Некоторые частники, оказывающие в Минске ритуальные услуги, маскируются под государственную службу и манипулируют людьми, которые потеряли близких. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали на предприятии «Специализированный комбинат коммунально-бытового обслуживания».
Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Форма и содержание
В похоронной сфере столицы работают многие коммерческие компании, индивидуальные предприниматели и только одно государственное предприятие — «Спецкомбинат КБО». Его директор Александр Мышковец отмечает: это нормально, что существует конкуренция, а у потребителя есть выбор. Но нужно учитывать, что часть необходимых для погребения услуг предоставляет только «Спецкомбинат КБО». В целом государственным организациям люди доверяют больше. Поэтому недобросовестные частники идут на разные уловки, чтобы заполучить клиента. Например, регистрируют компанию с наименованием, которое в представлении обычного жителя ассоциируется с городской властью. При оформлении сайтов используют видоизмененный герб Минска, цвета государственного флага, размещают ссылки на официальные веб-ресурсы госорганов.
— На сайтах лишь некоторых ритуальных компаний и предпринимателей можно найти указание на организационно-правовую форму — ООО, ЧУП или ИП, — обращает внимание А. Мышковец. — Гораздо больше громких названий вроде «единая ритуальная служба», «городское похоронное бюро», «единый ритуальный (похоронный) центр». Мы как-то провели анализ и выяснили, что около 20 предпринимательских структур в Минске оказывают «полный комплекс похоронных услуг», включая предоставление мест на кладбищах, в колумбариях и даже кремацию! Но это исключительная компетенция «спецкомбината», которая введена в закон только для того, чтобы предотвратить возможные злоупотребления частников. Зачастую у предлагающих «универсальный пакет» нет ни обученного персонала, ни производственной базы, ни автомобиля, ни склада, ни хотя бы арендованной площади для размещения стола заказов, а только номер мобильного телефона и, в лучшем случае, дешевый сайт с сомнительной информацией.
Рекламный ход
Другой «козырь» коммерсантов — агрессивная реклама, утверждает руководитель предприятия. Он вспоминает, как несколько лет назад одна фирма забрасывала в почтовые ящики многоквартирных домов листовки с предложением красиво проводить в последний путь. Возмущенные горожане стали жаловаться в Мингорисполком, ошибочно полагая, что это дело рук госструктуры.
— Скандал затих, но появились новые, не менее циничные формы. До сих пор работники кладбищ срывают с оград и крестов прикрепленные на них скотчем или степлером рекламные флаеры и визитки. Это выглядит как надругательство над могилами, хотя прямого запрета на такие действия в местах погребения законодательство о рекламе не содержит. Чем и пользуются, — полагает А. Мышковец. — Также на автостоянках, предназначенных для посетителей кладбищ, оставляют прицепы с рекламой. По закону ограничение есть — такой транспорт может стоять не более шести месяцев. Но рекламодатели избегают ответственности, перетаскивая автоприцепы с одного кладбища на другое. Мы выступаем за полный запрет размещения какой-либо рекламы, кроме социальной, не только в местах погребения, но и вдоль подъездных дорог к ним.
От перевозки до бальзамирования
С 2018 г. «Спецкомбинат КБО» выполняет функцию государственной службы специальных перевозок — доставляет тело человека с места его кончины (домашний адрес, место происшествия) в морги для установления причин смерти. На дежурстве круглосуточно находится обученный персонал, спецавтомобили.
Фото носит иллюстративный характер, фото Unsplash.com
— Информацию о необходимости такой перевозки диспетчер получает от органов внутренних дел. Бригада прибывает очень быстро. И нередко обнаруживает, что на месте уже находится агент из частной организации или предприниматель. При этом родственники первыми ни к кому из них не обращались. Были случаи, когда агенты на своем автомобиле забирали тело, представлялись или работниками «спецкомбината», или его доверенными лицами. Надо ли говорить о том, что человек, находящийся в состоянии растерянности, в горе, не станет дотошно перепроверять такую информацию. Он, как правило, соглашается на все предложенные услуги, нужные и ненужные. Цены в этот момент для него не важны. Таких примеров множество. Откуда частнику в кратчайшие сроки становится известен факт смерти человека в больнице, по месту жительства или на улице? — задается вопросом заместитель директора «Спецкомбината КБО» Виктор Борщевский.
По его мнению, необходимо обратить внимание на происходящее возле патологоанатомических бюро (моргов):
— На подходах к ним постоянно дежурят подозрительные личности. Потенциальных клиентов почти за руки хватают, обещают «все устроить». Предлагают автокатафалки, под которые временно приспособлены автомобили. Возможно, когда нет заказов, в них перевозят пассажиров или продукты. Серьезного контроля за такой деятельностью нет. «Аппетиты» дельцов растут. Они предлагают даже услуги по подготовке тел умерших к погребению, в том числе их хранение до похорон, санитарную обработку, бальзамирование! Для подобных процедур необходимо как минимум помещение, оборудованное согласно требованиям, предъявляемым к патологоанатомическим бюро. В Минске всего полдесятка таких учреждений. В них обрабатываются только тела, которые прошли патологоанатомические исследования. Остается только гадать, где, кем и в каких условиях оказываются такие приватные услуги.
Цена вопроса
Отдельная тема — расчеты за ритуальные услуги и товары. На эти цели выдается пособие. Так, в декабре 2023 г. сумма составляет 1 971 рубль 20 копеек.
— За эти деньги можно организовать приличные похороны. Законодательство о погребении предусматривает четкий перечень гарантированных услуг по погребению, а также порядок регулирования цен на них. В то же время частники могут «накрутить» сверху 1 000 рублей и выше, при этом не оформляя никаких документов. Нередки случаи, когда, заказав и получив услуги в коммерческих структурах, граждане уже после похорон, ознакомившись с прейскурантом государственной организации, узнают о существенной переплате, — говорит А. Мышковец.
Он обращает внимание: учитывая, что большинство умерших минчан родственники предпочитают кремировать, все чаще фиксируются злоупотребления в этой сфере:
— Был случай, когда за пособие предприниматель заказал все, что необходимо для кремации, в том числе взял вознаграждение себе. Только «забыл» предупредить клиентов о том, что ниша в колумбарии предоставляется за отдельную плату. Или обещают ячейку для урны с прахом в колумбарии там, где ее нет и вряд ли в ближайшее время будет. Время идет, и заказчики узнают, что урна с прахом хранится где-то в непонятном месте (копии некоторых обращений имеются в редакции. — Прим. авт.). На сегодня кремация — это услуга, предоставляемая исключительно «спецкомбинатом» не только в Минске, но и в республике, — напоминает А. Мышковец. — Участки и места для захоронения на кладбищах также предоставляет только наше предприятие. Но мы никогда и никому первыми не звоним ни в дверь, ни по телефону, навязывая свои услуги. Исходим из того, что крайне неэтично искать своих клиентов таким способом. Любую информацию, связанную с погребением, можно бесплатно и в любое время суток получить по короткому номеру 173, а дальше решить, как действовать.
Смотрите также: