Найти в Дзене
Как стать счастливым?

Бывшая свекровь Татьяны встретилась на даче с нынешней свекровью

Середина августа. Татьяна и её второй муж Вадим приехали на выходные на дачу. С ними двое детей. Старший сын Татьяны от первого брака, ему уже 10 лет, и младший, общий ребёнок Татьяны и Вадима, которому недавно исполнилось 4 года.

А ещё на дачу приехала и Маргарита, мама Вадима.

Так получилось, что Маргарита только недавно узнала, что у её сына есть ребёнок, и она уже давно бабушка. Татьяна и Вадим долгое время (почти 6 лет) скрывали свои отношения. Даже после рождения общего сына. И только когда ему исполнилось 4 года, Татьяна согласилась выйти замуж за Вадима. Да и то, только потому что Вадим настоял.

Спокойное Чёрное море в Геленджике, в декабре (Михаил Лекс, автор рассказа и канала)
Спокойное Чёрное море в Геленджике, в декабре (Михаил Лекс, автор рассказа и канала)

— Я боюсь, — произнёс он, — что если ты не станешь моей женой, то рано или поздно бросишь меня.

— Что за глупость, — ответила Татьяна. — Зачем мне тебя бросать, если я тебя люблю. А замуж я не хочу.

— Но почему?

— Потому что я уже была замужем. И ни к чему хорошему это не привело.

— Твой бывший муж плохо с тобой обращался?

— Пока не вышла за него замуж, всё было замечательно. А вот сразу после свадьбы началось. Может, и не нарочно, сама не понимая, но его мама всё делала для того, чтобы мы развелись.
Наверное, тебе это покажется странным, но я ушла не от мужа, а от свекрови. Я больше не могла выносить её, и поэтому рассталась с мужем. Другого способа избавиться от свекрови я не видела. И второй раз наступать на те же грабли я не собираюсь.

— Но при чём здесь я?

— Как при чём? У тебя разве нет мамы?

— Есть.

— Ну, вот и ответ на твой вопрос.

— Не понимаю.

— Ты ведь сам мне рассказывал, что твоя первая жена сбежала от тебя через неделю после свадьбы, потому что поссорилась с твоей мамой. Забыл?

— Не забыл, но... Я ведь рассказывал это так. Между прочим. Как весёлую шутку. Дескать, от меня жена сбежала через неделю. Да, они тогда поссорились, но... Я не особо расстраивался по этому поводу. И рассказывая об этом, я не думал, что ты так серьёзно к этому отнесёшься.

— А зачем тогда ты мне это рассказал?

— Да просто рассказал и всё. Чтобы ты знала. Без всякой задней мысли. Рассказал, как забавную историю. Которая не оставила во мне никакого следа.

— Вот видишь, а мне твоя история забавной не показалась. Я не спорю, может, твоя мама и очень хороший человек. И пусть я перестраховываюсь, но... Я не выхожу за тебя замуж, потому что не хочу, чтобы у меня была свекровь. И по этой же причине я до сих пор не знакома с твоей мамой. Мой первый муж не смог защитить меня от своей мамы. И требовать того же от тебя я не вправе.

— Ах, вот как. Теперь ясно, в чём дело. Но если твой первый муж был настолько жалок, что не мог защитить тебя от своей мамы, — это не значит, что и я такой! Почему я должен страдать из-за него?

— Это ты сейчас так говоришь. А вот станешь моим мужем, сразу по-другому заговоришь.

— Как по-другому?

— Ты встанешь на её сторону. Ты же не встал на сторону своей первой жены, когда она поссорилась с твоей мамой. Почему?

— Там было всё по-другому. Мама сказала, что она...

— Ах, «мама сказала». Я так и думала. Вот почему я уверена, что когда у меня с твоей мамой случится конфликт, ты будешь убеждать меня в том, что твоя мама желает нам только добра. И поэтому всё, что она делает, правильно.

— Что делает?

— Например, будет делать нам дорогие подарки, которые я не захочу принимать.

— Что в этом плохого?

— Я тоже думала, что ничего плохого в этом нет. Пока не выяснилось, что за каждый подарок придётся расплачиваться очень дорого.

— Чем, например?

— Например, тем, что твоя мама после этого будет иметь право учить нас.

— Чему учить?

— Как чему? Конечно же тому, как надо жить. Чему же ещё?

— Почему ты думаешь, что она станет нас учить?

— А потому что она будет видеть, что мы живём неправильно. Не так, как она думает, нужно жить. А кроме того, что она станет диктовать нам свою волю, она ещё начнёт сваливать на нас свои проблемы.

— Не начнёт.

— Начнёт, начнёт. Не сомневайся. А мы не сможем ей противостоять, потому что она — твоя мама, ты её любишь, жалеешь и обязан ей всем. И станешь её во всём поддерживать.

— Клянусь! — воскликнул Вадим. — Этого не будет никогда!

— Хочешь сказать, что ты не позволишь ей диктовать нам условия?

— Не позволю.

— А когда мы с ней будем выяснять отношения, ты не будешь вмешиваться и вставать на её сторону?

— Не буду. Никогда. Обещаю. Только стань моей женой.

— Я не понимаю, Вадим, зачем ты хочешь, чтобы я стала твоей женой? Неужели ты всерьёз боишься, что я тебя брошу? Я ведь могу уйти от тебя и после свадьбы. Как ушла от первого мужа.

— Нет, конечно, — ответил Вадим. — Дело не только в этом.

— А в чём ещё?

— Да на меня на службе смотрят косо. Интересуются, почему это у меня ребёнок есть, а жены нет. Не понимают, как такое возможно. Начинают надумывать невесть что. Ты же знаешь, как строго у нас следят за нравственным обликом сотрудников. Мои руководители — это люди старой формации. Борцы за нравственные основы и семейные ценности. Для них наши с тобой отношения — недопустимая вольность. И моё повышение по службе тормозится. Давно должны были подписать документ о моём новом назначении. Я всё думал, почему не подписывают. А недавно мне один добрый человек по секрету объяснил, почему. Потому что мы с тобой не женаты. Выходи за меня замуж, а?

— Ладно, — ответила Татьяна. — Если всё так, как ты говоришь...

— Так, так!

— Но прежде, Вадим, ты должен знать, что у меня есть принципы. От которых я не отступлю.

— Принципы — это замечательно. А что за принципы?

— Которых я буду придерживаться в общении с твоей мамой, — ответила Татьяна. — Тебе нужно их услышать и согласиться с ними.

Вадим выслушал и согласился.
И месяц назад состоялась скромная свадьба. На ней были только свои. В том числе и мама Вадима. Там-то она и узнала, что у неё есть внук, которому уже 4 года.

«Мало того, что мой сын, находясь на высокой должности в солидном учреждении, взял её с ребёнком, — думала Маргарита, сидя за праздничным столом, — так она ещё и моего внука от меня скрывала столь долгое время. Этого я ей никогда не прощу. Прежняя свекровь видно плохо научила её уму разуму. Но ничего. Я восполню этот пробел в её образовании. Или она будет плясать под мою дудку, или Вадим расстанется с ней так же быстро, как и со своей первой женой. Я знаю, как это сделать. Успешный опыт имеется».

Но вот прошёл уже месяц после свадьбы, а у Маргариты ничего пока не получалось с воспитанием невестки. И успешный опыт не помогал. Чего только не делала Маргарита, чего не предпринимала. Татьяна не велась ни на какие уловки и хитрости свекрови, не поддавалась ни на какие провокации.

А самое для Маргариты обидное — она никак не могла попасть в гости к сыну. Он всё сваливал на Татьяну, а та просто отвечала, что им сейчас не до гостей. И даже, когда один раз Маргарита позволила себе приехать без приглашения, Татьяна её в квартиру не пустила.

— Извините, Маргарита Евдокимовна, — произнесла она, — но мы вас не ждали.

— И что?

— Ничего. Просто нам сейчас не до гостей. Приезжайте в другой раз.

— Когда в другой раз? — растерянно спросила свекровь.

— Я сама вам позвоню и скажу, когда, — спокойно ответила Татьяна, — а сейчас, извините, дела.

И закрыла дверь.  

Маргарита медленно спускалась по лестнице. Воспоминания мучили её. Она чувствовала себя оплёванной.

«Да что же это такое? — недоумевала Маргарита, — Да где же это видано, чтобы невестка со свекровью так разговаривала? Ну, ничего. Ничего! Я с тобой рассчитаюсь. За всё!»

И Маргарита стала ждать, когда невестка ей позвонит и пригласит в гости. Татьяна позвонила. Вчера. Сказала, что завтра можно будет приехать к ней на дачу.

— Но только на два дня, Маргарита Евдокимовна, — добавила Татьяна. — В пятницу приедете, а в воскресенье уедете.

Маргарите было очень трудно сдержаться и тут же не наговорить невестке гадостей. Но она нашла в себе силы. Взяв себя в руки, спокойно поблагодарила за приглашение и сказала, что обязательно завтра приедет.

«Я пойду на конфликт с ней прямо за обедом, — думала Маргарита, — при сыне. Я знаю, что нужно сказать, чтобы вывести её из себя. Она, разумеется, ответит мне грубостью. А Вадим всё это услышит и встанет на мою сторону».

И вот теперь на даче, за обедом на веранде (поскольку детей за столом уже не было), Маргарита решилась наконец-то озвучить несколько своих соображений по поводу того, какая Татьяна мать и жена.

Много неизрасходованной злобы накопилось в Маргарите за этот месяц, что прошёл со дня свадьбы. Очень много. И это понятно. Ведь до сих пор у неё не было возможности излить из себя всю эту грязь. В гости её не приглашали и... не было подходящей обстановки. Так получилось, что сегодня Маргарита вообще впервые была в гостях у сына и невестки.

И, конечно же, как только представился случай, Маргарита им сразу воспользовалась. И за каких-то несколько минут она сказала всё, что накопила и что считала наиболее важным на данном этапе воспитания невестки.

— Вас, я так понимаю, никогда этому не учили, Танечка, — закончила свою поучительную речь Маргарита. — Я не думаю, что это хорошо. Вы ведь уже были замужем, не так ли? Неужели ваш первый брак вас ничему не научил? Впрочем, — тяжело вздохнув, тихо добавила Маргарита, — чего спрашивать. Видно же, что не научил.

Сказав это, Маргарита посмотрела Татьяне в глаза и изобразила на лице ласковую улыбку. Татьяна ответила свекрови такой же улыбкой.
Маргарита была уверена, что Татьяна уже сейчас скажет какую-нибудь гадость. Но Татьяна молча улыбалась и смотрела на свекровь.

«Может, она — недалёкая? — подумала Маргарита. — И до неё просто не доходит моё открытое хамство? Ах, как скверно. Этого я не учла».

И Маргарите ничего другого не оставалось, как самой продолжить разговор.

— В таком случае, — добродушно произнесла Маргарита, — не будет ничего удивительного, если и второй муж от вас уйдёт. — Маргарита строго посмотрела на сына. — Вадим, передай мне, пожалуйста, горчицу. Ты плохо выглядишь. У тебя всё в порядке?

— У меня всё хорошо, мама, — сухо ответил Вадим, передавая маме горчицу, а заодно и перечницу, и солонку.  

А Татьяна прекратила улыбаться и сделала удивлённое лицо. Маргарита заметила, что невестка смотрит на неё строгим взглядом.

«Дошло, наконец-то, — с облегчением подумала Маргарита. — А то я уж боялась, что надо будет придумывать что-то другое».

— Что хотите сказать, Танечка? — ласково спросила она.

— Я правильно вас поняла, Маргарита Евдокимовна? — спокойно произнесла Татьяна. — Вы только что решили меня обидеть, и поэтому сказали мне гадость? В моём доме! За моим столом!

Маргарита и Татьяна до этого момента почти ведь и не разговаривали толком. Не было случая. И Маргарита совсем не знала свою невестку. И сейчас всё шло не так, как она предполагала.

Она была готова услышать что угодно, но только не это. И услышанное только что показалось Маргарите более чем странным. Потому что это была не ожидаемая грубость, а неприкрытая, неслыханная и возмутительная наглость. И чего-чего, но такого от своей невестки Маргарита ну никак не ожидала.

«Спокойно, Маргарита, — уговаривала себя свекровь, — ты старше, ты умнее. Ты опытнее, в конце концов. За твоими плечами большая насыщенная жизнь. В которой было всякое. Ты справишься и с этим».

— Я всего-навсего сказала правду, Танечка, — стараясь выглядеть радостно беззаботной, ответила свекровь, — ни больше ни меньше. Не понимаю, почему это тебя так задело? Ты же знаешь, что я тебя люблю и желаю тебе всяческого добра, но...

— И поэтому вы сказали, что я так себе мать? И что у таких, как я, нужно забирать детей и лишать материнства? А что мой муж бросит меня?

— Это всего лишь небольшое преувеличение, — ответила Маргарита. — Вполне допустимое в разговоре между близкими. Странно, что ты этого не понимаешь. Культурная, интеллигентная женщина такие вещи впитывает с молоком матери. И распознает их на раз. И не обращает на это своё внимание. Тем более, если это говорит мама твоего мужа. И на твоём месте мудрая невестка, которая не хочет потерять мужа, просто молча выслушала бы сказанное мною и промолчала.

И прежде чем продолжить, Маргарита выдержала небольшую паузу. Татьяна тоже молчала, строго глядя на свекровь.

— Впрочем, — продолжила Маргарита, мельком взглянув на сына, — здесь всё зависит от должного воспитания. К сожалению, не все ведь получают его в достаточной мере. Некоторые матери в принципе не способны научить своих дочерей элементарным правилам поведения в приличном обществе. Я сейчас не конкретно о тебе, Танечка, нет. Я вообще, так сказать.

Татьяна уверенно посмотрела куда-то вдаль и покачала головой.

— Значит, я правильно поняла, — произнесла она. — Вы всерьёз решили говорить мне сегодня одни только гадости.

Маргарита усмехнулась и посмотрела на сына, который во время этого диалога молчал, уткнувшись в тарелку.

— Я понимаю, на что вы надеетесь, — продолжала Татьяна, — что я не стану обращать внимание на вашу дерзость, да? Ошибаетесь. Вы, наверное, забыли, так я вам напомню, Маргарита Евдокимовна, что вы у меня — не первая свекровь. Но, я надеюсь, последняя. Даже если и дальше вы будете так себя вести, я не уйду от вашего сына. Я просто сделаю так, что мы с вами прекратим всякое общение. Если будете продолжать в том же духе.

— Что продолжать, Танечка? Я не понимаю.

— Хамить!

— Как ты смеешь?!

— Смею, Маргарита Евдокимовна. Ещё как смею! Благодаря своей бывшей свекрови. Кстати, она скоро будет здесь. В гости приедет. Говорит, что соскучилась. Не по мне, нет. По внуку. Хочет с ним повидаться. Вы скоро с ней познакомитесь. И сейчас это очень милая женщина. Тактичная. Вежливая. Но, Маргарита Евдокимовна, если бы вы только знали, она высосала из меня всю энергию и силы, оставив меня морально истощённой.

Прежде чем продолжить, Татьяна ненадолго задумалась, вспоминая те прошлые дни.

— Так вот, — продолжила она, — о чём это я? Ах, да. Благодаря своей бывшей свекрови, я теперь с вашей сестрой больше не церемонюсь. Нет. Хватит. Нацеремонилась — во как! — Татьяна провела ладонью над головой. — На всю жизнь оставшуюся. Если бы вы только знали, Маргарита Евдокимовна, чего я только не делала, чтобы завоевать её расположение, угодить ей, стать её другом. Если бы вы только видели, как я унижалась перед ней. И то, что вы мне сейчас сказали, — это цветочки, по сравнению с тем, что я выслушивала от неё. Выслушивала и молча терпела.

— Она — мать вашего мужа, — рассудительно произнесла Маргарита. — И нет ничего удивительного в том, что она держала вас в строгости.

— Вот поэтому, — сказала Татьяна, — такое понятие как «свекровь» для меня существует теперь только в одном значении.

— В каком, можно узнать?

— Опасно для жизни! — ответила Татьяна

— Вадим! — воскликнула Маргарита, обращаясь к сыну. — Ты слышал? В твоём доме оскорбляют твою мать!

Всё время, пока Маргарита и Татьяна разговаривали, Вадим вспоминал условия, которые выдвинула Татьяна перед свадьбой.

— Запомни, — сказала тогда Татьяна, — я не стану позволять твоей маме говорить мне гадости.

— Не позволяй, — охотно согласился Вадим.

— Подожди, не спеши. Выслушай до конца. Мы не станем с ней подругами. И отношения между нами будут только деловые. Она не сможет командовать нами. Никакие советы по устройству дома, воспитанию детей и любые другие от неё не принимаются. Её проблемы не будут нашими проблемами. Мы не будем принимать от неё никаких дорогих подарков, ни при каких условиях.

— А если она нам подарит квартиру?

— Ты меня не услышал? Мне повторить? Никаких дорогих подарков. Я знаю, чем это кончается. Поверь мне.

— Верю.

— И самое главное. В гости к нам она сможет приезжать только по предварительной договорённости. Никаких внезапных визитов. Приедет внезапно — «Здравствуйте» и «До свидания».

Татьяна высказала ещё несколько других требований. И со всеми этими требованиями Вадим согласился.

И вот теперь он понимал, что его мама хочет, чтобы он вмешался в разговор и заступился за неё.

«Ага, — подумал Вадим, — как же. Делать мне больше нечего. Нет уж».

— Без меня, мама, — тихо и быстро ответил Вадим, поднимаясь из-за стола. — Без меня. Я в ваши дела впутываться не собираюсь, потому что ничего в этом не понимаю.

— Как не понимаешь, сынок? — воскликнула Маргарита. — Ведь всё так просто и очевидно.

— Для вас, может, и просто, — ответил Вадим. — А для меня — непонятно. И всё, что вы здесь говорите друг другу, для меня — тёмный лес. Танюша, спасибо за всё. Я пойду.

— Ты поел, любимый? — ласково спросила Татьяна.

— Да, Танюша. Всё было очень вкусно. Спасибо. Схожу с детьми на озеро.

— Я с вами, — сообщила Татьяна. — Маргарита Евдокимовна, вы остаётесь за хозяйку. Скоро должна подойти Ядвига Рудольфовна, так вы уж встретьте её.

— Кто такая Ядвига?

— Свекровь моя бывшая. Я ведь вам говорила. Она давно просила разрешения с внуком встретиться. Я разрешила ей встретиться с ним сегодня.

— Что значит, разрешила?

— То и значит. А почему нет? Она теперь уже не та, что была раньше. Исправилась. И я вас очень прошу, не обижайте её. После моего развода с её сыном она очень изменилась.

— С какой стати мне её обижать?

— Ну, мало ли. Говорят, что бывшие свекрови с нынешними не ладят. Впрочем, не знаю. У меня такое впервые. На всякий случай, Маргарита Евдокимовна, не ссорьтесь.

Татьяна и Вадим ушли с детьми на озеро. Маргарита стала ждать бывшую свекровь. Та приехала минут через двадцать.

Ядвига подробно рассказала Маргарите о том, как она стала причиной развода своего сына и Татьяны.

— И теперь я очень жалею об этом, — закончила свой рассказ Ядвига. — Сын всерьёз разозлился на меня. Уехал в другой город. Там женился, и у него уже есть другие дети. Но он не собирается знакомить меня со своей семьёй. Я просила, но сын ни в какую. У меня есть ещё внуки, но я их ни разу не видела. Такая вот история, Маргарита. Если бы я могла всё вернуть назад... Спасибо Татьяне, что разрешает с внуком время проводить.

Поговорив с Ядвигой, Маргарита собрала вещи и уехала. Она поняла, что ничего из задуманного у неё сегодня и завтра не получится. А ничего другого она пока не хотела. © Михаил Лекс (авторские права защищены). До встречи.