 

Похвала за хорошее поведение, или положительное подкрепление, вызывает у ребёнка желание делать те вещи, за которые его хвалят. Самое важное — это выстраивать здоровые и доверительные отношения с ребёнком.