Япония, как островное государство, во время 2-й мировой войны имела два вида авиации: морскую, базировавшуюся на палубах авианосцев и берегах тихоокеанских островов, и сухопутную армейскую, действовавшую над азиатским континентом. Эти два вида ВВС в Японии не являлись единым организмом. Морская авиация подчинялась только флотскому командованию, а сухопутная – только армейскому. Соответственно, они имели разную организацию и разную концепцию ведения воздушной войны. Это определяло и различный подход к тому, какую технику заказывать и использовать в боях. Моряки отдавали предпочтение самолетам с большой дальностью полета и мощным стрелковым вооружением, армейцы же требовали от авиаконструкторов создания крайне маневренных истребителей, близких по верткости к бипланам. В жертву этой сверхманевренности приносились и дальность полета, и мощь вооружения. Ради максимального облегчения машины японцы ставили на армейские истребители всего по паре пулеметов винтовочного калибра, чего было явно недостаточно для уничтожения довольно крепких самолетов 30-х, а тем более 40-х годов. И в то время, как в ходе войны истребители противника стали вооружаться скорострельными авиапушками или целыми батареями крупнокалиберных пулеметов, японские армейцы считали «невероятным усилением» своих истребителей установку всего пары «крупняков», да еще и сетовали при этом на ухудшившуюся маневренность «потяжелевших» самолетов…
Слабость бортового вооружения японских армейских истребителей и меньшая активность сухопутной авиации Японии (по сравнению с действовавшей на главных направлениях морской авиацией) определила и более низкую, чем у «моряков», результативность асов армии. Тем не менее, хотя исследователям в этом случае доводится разбираться с меньшими цифрами, составить достоверный рейтинг японских армейских асов сегодня так же практически невозможно. По тем же причинам, что и у морских летчиков (которые я уже подробно разобрал в давно опубликованной статье «Асы 2МВ. Тройка лучших самураев: морская авиация Японии»).
Рассказано в той статье и о том, как американские исследователи, пользуясь свои правом победителя, начали беспощадно сокращать рейтинги японских асов – ведь многие из них значительно превосходили победные счета летчиков-истребителей США. При этом, «урезая» счета японцев, они не трогали рейтингов своих, американских летчиков, хотя логично было бы в этом случае пересмотреть списки побед обеих воевавших сторон. Мало того: подвернув сомнению победы японцев над американцами, эти «исследователи» не усомнились в достоверности побед тех же японцев над русскими при Халхин-Голе, оставив нетронутыми те невероятные счета!
Кстати, о японских асах Халхин-Гола и Китайской войны. В данной статье «пропущены» имена значительного числа «крупных асов» японской армии вроде Хиромичи Синохара или Кендзи Симада, хотя они находятся на самом верху списка асов Японии. Это сделано по целому ряду причин. Во-первых, данные асы одержали все (или почти все) свои победы в локальных войнах на Халхин-Голе или в Китае, еще до вступления Японии во 2-ю мировую войну. Поэтому информация об этих летчиках дана мною в сообщении « Крылатые самураи» Халхин-Гола. Во-вторых, эти пилоты или погибли еще до декабря 1941, или никак себя не проявили в годы 2-й мировой войны. И, в-третьих, огромные победные счета этих асов так же вызывают серьезные сомнения ввиду еще большей слабости вооружения японских истребителей довоенного времени, чем в годы 2-й мировой. Не подлежит сомнению, что мощи всего двух пулеметов винтовочного калибра было явно недостаточно для массового надежного поражения самолетов постройки конца 30-х годов. Недаром во время Номонганского инцидента (известного у нас, как события на Халхин-Голе) японцы заявили об уничтожении в воздухе более 1000 советских самолетов, в то время как в реальности РККА потеряли в воздушных боях всего 145 машин. И, несмотря на такое несоответствие, американские «исследователи», старательно «урезавшие» победы японцев над самолетами США, оставили как несомненные все заявленные самураями победы над советскими и китайскими самолетами! Это и вывело значительное количество довоенных летчиков на первые места в списке асов армии Японии, сдвинув вниз имена пилотов, сбивавших во время 2-й мировой войны самолеты американцев. А того, что японские летчики в бою могли превосходить американских, по мнению историков США, признать уже никак «низзз-я-я»…
Подводя итоги всему вышесказанному, приходится констатировать, что по множеству как объективных, так и субъективных причин мы сегодня имеем совершенно недостоверные списки японских асов. Но другой информации по этому вопросу просто нет. А потому в разных книгах по истории японской авиации даются разные цифры побед, выдвигающие на первые места то одних, то совершенно других пилотов…
SATORU ANABUKI
Сатору Анабуки (1921-2005) во многих книгах называют Сатоси. Это интимное уменьшение имени Сатору (как у нас: Михаил – Миша, Павел - Паша). Счет побед Анабуки, как и у всех остальных японских асов, сильно «плавает»: одни говорят, что он одержал не менее 51 победы, другие – что не более 39…
Сатору окончил армейскую авиашколу в октябре 1941 - буквально перед самым вступлением Японии в войну, и уже в первый день 7 декабря пилот 3-го Чутай 50-го Сентай Анабуки участвовал над Филиппинами в массовом «загоне» одинокого американского четырехмоторного бомбардировщика В-17. Правда, огневой «мощи» всего подразделения устаревших Ki-27, вооруженных пулеметами винтовочного калибра, не хватило для того, чтобы «завалить» этого крылатого гиганта. Но 22 декабря Сатору заявил о своей первой победе: у острова Линга он сбил истребитель Р-40, пытавшийся штурмовать японские суда.
В апреле 1942 года 50-й Сентай перевооружился на новые истребители Ki-43-I-Хэй «Хаябуса» («Сокол»), прозванный американцами «Оскар». Этот самолет имел невиданную для японцев «огневую мощь»: два крупнокалиберных пулемета. И в последующих боях над Бирмой Анабуки с июня 1942 г по октябрь 1943 заявил о целом ряде побед над английскими и американскими самолетами. 26 января 1943 Анабуки заявил об уничтожении тяжелого четырехмоторного бомбардировщика В-24 «Либерейтор». Это была первая в японской армейской авиации заявка о сбитом истребителем «четырехмоторнике» (правда, лично у меня вызывает сомнение, возможно ли уничтожение практически «летающей крепости» всего двумя, пусть и крупнокалиберными, но - пулеметами)…
8 октября 1943 при отражении атак 14-го Воздушного Флота США на Рангун Сатоси заявил, что в одной схватке огнем пулеметов своего устаревшего «Сокола» сбил подряд 2 бомбардировщика «Либерейтор» и 1 истребитель «Лайтнинг» (этот эпизод вызывает еще больше сомнений). А когда у него кончились патроны, Анабуки пошел на таран очередного В-24! Протараненный «Либерейтор» рухнул в джунгли, а поврежденного «Сокола» раненый Анабуки посадил «на брюхо» на побережье Бирманского залива. Лишь на третий день его нашла спасательная команда. В госпитале отличившегося пилота навестил командующий 2-й воздушной армией генерал Кавабе. Он наградил героя совершенно по-японски: преподнес летчику… поэму собственного сочинения!
В феврале 1944 года Анабуки отозвали в Японию и назначили инструктором в летную школу. В октябре ему поручили заняться переброской новейших истребителей Ki-84 «Хаяте» из Японии в части на Филиппинах. В этих перелетах Анабуки то и дело приходилось вступать в схватки с пытавшимися перехватить его истребителями морской авиации США, что принесло Сатору 6 побед над палубными «Хэллкетами». Последнюю воздушную победу Анабуки одержал в июне 1945, уже в составе ПВО Японии: на истребителе Ki-61 он уничтожил наиболее ненавидимый японцами самолет «Суперкрепость» - Боинг В-29, огромный четырехмоторный, защищенный со всех сторон броней и авиапушками бомбардировщик.
По мнению его сослуживцев Анабуки за время войны сбил не менее 51 самолета, что значительно превышает счет лучшего аса США Ричарда Бонга (40 побед). Вероятно поэтому послевоенные исследователи (сплошь американцы) отнеслись к изучению результатов Сатору особо придирчиво, «урезав» его счет до 39 сбитых британских и американских самолетов (хоть на одну победу, но меньше, чем у Бонга!). Но даже с таким рейтингом Сатору Анабуки бесспорно остается наиболее результативным асом японской армейской авиации 2-й мировой войны.
ISAMU SASAKI
Фельдфебель Исаму Сасаки (1921–?) с его не менее 38 воздушными победами, признанными даже американскими исследователями, фактически занимает 2-е место в списке лучших асов Японии 2-й мировой войны. Конечно, если не считать летчиков Халхин-Гола, которым приписывают нереальные счета побед всего за четыре месяца 1939 г. – еще до вступления Японии во 2-ю мировую войну.
Исаму Сасаки в 1941 стал пилотом 50-го Сентай, базировавшегося на Формозу. Уже 10 декабря 1941 он на Ki-27 в одиночку атаковал тяжелый бомбардировщик В-17, бомбивший в заливе Биган японские десантные суда, и заставил его отступить («мощи» всего двух малокалиберных пулеметов, конечно же, не хватило для уничтожения «Летающей крепости»).
С января 1942 по апрель 1944 Сасаки вместе со своим 50-м Сентай сражался над Таиландом, Рангуном, Бирмой (в апреле он, как и все пилоты 50-го полка, пересел на новый истребитель Ki-43-I, вооруженный двумя крупнокалиберными пулеметами). Как и положено в японской авиации, личного счета побед Сасаки не вел, однако по мнению сослуживцев, Исаму в боях тех лет одержал не менее 30 побед: сбил более 20 истребителей и более 10 бомбардировщиков.
Весной 1944 года Сасаки отозвали в Японию - испытывать новые самолеты. А с появлением над Японией американских дальних бомбардировщиков летчик-испытатель начал перехватывать их на тестируемых им самолетах. Особого успеха Исаму добился в ночь на 25 мая 1945 года. На одномоторном истребителе Ki-84, вооруженном двумя пушками и двумя «крупняками», он отыскал на фоне пожаров, бушующих на земле, силуэты трех бомбардировщиков В-29, и одного за другим сбил их. А всего до конца войны Сасаки уничтожил 6 «Суперкрепостей», и повредил еще 3 В-29.
В последние месяцы войны командование все же начало ценить и выделять хотя бы тех летчиков, что боролись с вражескими тяжелыми бомбардировщиками, уничтожавшими японские города. Поэтому ас, сбивший за прошлые годы несколько десятков вражеских самолетов и не получивший за это даже простой благодарности, за шесть побед над «Суперкрепостями» был награжден орденом «Букосё» и произведен в фельдфебели. Общий же счет Исаму Сасаки за войну составил не менее 38 побед (во всяком случае, именно эта цифра признана послевоенными исследователями, как реальная).
YASUHIKO KUROE
Майор Ясухико Курое (1918-1965) входит в тройку самых результативных асов армии Японии 2-й мировой войны. Но указать его точное место в «трио лучших» трудно: ведь по мнению японцев счет этого аса составляет 51 победа, а американцы утверждают, что Курое одержал не более 30 побед.
Ясухико в 1937 окончил офицерское военное училище, после чего стал летчиком-истребителем в 59-м Сентай, который в это время воевал в Китае. Но когда Ясухико прибыл в часть, на китайском фронте уже царило относительное затишье, и потому Курое в боях не участвовал. Когда начались военные действия на Халхин-Голе, 59-й Сентай был срочно переброшен к манчжуро-монгольской границе. Здесь-то Ясухико и приобрел первый боевой опыт, сбив в боях над Номонганом два советских истребителя И-15.
В мае 1941 Курое присвоили звание капитана и назначили командиром 47-го отдельного экспериментального Чутай, «обкатывавшего» в полевых условиях новейший истребитель Ki-44 «Сёки» - скоростной, но маломаневренный (с японской точки зрения) самолет, который летчики называли «стремительным летающим бревном». В январе 1942 на этом «бревне» Курое сбил у Сингапура три британских «Харрикейна». Но затем он с облегчением расстался с непонравившимся ему «тяжелым» истребителем, получив в мае 1942 должность командира 64-го Сентай, вооруженного легкими маневренными истребителями Ki-43 «Хаябуса». В последующих боях Ясухико показал себя и отличным командиром, и выдающимся пилотом. Его верткий «Хаябуса» имел слишком малую скорость для перехвата разведчиков и скоростных бомбардировщиков; тем не менее, Ясухико ухитрялся и на своем «тихоходе» атаковать более быстроходных противников. Так, осенью 1943 его жертвами стали скоростные разведчики - американский F-5A и британский «Москито», превосходившие «Хаябусу» в скорости на 100 км/ч!
В январе 1944 Курое отозвали с фронта в Японию - испытывать реактивный самолет; а затем он боролся с появившимися над «Страной восходящего солнца» дальними бомбардировщиками В-29, уничтожив не менее трех «Суперкрепостей».
Хотя в японской авиации было не принято записывать личные победы, не лишенный тщеславия Курое все же вел свой подсчет. Согласно его записям к концу войны Ясухико одержал 51 воздушную победу, 2 из которых были им одержаны над Халхин-Голом, а 49 – в ходе 2-й мировой войны. Тем не менее, послевоенные американские исследователи, недовольные тем, что «какой-то япошка» превзошел по рейтингу их лучшего аса Ричарда Бонга (40 побед), воспользовались правом победителя написать «свою историю». Они «урезали» счет Курое до 30 сбитых самолетов, и поэтому сегодня в литературе по истории авиации встречаются две цифры рейтинга этого аса.
Асы 2МВ. Тройка лучших самураев: морская авиация Японии
2МВ: японские армейские одномоторные истребители
Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.