Басманный район расположен в Центральном административном округе к востоку от Кремля. В нём сохранилось много памятников архитектуры разных времён. Примечательно что в этом районе родилось сразу 2 величайших русских поэта- А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Здесь же располагалась знаменитая немецкая слобода, где Пётр знакомился с европейской культурой и начал свои реформы, навсегда изменившие Россию. К сожалению, туристы и сами москвичи предпочитают гулять в окрестностях кремля, а зря ведь в Москве есть столько уникальных и в то же время малоизвестных мест. Сегодня я предлагаю совершить прогулку по наименее известной части Басманного района от станции метро Бауманская до станции метро Красные ворота.
Список объектов показа.
1. Место сбора. Ул. Бауманская. Ст. метро Бауманская
2. Богоявленский кафедральный собор (Елоховский собор)
3. Площадь Разгуляй. Усадьба Мусиных-Пушкиных. Дом В.Л. Пушкина
4. Усадьба Муравьевых-Апостолов
5. Усадьба Демидовых-Куракиных
6. Усадьба Голицыных. Сад им. Баумана
7. Особняк Стахеева
8. Памятник Лермонтову. Высотное здание на Красных воротах
(Лермонтовская площадь)
1. Бауманская улица
Итак, сначала немного истории... Своим названием район обязан
Басманной слободе, память о которой сохранилась в названии улиц Старая и
Новая Басманная. Здесь жили басманники. Есть несколько версий, чем они
занимались. Согласно словарю Даля, басманом назывался «дворцовый или
казённый хлеб», т.е. басманы могли быть дворцовыми пекарями. Но пекари
жили в совершенно другом районе Москвы — на месте нынешнего Хлебного
переулка. Поэтому, скорее всего, название произошло от басмы, так на Руси
называли тонкие листы металла с вытесненными, вычеканенными рельефными
рисунками. Применялись для различных украшений, например, икон.
Басманная слобода была одной из крупных дворцовых слобод Москвы.
Так выглядела басма
Басманная слобода была здесь не единственной. Мы стоим сейчас на
Бауманской улице, до 1922 года носившей название Немецкая улица по
названию Немецкой слободы.
В 1652 г. царь Алексей Михайлович издал указ, согласно которому
иноземцы, не принявшие православие, должны были покинуть престижные
районы Москвы и образовать иноверческое поселение на месте, удалённом от
центра города. Так возникла на правом берегу Яузы Немецкая слобода.
Кстати, немцами, т.е. немыми, не говорящими по-русски, называли
иностранцев. В народе же эту слободу прозвали Кукуем – по названию ручья,
протекавшему в этих краях.
Переселённые немцы не горевали особо и жизнь свою в слободе устроили
хоть и с русским акцентом, но по-европейски: бревенчатые дома ставили
регулярными рядами по «красным линиям» улиц. Позднее крыши стали крыть
черепицей, стены штукатурили и белили. Получилась этакая «Европа в
миниатюре». Она была так непохожа на внешний вид окрестных слобод:
цветники перед домами, набережная аллея, небольшие фонтаны — всё это
вызывало смех москвичей.
Конец XVII в. стал расцветом слободы. Это связано с тем, что Немецкая
слобода особенно полюбилась будущему императору Петру I. Кукуй стал для
него маленькой Европой, с которой ему еще предстояло по-настоящему
познакомиться во время Великого посольства. Молодому Петру I нравилась
удобная, не подчинённая нелепым ограничениям жизнь добродушных немцев,
множество диковин-кунстштюков. Царь стал здесь частым гостем. Здесь Петр
позабыл условности, щеголял в «немецких» платьях, танцевал «немецкие»
танцы и устраивал шумные пирушки. В Кукуе Пётр познакомился со
швейцарцем Францем Лефортом и шотландцем Патриком Гордоном. Они имели
огромное влияние на Петра и были его соратниками в проведении
многочисленных реформ.
2. Елоховский собор.
Официальное название - Богоявленский кафедральный собор, но
более известен как Елоховский собор.Елохово — историческое название местности, примыкавшей к Немецкой
слободе, происходит от слова елоха, от есть ольха...
По распространённой версии на месте нынешних улиц Басманных и
Спартаковской в 14 веке рос ольховый лес, а рядом с ним появилась деревня
Елох. Считается, что именно здесь в 1469 году родился знаменитый юродивый
Василий Блаженный, особо почитаемый москвичами. После строительства
Иваном Грозным Покровского собора на Рву мощи Василия Блаженного были
захоронены в нём; с тех пор Покровский собор более известен нам как собор
Василия Блаженного.
В конце XVII века в деревеньке выросла церковь, сначала деревянная, а
позже каменная. По преданию, кирпич на строительство храма пожаловал сам
Пётр I. Со временем церковь стала мала, её разобрали, а на её месте в 1837 году
возвели новую.
Елоховский собор - особый храм. Он не прекращал действовать и при
советской власти, несмотря на то, что в 1935 году Бауманский райсовет
постановил открыть в здании собора кинотеатр, а в 1936 г. здание
предполагалось снести «в связи с реконструкцией Елоховской площади". К
счастью, этого не произошло, и более того, в 30-е годы сюда была перенесена
кафедра митрополита Сергия, ставшего впоследствии патриархом. Во время
войны собор был заминирован, чтобы фашисты не смогли над ним надругаться,
если войдут в Москву. До 1992 г. оставался главным храмом Москвы.
Примечательно то, что конце XVIII в. прихожанами старого храма стала
семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и
был крещён в старом Богоявленском соборе в 1799 г., о чём в метрической
книге храма имеется запись.
Современные исследователи истории старой Москвы (Лебедева Е.)
установили, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице. К
сожалению, дом был снесён, на его месте стоит здание более поздней постройки.
Следующая точка маршрута — легендарная площадь Разгуляй, которой вы
не увидите сейчас на картах, но память о ней живёт в воспоминаниях
современников и в московских легендах.
3. Площадь Разгуляй
Площадь Разгуляй расположена на исторической Покровской дороге
(участке Владимирского тракта). Своё необычное имя площадь получила по
располагавшемуся на ней кабаку «Разгуляй». К сожалению, здание, в котором
кабак располагался, изначально было утрачено: сейчас на его месте находится
здание более поздней постройки.
Графы Мусины-Пушкины - страстные собиратели старинных книг и
археологических древностей. В 1788 году в коллекцию Алексея Ивановича
Мусина-Пушкина попал рукописный список «Слова о полку Игореве», который
он перевел на современный русский язык. Впоследствии А.И. Мусин-Пушкин
планировал передать рукопись на хранение государству, но в 1812 году ему
пришлось спешно покинуть Москву. Уезжая, граф наиболее ценную часть
своего собрания спрятал в потайную кладовую, но пожар 1812 года уничтожил
всю библиотеку графа, включая оригинал рукописи «Слова о полку Игореве».
С этим домом связано множество легенд. В конце XVIII столетия
Василий Валентинович Мусин-Пушкин женился на внучатой племяннице
Якова Виллимовича Брюса Екатерине Яковлевне Брюс. Их потомки стали
называться Мусиными-Пушкиными-Брюсами. И этого было достаточно, чтобы
назвать это здание «домом колдуна Брюса». Яков Брюс - Петровский
сподвижник, прямой потомок рода шотландских королей, естествоиспытатель и
ученый, которого людская молва называла главным московским чародеем,
алхимиком и чернокнижником. Существовала легенда, что в стену второго
этажа по фасаду замуровали гроб с Брюсом, а крышка специально выпирала на
улицу, для устрашения. На фасаде виден этот загадочный белый элемент.
Никаким колдуном, однако, Брюс
не был, а вот физику, математику и фортификацию изучал. Он первым в России
начал регулярные астрономические наблюдения, составил первый в России
календарь предсказаний событий до 1821 года. На Разгуляе граф никогда не жил
(дом построен уже после смерти Брюса), а легенда с крышкой гроба целиком на
совести гимназистов.
А теперь о самой «крышке гроба». На самом деле, специалисты
установили, что это был «вечный календарь». Действовал календарь подобно
солнечным часам: в полдень тень падала на деление, соответствующее
определенному числу того или иного месяца. На полях доски были нанесены астрологические символы и еще какие-то
полустертые знаки. Да и вся доска к этому времени была уже в плохом
состоянии, и изображения почти не различались, что делало их в глазах
москвичей еще более загадочными. Одна из московских легенд гласит, что
перед самой смертью Петра Великого Брюс по его повелению изобрёл эти
волшебные вечные часы - календарь, которые будто бы показывали, когда
начинать войны, сулящие победу и славу, и где искать богатств и сокровищ.
Завёл он их, а ключ выкинул в реку. И шли с тех пор часы, не останавливаясь.
Как бы там ни было, а легенда о спрятанных где-то сокровищах графа не давала
покоя многим москвичам. Приходили такие искатели приключений к этому
дому и долго, словно зачарованные, смотрели на проклятые часы и доску-ребус,
стараясь отгадать эту загадку. Среди учащихся инженерного института и
жителей Разгуляя резко возросло число психических заболеваний и даже
самоубийств, и московские власти приказали знаки сколоть, а саму доску закрасить. На площади есть и современный памятник. В 2015 году был установлен
памятник Седьмой Бауманской дивизии народного ополчения работы Зураба
Константиновича Церетели. Седьмая дивизия принимала участие в обороне
Москвы. Сюда шли люди различных профессий, возрастов и национальностей.
Всего в Бауманскую дивизию вступило 12 тысяч человек; отдельные
подразделения были сформированы из учащихся МВТУ им. Баумана и
Московского института химического машиностроения.
А в этом небольшом деревянном особняке в 1820-х годах жил Василий
Львович Пушкин, известный стихотворец начала XIX века, автор «Опасного
соседа» – поэмы, появление которой в 1811 году стало литературной сенсацией.
Василий Львович является родным дядей великого поэта – Александра
Сергеевича Пушкина, его первым наставником в поэзии. Стены этого дома
хранят память о самом A. С. Пушкине, часто бывавшем в этом доме. Сейчас
здесь находится музей В.Л. Пушкина
А теперь проследуем к следующей точке маршрута — усадьбе
Муравьёвых-Апостолов, усадьбе с непростой судьбой
4. Усадьба Муравьёвых-Апостолов.
14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге
произошло восстание, инициаторами которого стали представители
русского дворянства. Тогда ими была предпринята попытка изменить
существующий государственный строй. Декабристы хотели реформ,
изменений в России к лучшему, введения конституции и отмены
крепостного права, справедливых судов, равенства людей всех сословий
перед законом. Возникновению движения декабристов способствовал
огромный патриотический подъём после войны
1812 года, а также Заграничный поход русской армии 1813–1814
годов, когда множество молодых и горячих людей впервые увидело
вблизи другую жизнь. Им казалось несправедливым, что Россия живет
не так, как Европа, и еще более несправедливым и даже диким - что
солдаты, с которыми они бок о бок выиграли эту войну, сплошь из
крепостных, и помещики обращаются с ними как с вещью.
Справедливым будет сказать, что никакого единого и четкого плана
реформ или революционных изменений у декабристов не было. Они не
смогли осуществить свой замысел, их восстание было подавлено.
Невозможно представить себе, что было бы, если бы восстание
декабристов увенчалось успехом потому, что сами они не успели и не
смогли договориться о том, что и как делать дальше.
Муравьёвы -Апостолы - это та самая фамилия, ставшая одним из символов
движения декабристов. Владельцем усадьбы был Иван Матвеевич Муравьёв-
Апостол, представитель старинного дворянского рода, дипломат, писатель,
тайный советник и отец трёх сыновей-декабристов: Сергея, Матвея и Ипполита
Муравьёвых-Апостолов. Правда, судьба семье была уготована более чем
трагичная. В освободительное движение были вовлечены все трое сыновей, и
все были сурово наказаны. Один из них был повешен, второй застрелился, а
третий отравился искупать вину перед государством на изнурительных
каторжных работах. После этого звуки музыки и балов в доме стихли, а саму
усадьбу Муравьевых-Апостолов продали. Позже здесь обустроили сиротский
приют, а в советское время всевозможные собесы, коммуналки.
В прежний вид усадьба начала XIX в. пришла всего несколько лет назад
силами потомков Муравьевых-Апостолов, вернувшихся из эмиграции. Главная
роль принадлежит Кристоферу Муравьеву-Апостолу, который не только сумел
досконально отреставрировать дом, но и обосновать здесь музей. Силами
потомков в дом вернулись семейные реликвии, предметы обихода. Отдельные
предметы Кристофер заботливо собирал по всему миру и покупал на
антикварных аукционах. Что удивительно: имея деревянный каркас, здание
умудрилось сохраниться в первозданном виде, несмотря на многочисленные
пожары и разрушения.
Семья Муравьевых-Апостолов принадлежала к кругу людей, составлявших
художественную и интеллектуальную элиту России первой половины XIX века.
Литература, живопись, музыка – все являлось предметом интереса, обсуждений,
споров. Продолжая эти традиции, Музей-Усадьба начала организовывать
выставки сразу после окончания основных работ по восстановлению структуры
дома.
Теперь предлагаю ознакомится с ещё одной интересной усадьбой -
усадьбой Демидовых-Куракиных.
5. Усадьба Демидовых-Куракиных.
Здание в данный момент находится на реставрации.
В XVIII в. эта усадьба принадлежала Прокопию Акинфиевичу Демидову,
затем в 1798 г. её выкупил князь Александр Борисович Куракин, на её месте
архитектор Родион Родионович Казаков возводит дворец в классическом стиле.
Владельцев усадьбы П.И. Демидова и А.Б. Куракина объединяют не только
баснословные богатства, но и эксцентричное поведение. Любивший появляться
на балах в костюмах, расшитых золотом и осыпанных бриллиантами, Куракин
получил прозвище «бриллиантовый князь». Эта страсть к драгоценной мишуре
впоследствии сыграла с ним очень злую шутку. Во время одного из балов
вспыхнул пожар, и раскалившейся золотой отделкой камзола князь был сильно
обожжён, что и повлекло его скорую кончину.
Прокопий Демидов — потомок богатейшей промышленной династии,
владельцев горнодобывающих, металлургических предприятий Европы и
России, меценатов. О чудачествах Демидова ходили легенды, и ему это
нравилось. Ездил он по улицам в оранжевой карете, запряжённой шестью
лошадьми. В первой последней паре лошади были маленькие, а в средней —
огромные. На маленьких лошадях сидели здоровенные детины, а в
больших — карлики. Публика ахала и удивлялась. Когда появилась мода на
очки, Демидов надел их на всю прислугу, и даже демидовские лошади и собаки
бегали в очках.Впоследствии здание часто меняет владельцев. В 1836 году, куракинский
дворец приобретает казна и сюда въезжает Константиновский межевой
институт, затем в стенах бывшего куракинского дворца на Старой Басманной
поселился архив Министерства юстиции. Здесь работали историки С. М.
Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров. В 1934 году сюда въехал
Московский институт химического машиностроения. Во время Великой
Отечественной войны в мастерских института изготавливали части для
реактивных миномётов «Катюша». В 1990 году дворец горел. Был
отремонтирован и в 1996 году надстроен ещё одним этажом. Сейчас здание
совместно используется банком и Московским государственным университетом
инженерной экологии.
6. Сад им. Баумана.
А сейчас мы находимся у Южных ворот сада имени Баумана.
История сада началась в конце XVIII века, когда князь Михаил Голицын
подарил Москве часть своей усадьбы, и сад на ее территории был открыт для
свободного посещения. Официальное открытие парка состоялось в 1920 году
под названием «Сад имени 1-го мая», в состав сада вошли сады Голицыных,
Чулковых, Левашовых, Стахеевых, также здание усадьбы Голицыных с
хозяйственными постройками, усадьбу можно видеть слева и справа от Южных
ворот.
В 1922 году сад переименовали в честь революционера
Николая Эрнестовича Баумана.
В саду по сей день работает открытая концертная эстрада. Здесь
выступали Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко и другие звёзды советской
эстрады. В довоенные годы в саду существовала актёрская биржа прямо под
открытым небом. Актёры, желающие подработать в провинциальных театрах,
собирались здесь в надежде получить предложения от приезжих режиссёров.
Сейчас здесь проходят лучшие московские музыкальные фестивали под
открытым небом, джазовые четверги и многое другое. Сейчас мы пересечём сад
и выйдем на улицу Новая Басманная к следующей точке нашего маршрута —
роскошному особняку Стахеева.
7. Особняк Стахеева
В 1890-е годы купец 1-й гильдии, золотопромышленник Николай
Дмитриевич Стахеев приобрёл обширный участок в районе Новой Басманной
улицы. В 1898 году архитектор Михаил Фёдорович Бугровский, ставший
практически личным архитектором Стахеева и построивший для него целый
ряд доходных домов в Москве, на месте снесённых старых построек возводит
настоящий дворец в стиле «неогрек».
Незадолго до Первой
Мировой войны Стахеев уехал во Францию.
Вернулся он в Россию уже после революции в 1918 году с единственной
целью - забрать из тайника своего дома на Басманной серебро и драгоценности.
Клад свой он забрал, но уже на улице был остановлен дружинниками.
Допрашивал его сам Председатель Всероссийской чрезвычайной Комиссии
(ВЧК) Ф.Э. Дзержинский, которому Стахеев предложил сделку: он
рассказывает, где в доме ещё спрятаны ценности, а за это ему разрешают
выехать из страны или назначают определённую пенсию. Предложение его
было принято, и он получал пенсию до конца своей жизни. А на часть его
сокровищ был построен на нынешней Комсомольской площади Дом Культуры
железнодорожников.
Эта история стала известна корреспондентам железнодорожной газеты
«Гудок» Евгению Петровичу Петрову и Илье Арнольдовичу Ильфу. И в
результате Николай Дмитриевич Стахеев стал своеобразным прототипом
Ипполита Матвеевича Воробьянинова из знаменитой книги «Двенадцать
стульев».
Николай Стахеев
Сейчас мы отправимся к конечной точке нашего маршрута —
Лермонтовской площади.
8. Лермонтовская площадь
Мы с вами пришли к конечной точке нашего маршрута — памятнику
Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Имя Михаила Лермонтова у многих
ассоциируется с Кавказом — этот край был большой любовью и вдохновением
поэта, там он провел почти половину жизни. Но и с Москвой он тоже был тесно
связан: в этом городе родился, делал первые творческие шаги, учился в
университете, здесь жила его любимая бабушка Елизавета Алексеевна.
Лермонтов родился 5 октября 1814 года в доме генерала Карла Толя у
Красных ворот в семье помещика Юрия Лермонтова. Здание до наших дней не
сохранилось.
Площадь, на которой он стоял, в 1941-м переименовали в Лермонтовскую. А на месте родного дома поэта в 1951
году построили последнюю из сталинских высоток, вы можете её сейчас видеть.
Высотка на Красных воротах — интересное инженерное сооружение: при
возведении этой высотки советские инженеры впервые использовали технику
заморозки плывунных грунтов (а земля в этих местах непростая – супеси,
суглинки, пески). Как известно, в цокольной части дома расположен один из
входов в метро, и работы по строительству подземки и небоскреба на Красных
Воротах шли одновременно. Метод заморозки применили с целью сделать
максимально широкий котлован для станции подземки. Рабочие вырыли боле
двух сотен скважин глубиной по 27 метров и еще 110 – для строительства
эскалаторного тоннеля. В них поместили трубы, в которых компрессоры
гоняли охлажденный раствор хлористого кальция. А чтобы здание не просело
после того, как строительство завершится и грунт оттает и просядет, высотку
начали возводить с небольшим (16 см), но заметным уклоном. Идея казалась
рискованной, однако расчёты инженеров Якова Дормана и Виктора Абрамова
оказались верны: как только грунт оттаял, здание встало в вертикальное
положение. Причем, окончательно выпрямился дом только в начале 1960-х.
Сейчас это жилое здание.
На этом наша экскурсия подошла к концу. Сегодня мы с вами узнали, как
Басманный район связан с величайшими поэтами. Мы увидели, что район, к
частью, во многом сохранил уникальный исторический облик. Мы прошли
лишь по четырём историческим улицам Басманного, а здесь их несколько
десятков, и каждая из них таит в себе множество интересных фактов, и о
каждой есть что рассказать в следующих экскурсиях.
Спасибо за внимание и до новых встреч!