Найти тему

Рассказы авиамоделиста: Спортивный период, часть 2 . (События и люди ) 1989 - 2007 год

В этих своих рассказах авиамоделиста выражение "спортивный период" - с моей стороны, звучит конечно очень смело. Это для меня этот период был "спортивным", и то только потому, что хоть я и строил модели для собственного удовольствия, но иногда все же мне удавалось принять участие в областных и зональных соревнованиях как спортсмену. Тут еще надо учесть, что именно в те, девяностые годы, в Воронеже никто серьезно и не занимался этим классом моделей. Думаю, не последним фактором этого было и отсутствие хорошей резины.

Тогда основным и популярным классом свободнолетающих моделей в Воронеже были планеры F1A. И на соревнования по свободнолетающим моделям, как правило, от Воронежа ехало 2-3 планериста, и один резиномоторщик, - я. Иногда, правда, с нами выезжал и один участник в классе таймерных моделей F1C. Но, так как я принимал участие не во всех соревнования, то насколько помню, при мне на соревнованиях по свободнолетающим моделям воронежская команда была представлена полностью во всех классах в девяностые годы всего пару раз...

Принимать участие во всех соревнованиях, - и в областных, и более высокого уровня с выездом в другие города, мне было сложно из за занятости по основному месту работы. Это были и аэрофотосъемка на Севере, и чартерные рейсы, и работа в аренде в других авиакомпаниях - в Сибири и Дагестане. Масштабные "преобразования" в стране после 1991 года, очень сильно (и не лучшим образом) отразились и на гражданской авиации, где я работал...

А с 2000 года вообще мне пришлось на постоянной основе жить и работать в Москве. Какой уж тут авиамодельный спорт? Хотя мои "резиномоторки" были готовы к стартам и ждали в Воронеже "своего часа". А в первый, и, как показали события, - одновременно и в последний раз после долгого перерыва (после московской шестилетней "командировки"), попытки полетать на них я предпринял в мае 2007 года в Орле. Это как раз и стало финишем моего авиамодельного спортивного периода...

Единственно, о чем я не рассказал еще в предыдущей главе о своих "резиномоторках", так это то, что начиная с середины 90-х годов, на своих моделях я стал использовать и хорошую, изготовленную из натурального каучука, резину FAI. Эта резина в те годы стала основной резиной для спортивных резиномоторных моделей. А Пирелли просто вышла из обихода. Знающие люди говорили, что ее производство в Италии было просто свернуто...

Сказать, что резина FAI тогда стала для авиамоделистов в свободном доступе, будет не правдой. Резина эта была в дефиците и так же дорога, но как мне показалось, что "достать" ее в кругу спортсменов-моделистов стало полегче. И я, как и некоторые другие резиномоторщики - несколько раз, на соревнованиях, покупал себе эту резину. Чаще уже сразу в виде готовых и смазанных резиномоторов. Покупал я и новые резиномоторы из FAI, покупал и уже Б\У резиномоторы - как резерв, и для настройки и тренировок. Тем более, что Б\У моторы были по понятным причинам дешевле.

Сразу хочу отметить - для полетов с резиной FAI модели требовали абсолютно другой настройки. Но, с помощью советов опытных моделистов, и используя уже и свой опыт - модели я быстро отрегулировал до нужных параметров. Но, в резерве у меня в модельном ящике всегда лежала готовая, и отрегулированная под нашу, отечественную резину, моя первая резинка, СМ-01. На нее я даже и не думал ставить "заокеанскую" резину наших заклятых "друзей". Моя "боевая" модель СМ-01 была заточена строго под русскую резину, и для нее в ящике всегда был и десяток новых, смазанных резиномоторов. Это был мой надежный резерв...

А интересных и запоминающихся событий за годы, когда я строил и выступал на соревнованиях со своими "резиномоторками", было, конечно, много. Всего и не перечесть - ибо слишком долго придется рассказывать. Были и полеты, когда мои модели забирались на умопомрачительную высоту (попадали в мощные восходящие потоки), но благодаря таймеру все же благополучно возвращались на землю.

Первенство РСФСР по свободнолетающим моделям. Старт моей "резиномоторки" F1B , 90-е годы
Первенство РСФСР по свободнолетающим моделям. Старт моей "резиномоторки" F1B , 90-е годы

Дважды, по сути, я терял модели на заросших пшеницей огромных полях - тогда один раз мою модель случайно нашли другие спортсмены, а другой раз, после длительных поисков в районе предполагаемой посадки, я все же сам нашел свою модель, но из за этого пропустил очередной тур. За что и получил "баранку" - заслуженный ноль очков. Бывало, что в поисках своей модели - я так же находил чужие. По неписанным законам все спортсмены, нашедшие чужие модели, приносили их к месту стартов и передавали в судейскую коллегию...

Один раз, в Костроме, я с трудом эвакуировал свою "резинку" после посадки на берегу небольшой речки на куст ракиты. Она так "хитро" зацепилась за ветки, что ее почти не было видно. Спасло то, что я четко отследил издалека (пока бежал за ней) место ее приземления. Правое крыло модели тогда наполовину погрузилось в воду. И в то время как вся остальная часть, хвостом вверх, болталась на ветках ракиты, "ухо" правого крыла активно омывала вода речки. Засела там модель крепко, пришлось раздеваться, разуваться, и сбоку через камыши (поминутно сквозь зубы бормоча ругательства) залезать в реку, и спасать свой самолет. И надо же - вперемежку с ругательствами в голове сами по себе "воскресли" слова известной песенки :
- То береза, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной навек любимый,
Где найти еще такой!

И хорошо еще, что модель зацепилась крепко, а то течением могло бы ее "оторвать" от куста, и отнести подальше, и не известно, увидел бы я ее потом среди осоки и болотной травы за изгибом реки... День был жаркий, на солнце я просушил крыло, быстро заклеил многочисленные порезы и проколы обшивки. И проверив ее на планирование с рук, убедился, что перекосов не появилось, модель планирует хорошо, и можно на ней продолжать полеты. И буквально в следующем же туре эта модель слетала по максимуму...

Готовится к полету резиномоторная модель.  Областные соревнования, Воронеж, аэродром Гремячье, 90-е годы
Готовится к полету резиномоторная модель. Областные соревнования, Воронеж, аэродром Гремячье, 90-е годы

И еще хочу немного рассказать об одном интересном эпизоде на Этапе Кубка России в г. Орёл в середине 90-х годов Его я хорошо помню до сих пор, хотя прошло более четверти века. И вот почему: Накануне стартов "резиномоторок", я со своим воронежским товарищем, который выступал в классе моделей планера, Сергеем Пономаревым, целый день провели в поле, на аэродроме Пугачевка, настраивая и регулируя свои модели (у меня их было три). Погода стояла хорошая, и на завтра прогноз был хороший. Все модели у нас "летели", все было хорошо. В поле, кроме нас, было много спортсменов, которые тоже готовились к завтрашним стартам. Наши модели лежали на травке - какие то разобранные, какие то собранные. Ну, в общем как у всех... Модельные ящики были открыты, - от кого же прятаться в чистом поле, когда на аэродроме были только все "свои", готовящиеся к завтрашним стартам моделисты?

Выпустив в очередной полет модель, приходилось за ней бежать, т.к. хоть я и ставил таймер на 40 секунд, всё же самолёт отлетал на приличное расстояние. Модели и ящики иногда оставались на поле и без присмотра... К вечеру, когда уже стемнело, вполне удовлетворенные результатами тренировочных полетов, мы убрали свои модели в специальные модельные ящики, и направились на ужин и отдых. Благо гостиница и столовая при ней находились на краю аэродрома, в здании Центрального планерного аэроклуба им. Анохина.
И после ужина к нам в комнату тоже неоднократно заходили спортсмены, - по разным вопросам. В общем, все было как всегда...

 Только вечером, после захода солнца, завершилась  подготовка к завтрашним стартам...
Только вечером, после захода солнца, завершилась подготовка к завтрашним стартам...

Рано утром начались соревнования. Солнце только взошло, было тихо и прохладно. Первый тур, как и все последующие, длится ровно 1 час. В течении этого часа в любой момент спортсмен может, по своему усмотрению, стартовать. В такую рань никто не торопился стартовать. Все ждали пока солнышко поднимется выше и немного прогреет воздух, тогда в небе появятся восходящие потоки. Минут за 20-15 до конца тура моделисты начали стартовать. И я тоже стал закручивать резиномотор - пора, однако и в небо, ибо время уже поджимает...

Модель в тур я выставил ту, которая по моим оценкам лучше всего летела, - она была безукоризненно отрегулирована и настроена накануне. Это была модель с бортовым номером СМ-04, и снабженная резиномотором из резины FAI. В то утро, в первом туре, согласно жеребьевки, я стартовал от судейского «столика», где работал судья, с которым мы были не первый год знакомы. А ко всему прочему, он был еще и старым и добрым приятелем моего помощника на старте "планериста" Сергея Пономарёва.

Я докладываю судье готовность, он отмечает меня в протоколе, готовит секундомер, и я стартую. Но, Господи, что это такое?! Самолёт после взлета начинает описывать маленькие по радиусу круги, входит в большой правый крен (и с чего это?!!), опускает нос, и набирая скорость с работающим резиномотором врезается в высокую траву, метрах в 20 от места старта... Я подбегаю, смотрю – всё нормально, ничего не поломалось - высокая трава защитила и смягчила падение.

Тут же я раскручиваю резину. Полёт был менее 20 секунд, так что я имею право на вторую попытку! Раскрутив полностью резиномотор, я беру самолёт в руку, и для контроля легким толчком, с высоты своего роста, выпускаю его на планирование. Он планирует довольно круто подворачивая вправо. Но этого же не должно быть! Что такое?! Ведь вчера, да и до этого, в Воронеже, да и вообще на предыдущих соревнованиях, - эта модель СМ-04 всегда летала хорошо. И она в последнее время в моем арсенале была всегда основной! Ничего не пойму... Но время поджимает, раздумывать некогда, - уже заканчивается первый тур, и надо срочно что то делать!

Заворачиваю регулировочный винтик упора РН (руля направления) на полтора оборота, уменьшая отклонение руля вправо. Быстренько накручиваю снова "старый" резиномотор, ставлю таймер на 30 секунд и отойдя в сторону, выпускаю модель в кратковременный контрольный моторный полет. На этот раз моя "резинка" полетела хорошо, как, впрочем, и всегда. (Ну вот, спрашивается, и какая же это бл...ь крутанула регулировочный винт, нарушив регулировку?!) Хоть это и мерзко, но сомнений нет - кем то был совершен "акт незаконного вмешательства" в регулировку моей модели. Если простым языком - кто то сделал мне "пакость", нарушив настройку. Зачем - это и дураку понятно. А сам регулировочный винт повернуться не мог...

Я бегу за моделью, бегом назад (время уже не терпит!), насколько возможно быстро меняю резиномотор, и начинаю дрелью его закручивать. (Справка для несведущих людей - на соревнованиях резиномоторных моделей - смазанный резиномотор на каждый полет ставится "свежий". А отлетавший мотор убирается на "отдых", - на длительное время, чтобы резина отдохнула. Потому что повторно закрученный резиномотор никогда не даст хорошего результата.)

Подготовка к старту  "резиномоторки"
Подготовка к старту "резиномоторки"

Мы с помощником торопимся, до конца тура осталось меньше минуты! Ну кто же мог такой расклад предугадать?! Закрутил мотор, подбегаю к судье, а в это время слышен хлопок, и в небо взвивается красная ракета. Это означало конец первого и одновременно начало второго тура...

Посторонних рядом нет, судья мне шепчет:
- Давай, Миша, быстрей выпускай модель!!! Я зафиксирую время, ракета вон еще летит, хоть и падает, но еще горит... И мой помощник Серёга шепчет:
- Давай, ну что же ты ждёшь?!!..

Этот стартовое место было самым крайним, и вправду никто на нас не смотрит, да и рядом то никого нет... Ай, была не была! С равнодушным видом я спокойно, без свойственной официальному старту суеты и броска, плавно выпустил модель в полет. Вроде бы как будто продолжаю её «настраивать». Формально я конечно опоздал, но опоздал то всего на 10-15 секунд...

Модель тихо, плавными кругами полетела, полетела как обычно хорошо, энергично набирая высоту. Её потихоньку начало сносить в сторону. Я сначала пошёл, наблюдая за полётом, а потом, отойдя далеко от линии стартов, побежал за нею трусцой. Модель прекрасно взлетела, набрала большую высоту, винт зафиксировался и лопасти сложились - все шло в штатном режиме.

Моя "резинка" просто таки «повисла» в небе, и парИла не снижаясь. Солнышко уже взошло высоко, полетели в небо еще и модели других участников, - ведь уже пошёл второй тур. Мой самолёт сел принудительно от таймера, показав максимум (По Правилам, в первом туре тогда максимально фиксировалось 3 мин. 30 сек.- это 210 "очков". Каждая секунда полета - очко. Во всех последующих, со 2 по 7 тур, фиксируется максимум по 3 мин - по "180 очков")

Я добежал, поднял модель и пошёл назад. Надо было спешить. Следующий тур я уже должен был лететь от другого судейского «стола» (каждый тур место старта меняется через один «стол») На этот раз место старта моё было далеко от того места, где мы с Сергеем «разложили» свои ящики и модели. Я прихожу, меняю резиномотор, и готовлюсь идти стартовать. Серёга мне помогает, улыбается и говорит:
- Все нормально, Миша, у тебя максимум в первом туре, уже талон с результатом передали секретарю судейской коллегии. Все ОК!

Воронежские "свободники" готовятся к очередным турам...
Воронежские "свободники" готовятся к очередным турам...

Через несколько минут мы уже пошли вдоль линии стартов к месту моего следующего старта. Проходя мимо секретариата я увидел напротив своей фамилии в таблице результат первого тура «210» очков - максимум . А ведь не все смогли показать максимум при такой прохладе, это было сразу видно по результатам других спортсменов. Но, на душе все же было скверно - во первых неприятен был сам факт вредительства, а во вторых, хоть и по объективным причинам, но взлетел то я все же с нарушением правил - уже после выстрела из ракетницы...

Но, соревнования продолжаются... Вскоре я снова стартовал. И опять максимум, 3 минуты. Возвращаясь по полю, вижу опять красная ракета — кончился второй и начал работу третий тур. Погода «звенит», не долго думая, меняю резиномотор и снова на старт. Снова стартую, и опять максимум! Вот, здорово, дело пошло! Когда вернулся после полёта к своему ящику и моделям, еще продолжал работу третий тур. Можно было немного передохнуть и расслабиться. Модель я подготовил к полёту, заменил очередной резиномотор. Всё нормально - мы с моей "резинкой" опять в готовности №1...

Вдруг слышу, как по мегафону объявляют, чтобы я (называют мою фамилию) срочно подошел в секретариат к Главному судье! Что же делать, пошёл. Я сразу предположил, по какому «вопросу» меня вызвали, и не ошибся. Подхожу к Главному судье, Легенде советского авиамоделизма, старшему тренеру сборной России Еськову Виктору Федоровичу, представляюсь. Тогда он меня спрашивает:
- Михаил Владимирович, скажите мне пожалуйста, в первом туре Вы стартовали после выстрела из ракетницы?

А мне терять нечего, я же понимаю, что кто-то меня просто заложил. Наверное, сначала заметили нарушение при моем старте, но не стали придавать этой мелочи значения. Мол, подумаешь - какой то "любитель", разве этот нам соперник? А потом, когда увидели, что все туры я лечу по «максимуму», посчитали своим «гражданским долгом» донести на меня в судейскую коллегию. Это чтобы я "не путался под ногами" у заслуженных и ведущих спортсменов страны, тем более что у некоторых из них был "срыв" именно в первом туре - не удалось слетать по максимуму.

Конечно, если принципиально подойти к моему старту в первом туре - нарушение было, взлетел я уже после выстрела сигнальной ракеты. Хоть и на несколько секунд, но позже... И я ничуть не сомневаюсь, что это "донес" на меня кто то из группы очень известных моделистов столичного региона. Они расположили свою "стоянку" с моделями неподалеку от нашей с Сергеем, и конечно же могли заметить мой старт вслед за ракетой....

Я отвечаю Еськову:
- Виктор Федорович, неужели Вы думаете, что у меня хватит совести изворачиваться и лгать такому заслуженному и уважаемому человеку, как Вы? Хоть я и вышел на старт еще в последние рабочие секунды тура, но в связи с технической причиной, - да, я выпустил модель в первом туре после выстрела ракеты...

Еськов заулыбался, видимо ему очень понравилась мой прямота. Он крепко пожал мне руку и сказал:
- Спасибо Вам, уважаемый Михаил Владимирович, мне очень приятно разговаривать с таким порядочным и честным человеком! Идите и продолжайте соревнования. Желаю Вам успехов!

Подготовка к полету в очередном туре. Стоит воронежский планерист мастер спорта Пономарев Сергей.  На заднем плане, за моей спиной - секретариат, судейская коллегия и таблица результатов полетов.  Аэродром Пугачевка (Орел), 90-е годы
Подготовка к полету в очередном туре. Стоит воронежский планерист мастер спорта Пономарев Сергей. На заднем плане, за моей спиной - секретариат, судейская коллегия и таблица результатов полетов. Аэродром Пугачевка (Орел), 90-е годы

И я ушёл, и продолжил соревнования. И в четвертом туре я слетал максимум, и в пятом тоже максимум. Однако, после пятого тура мой результат первого тура в таблице заклеили и написали «0». И последующие 6 и 7-ой туры я так же слетал неплохо, но уже спортивный запал угас. И полетел я на другой модели, да и моторы на ней устанавливал не новые, а б\ушные. Если бы не та досадная неприятность, то я бы мог еще не расслабляться, и шанс попасть в дополнительные туры мог бы осуществиться. И тогда ещё неизвестно, как бы всё сложилось. Но увы, произошло всё так, как и произошло. А мне дальше уже и не резон было пытаться что то выжимать из своей самой летучей модели. И я принял решение ее, да и новые резиномоторы поберечь...
Для справки: - в дополнительные туры выходят спортсмены, кто все семь туров слетал по максимуму. А это 210+180+180+180+180+180+180 = 1290 очков.

Воронежские "свободники" готовят к полетам свои модели.
Воронежские "свободники" готовят к полетам свои модели.

В процессе дальнейшего продолжения соревнований, когда я проходил мимо секретариата, Еськов неожиданно подошел ко мне (сам!), и заговорил со мной - на тему, которую я бы назвал "ни о чем". Это меня тогда очень сильно удивило, ведь мы с ним совершенно не были знакомы (если не считать короткого общения по поводу старта в первом туре). И весь максимум общения с ним, как и у большинства рядовых авиамоделистов, было только приветствие "Доброе утро!" при встрече в коридоре гостиницы или в столовой утром. Да и кто я такой в общей массе моделистов? Рядовой моделист-любитель... А Еськов - известнейший в стране ветеран авиамоделист, мастер спорта, Старший тренер сборной СССР по авиамодельному спорту с 1972 по 1991 годы, и Старший тренер сборной России с 1992 года...

Скорее всего, как мне тогда показалось (и я в этом даже уверен), он не хотел меня лишать результата первого тура, но на этом, видимо, настояли те из "маститых", кто меня заложил. А Еськову, порядочному человеку, наверное было просто неудобно передо мной за такую проявленную против меня «супер» принципиальность. Он же прекрасно понимал и видел по результатам полётов, что меня просто цинично и безжалостно решили «зарубить».

В нашем разговоре с Еськовым, тему "обнуления" моего результата первого тура ни он, ни я не вспоминали. Однако, он "почему то" поинтересовался, кто я, где работаю и как давно занимаюсь авиамоделизмом. Отвечая на его вопросы, я сказал, что в детстве впервые в авиамодельный кружок я пришел в Баку, где руководителем был Матвеев Владимир Николаевич. Разумеется, Еськов прекрасно знал Матвеева - тоже легендарного и выдающегося авиамоделиста СССР. Более того, как он тогда мне сказал, что их с Матвеевым еще с 50-х годов связывает многолетняя дружба...

Но, на этом мое общение с Еськовым в этот день не закончилось! Вечером того же дня, после ужина, я был поражен еще больше, чем днем на поле! Еськов, проходя по коридору в гостинице, увидел меня, и пригласил зайти к нему в номер! Он жил в одноместном номере "Люкс" в конце коридора, на этаже, где жили и мы, воронежцы. Это был "гром среди ясного неба" не только для меня, но и для нескольких спортсменов, которые оказались рядом и это услыхали!

Мы сидели на диване у него в гостиничном номере, и он показывал мне старые фотографии о моделистах СССР, в том числе и о Матвееве. Как сказал мне сам Виктор Федорович, он собирает материалы и готовит к изданию книгу об истории советского авиамоделизма. В тот вечер мы также вспоминали и о моем первом руководителе в авиамодельном кружке Матвееве. Показал мне Еськов и папку с рукописным текстом будущей книги.

В общем, тот вечер прошел очень интересно, и личное общение с Главным тренером сборной СССР (и России) оставил в памяти неизгладимое впечатление на всю жизнь... Потом, в более поздние годы, я пытался во всех справочных материалах и в интернете узнать что ни будь о его книге по истории советского авиамоделизма. Но, ничего подобного, тем более под редакцией Еськова, я не нашел. По всей видимости, эта книга так и не была дописана и издана. А жаль...

И в завершении этой истории об обнулении моего результата на соревнованиях, я хочу сказать еще вот что, - я всегда был сторонником честной борьбы, и то, что мне аннулировали результат, было справедливо. Хотя, конечно, и очень обидно. И обидно не только потому, что тогда, несмотря на ранее утро, моя модель сумела "сделать" максимум. А главное потому, что причина моего опоздания со взлетом, оказалась следствием чей то подлости.

Ничего там, на моей модели не было повреждено или деформировано естественным путем, я ведь потом все досконально осмотрел и проверил. А был элементарно, со знанием дела, вывернут маленький дюралевый винт упора руля направления. Он легко вращался от руки. И тот, кто это сделал - прекрасно знал порядок регулировки резиномоторных моделей, и знал к чему это приведет. И ведь все "сработало"...

А вот что касается бескомпромиссного и честного соблюдения на соревнованиях правил, то к сожалению, иногда даже известными и заслуженными спортсменами эти правила нарушались. Иной раз даже и очень серьезно, - уточнять в чем я здесь не буду... Я бы не стал этого утверждать, если бы не оказывался свидетелем, и даже не один раз. Ну, да и Бог с ними, в конце концов мне не нужны были особые результаты. Я ведь не профессионал, а как уже говорил – любитель…

Зато благодаря этому инциденту, мне посчастливилось познакомиться и близко общаться с легендой советского авиамоделизма Еськовым Виктором Федоровичем. А это дорогого стоит. Уверен, что Еськову, пожилому и заслуженному человеку, хорошо знающему изнутри все "закулисные методы" спортивной борьбы среди ведущих авиамоделистов, за чрезмерную непреклонность судейской коллегии, проявленную ко мне, обычному любителю, стало просто по человечески стыдно. Не зря ведь Виктор Федорович на поле сам завел со мной разговор "ни о чем", а вечером пригласил меня (!) к себе в номер, где мы с ним долго говорили об авиации, авиамоделизме и советских спортсменах-ветеранах.

К старту готова модель планера F1A.  Вдали, на поле - спортсмены-планеристы с леерами в руках ждут подходящего момента для старта...   Аэродром Пугачевка,  90-е годы
К старту готова модель планера F1A. Вдали, на поле - спортсмены-планеристы с леерами в руках ждут подходящего момента для старта... Аэродром Пугачевка, 90-е годы

Очень памятно мне также участие в последнем в истории Чемпионате СССР - осенью 1991 года, когда страна начала разваливаться. Многие команды, и Прибалты в первую очередь, на поле, где проходил Чемпионат, развернули свои государственные флаги. Не поленились привезти их с собой! Устроили настоящий политический фарс, всячески подчеркивая, что «наконец-то» они обрели полную свободу и независимость от России. И это то на авиамодельных соревнованиях, где главная цель встречи спортсменов совсем, совсем другая!

А крайний раз, как спортсмен, с "резиномоторкой", я принимал участие в соревнованиях по свободнолетающим моделям в Орле, на аэродроме Пугачевка. Это был май 2007 года, и я уже почти год, как находился на пенсии. Погода тогда выдалась холодная и ветренная, соревнования «скомкали», летали всего 5 туров. Я поломал в первом же туре один из своих стареньких самолётов, и решил больше не летать. Именно тогда, весной 2007 года, я и "завязал" с авиамоделизмом как со спортом. Так и закончился второй этап моей авиамодельной жизни - "Спортивный"...

Но прежде чем окончательно закрыть свою "спортивную" авиамодельную тему, я хочу все же сказать о тех, кто все эти годы находился со мной рядом, и помогал мне во всем, что касалось регулировки, настройки и запуску моих моделей на тренировочных полетах, и главное - во время соревнований. Так же иногда мне приходилось обращаться к спортсменам и за помощью при постройке моделей, так как некоторые отдельные детали для стапелей, и даже для самих моделей, мне невозможно было изготовить без высоких технологий. А они были доступны только в заводских условиях. Некоторых наших воронежских спортсменов я уже вспоминал в начале этой главы, когда говорил о первых "шагах" в авиамодельном спорте.

А вот когда я начал серьезно заниматься и осваивать резиномоторные модели самолетов - начиная с самых первых моих участий в соревнованиях - рядом со мной всегда был планерист Пономарев Сергей. За эти годы, что мы с ним были знакомы и постоянно вместе защищали честь воронежской области - он в классе планеров F1A , а я в классе резиномоторных моделей самолетов F1B, Сергей вырос из спортсмена перворазрядника до мастера спорта международного класса. Пожалуй, не было в моей практике полетов на "резинках" без присутствия рядом Пономарева. Что на тренировочных подлетах и настройках, что на соревнованиях всех уровней - от первых в 1988 году и до последних (для меня) в 2007 году...

На старте я готовлюсь выпустить в полет планер воронежского спортсмена - Мастера спорта международного класса Сергея Пономарева...
На старте я готовлюсь выпустить в полет планер воронежского спортсмена - Мастера спорта международного класса Сергея Пономарева...

В течении этих моих "спортивных" лет, к нам с Сергеем Пономаревым присоединились и принимали участия в соревнованиях планеристы Попов Руслан и Струков Алексей. А так же "таймеристы", выступающие в классе таймерных моделей самолета F1C Пожидаев Сергей и Сафонов Сергей. Многие годы именно эти спортсмены и были основой команды авиамоделистов Воронежа в классах свободнолетающих моделей...

Перед стартом . Планерист Руслан Попов.   Аэродром Пугачевка, 90-е годы
Перед стартом . Планерист Руслан Попов. Аэродром Пугачевка, 90-е годы

В ожидании старта присел воронежский планерист  Алексей Струков.  90-е годы
В ожидании старта присел воронежский планерист Алексей Струков. 90-е годы
Сергей Пожидаев со своими таймерными моделями самолетов
Сергей Пожидаев со своими таймерными моделями самолетов

Некоторые из них и сегодня продолжают заниматься спортивным авиамоделизмом, кто то работает руководителями авиамодельных кружков и готовят подрастающее поколение авиамоделистов, некоторые ведут и общественную деятельность в Региональном отделении Федерации Авиамодельного спорта России по Воронежской области...

Связи друг с другом мы не теряем, иногда встречаемся на областных или городских соревнованиях воронежских авиамоделистов-школьников. Соревнования по свободнолетающим моделям среди взрослых спортсменов в силу различных причин, в Воронеже уже давно не проводятся, поэтому то и приходится нам всем встречаться не так уж и часто, как этого хотелось бы. Времена нынче поменялись, сейчас даже школьники в нашем регионе соревнуются только по кордовым моделям, да по метательным моделям планеров в закрытых помещениях. "Большое" небо для моделистов пока закрыто...

Воронежские ветераны авиамоделисты:  (слева направо) Струков Алексей, Журавлев Сергей, Селюминов Михаил, Попов Руслан, Пономарев Сергей, Сафонов Сергей.  Осень 2023 года
Воронежские ветераны авиамоделисты: (слева направо) Струков Алексей, Журавлев Сергей, Селюминов Михаил, Попов Руслан, Пономарев Сергей, Сафонов Сергей. Осень 2023 года

А я, когда отошел от спортивного авиамоделизма, с начала 2008 года работал в сервисном центре радиоуправляемых моделей. Здесь мне снова пришлось осваивать новую технику и новые технологии, с которыми мне до этого не приходило ранее встречаться. Освоил я и авиамодельные симуляторы, и наконец научился немного пилотировать радиоуправляемые модели самолетов. Поздновато, конечно, но как говорится - лучше поздно, чем никогда.

И даже скажу больше - немного, ну если честно - то чуть чуть, научился управлять и "висеть" на небольшой высоте на небольших радиоуправляемых вертолетах. Эти вертолеты соосной схемы "Стрекоза" и "Мини Стрекоза" довольно активно продавались в магазине "Пилотаж", в сервисном центре которого я тогда и работал И все таки осуществилась моя давняя детская мечта - "летать" на радиоуправляемых моделях самолетов!
Именно тогда и начался третий этап в моей авиамодельной судьбе, который я еще в начале этих "воспоминаний авиамоделиста" и назвал "Фристайл". Но это уже тема для следующей главы...