Найти в Дзене

Трасса, неси меня на Донбасс...

Вид на ЛНР сразу после КПП на въезд в прифронтовую зону.
Вид на ЛНР сразу после КПП на въезд в прифронтовую зону.

Такое название для статьи я выбрал, поскольку песни, тесно связанные с теми или иными эмоциональными переживаниями, въедаются в нашу память крепче, чем термиты в старый, трухлявый дом. Помните, была у Крыса и Шмендры такая строчка: "Трасса, неси меня вдаль - подальше отсюда"? А уж куда дальше уносить, как не на Донбасс - истинный фронтир современной России.

Собственно, как я и обещал в прошлой статье, пройдусь поподробнее по отдельным аспектам нашей поездки, которую можно разбить на несколько частей:

  1. Трасса М4 Дон и города Донбасса;
  2. Луганская школа №55;
  3. Фронт;
  4. Разговоры.

Ну и начнём, как я думаю, уже всем понятно, с трассы. Саму трассу М; Дон, по которой мы ехали, упомянуть надо. Но не беспокойтесь, я постараюсь сделать это кратко - всё-таки не она представляет наибольший интерес для нас в контексте данной статьи. Так вот, относительно трассы хочется отметить, что за те годы, которые прошли с моей последней поездки автомобилем на юга, многое поменялось к лучшему.

Парк "Патриот" на подъезде к Каменск-Шахтинскому. Вообще, чем ближе к ЛНР, тем больше патриотизма.
Парк "Патриот" на подъезде к Каменск-Шахтинскому. Вообще, чем ближе к ЛНР, тем больше патриотизма.

Исчезли, к примеру, жуткие придорожные сортиры, к которым невозможно было подойти на сто метров, поскольку внутри будто бы взорвался дерьмодемон. Исчезли ресторанчики, устроенные прямо в железнодорожных вагонах, украденных после развала Союза с ближайшей станции. Появилась нормальная инфраструктура, свет, асфальт (а не просто бетонка в два ряда, между плитами которой росла вечно пожухлая от автомобильных выхлопов трава). В общем, стало явно лучше. Значительно.

И потому настолько велик контраст между этой освещённой, современной трассой и дорогами ЛНР. Нет, не поймите меня неправильно - это уже не дороги девяностых. Но ещё и не современность. Просто убитый асфальт, покрытый сетью бугристых заплаток, вдоль которого тянется продуваемая всеми ветрами огромная холмистая бесснежная равнина.

Однако, с огромной радостью я обратил внимание на то, что вдоль дорог Луганщины стоят отнюдь не "мёртвые с косами", а строительная техника и лежат стройматериалы. Да и в целом, осматривая города и сёла ЛНР, мимо которых мы проезжали, остаётся стойкое впечатление, что, перефразируя известный мультфильм: "Всё, чего касается свет России - всё будет восстановлено в прежней славе".

Да, сейчас всё то, что мы проезжали, было больше похоже на полуобугленную смесь, остающуюся на противне после того, как ты увлёкся очередным сериалом, проворонил время готовности блюда и был вынужден реагировать по запаху дыма, бросаясь к духовке, словно гепард на лань - но поздно. Ибо встречают тебя куски углей и прижаренные к противню остатки некогда съедобного блюда, лишь центр которого каким-то чудом избежал той же участи.

Так и здесь выбитые стёкла многоэтажек и сгоревшие после попаданий снарядов руины на окраинах соседствуют с прекрасно отреставрированными в центре зданиями, где льётся свет, музыка и кипит жизнь. Работают круглосуточно рестораны, ларьки, магазины, учреждения - и по внешнему виду довольно трудно отличить центр Луганска от Москвы.

Впрочем, чем дальше от Луганска и чем ближе к линии фронта, тем результаты реставрации и восстановления скромнее, что, впрочем, легко объясняется недостатком времени с момента прихода России в эти края. Зато с приближением к линии фронта, что логичнее - становится все больше военных и добровольцев.

К слову - забавный момент. Местные рассказали, что магазины оптовой торговли в этих краях отбиваются буквально за считанные дни. Солдаты буквально сметают еду, униформу и прочие товары ящиками и коробками. А вот местным жителям приходится несколько труднее. Зарплаты здесь всё ещё низкие, а цены - почти московские. Электричество и вода - по строгому графику, который временами нарушается и тогда можно сидеть без воды неделями.

С другой стороны, как известно: "Ломать - не строить". А ломали украинские фашисты со знанием дела. Вскрывали насосные станции и заливали бетоном, закидывали мирные дома и храмы "Точками-У", бомбили многоэтажки фосфорными зажигалками, от которых внутри советских панельных домиков разгорался настоящий Дрезден или Хиросима...

Наверное, для меня символом городов Донбасса надолго останется церковь в городе на линии фронта - сожжённая и разбомбленная, с проломленной крышей - но чудом уцелевшими иконными фресками. Потому что города Донбасса всё же устояли - и без чуда тут явно не обошлось.

Но, как известно, Господь не помогает тем, кто сам себе не помогает. А потому в городах Донбасса тесно сплелись любовь к родной земле, вера в светлое будущее и надежда на приход России. И, как мы знаем - Россия пришла. А там, куда приходит Россия - туда приходит жизнь.

Продолжение следует...

Искренне ваш, Могилёв Алексей Сергеевич.

Внимание! Мнение редакции полностью совпадает с мнением автора!