Недавно знакомая поделилась со мной, что очень разочарована одним обучающим курсом. А я знаю ведущего, была на его бесплатном марафоне, поняла, что пользы от платного продукта не будет, поэтому не пошла дальше. Я даже не знала, что моя знакомая собиралась купить платную программу, узнала об этом, когда курс уже был закончен.
Все дело в том, что она стала жертвой так называемого эффекта доктора Фокса, попав под обаяние, умение убеждать, харизму ведущего, утратив при этом способность критически оценивать информацию.
Ведущий, правда, был хорош собой, отлично владел техниками ораторского мастерства, прекрасно умел работать с аудиторией, много шутил, развернуто отвечал на вопросы, метко подмечал интересные детали. Но его контент — это вода водой, ничего нового, банальные истины, известные каждому.
К сожалению, сейчас многие не очень добросовестные специалисты вовсю пользуются этим эффектом, чтобы запудрить мозги людям и заработать на этом.
Так в чем же заключается эффект доктора Фокса и почему нам надо знать о нем?
В 1970 году в одном из университетов США был проведен эксперимент. Студентам читал лекцию преподаватель, которого представили как специалиста в своей области, очень именитого профессора — доктора Фокса.
На самом деле, доктор Фокс был профессиональным актером, который узнал о теме своей лекции из одной статьи, на чтение которой он потратил двадцать минут. В ходе лекции доктор Фокс использовал много научных терминов, умных слов, он много жестикулировал, говорил уверенно и много, хотя содержание его речи было бессмысленным.
Плюс ко всему доктор Фокс был одет соответствующе: на нем были очки, деловой костюм, папка с бумагами. Именно так обычно выглядят преподаватели.
Во время проведения эксперимента в другой аудитории параллельно лекцию читал настоящий профессор, очень компетентный в своей сфере, но делал он это в своей обычной манере, без лишней экспрессии.
После лекций студентов попросили оценить преподавателей. Удивительно, но студенты выше оценили лже-профессора, который был совсем не специалистом.
Исследователи пришли к выводу, что аудиторию довольно легко обмануть. Не важно, каков уровень профессионализма, каким опытом обладает лектор, главное, уметь красиво говорить, грамотно работать с аудиторией и тогда можно продавать людям снег зимой.
Чем ярче, харизматичнее, красноречивее спикер, тем больше доверия вызывает он сам и его контент.
Можно говорить важные и правильные вещи, но если говорить о них скучным, тусклым голосом, не поднимая глаз на аудиторию, то она этого просто не заметит и не оценит.
Зачем нам про это знать?
Во-первых, кто предупрежден, тот вооружен. Зная про этот эффект, можно проверять себя: а действительно ли этот человек говорит что-то важное и полезное или я просто попал под влияние его харизмы?
Во-вторых, если вы сами работаете преподавателем или выступаете на публике, то помните, что важно, не только ЧТО вы говорите, но и КАК. Дети часто ассоциируют предмет с личностью учителя, поэтому если есть проблемы с учителем, они не учат предмет, не делают домашку, начинают скатываться по успеваемости.
И здесь может помочь эффект доктора Фокса, иногда достаточно просто изменить манеру преподавания, манеру своего общения и дети начинают воспринимать предмет иначе.
В-третьих, знание этого эффекта — это противоядие от инфоцыган, которые готовы продавать все, что плохо лежит, под упаковкой супер эксклюзивного товара.
А вы замечали на себе действие эффекта доктора Фокса?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пишу для тех, кто воспитывает детей и интересуется жизнью👨🏫