Найти тему
Art’s Context

Коллаборация Schiaparelli и Сальвадора Дали

Первой в мире модной коллаборацией принято считать союз Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали. Дизайнер и художник встретились на премьере фильма «Андалузский пес» в 1930-х годах и практически сразу после знакомства начали сотрудничать.

Такое быстрое объединение неудивительно. Дуэт Эльзы и Сальвадора – союз инноваторов: Скиапарелли переосмысляла традиционные представления об одежде, а Дали экспериментировал с формой и материей в картинах.

Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали 1949г.
Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали 1949г.

До знакомства с Сальвадором Скиапарелли уже была настоящей бунтаркой: она очень интересовалась стриптизом, посещала соответствующие заведения и благодаря этому знала несколько художников из круга дадаистов и сюрреалистов. Она общалась с Франсисом Пикабиа, Марселем Дюшаном и Маном Рэем. 

Эльза, как и они, хотела «перевернуть мир с ног на голову», поэтому решила попробовать себя в создании одежды. Вдохновившись Полем Пуаре, освободившим женщин от корсетов, она стала драпировать ткань прямо на теле. 

Дали же до встречи с Эльзой дважды исключали из Академии изобразительных искусств за неподобающее поведение. Художник считал, что у преподавателей нет права оценивать его работы. К тому же он уже располагал собственной успешной выставкой, которую посетил Пабло Пикассо. 

В 1929 году Сальвадор вместе со своим другом Луисом Бунюэлем снял фильм «Андалузский пёс», в котором впервые проявилась его страсть к сюрреализму.

Кадр из фильма «Андалузский пёс» 1929г.
Кадр из фильма «Андалузский пёс» 1929г.

Успешным началом совместного творчества Скиапарелли и Дали стал шёлковый платок с газетным принтом. На создание аксессуара дизайнера вдохновили женщины-рыбаки из Копенгагена, носившие головные уборы из газет, чтобы защититься от солнца. Художник же докрутил задумку Эльзы и предложил, чтобы шёлковый «разворот» содержал статьи с упоминанием Скиапарелли и её бренда. 

Не менее интересна история создания шляпы-туфли. Когда Эльза увидела фото Сальвадора Дали с одной лодочкой на голове, а с другой на плече – её тут же осенило. За основу изделия были взяты реальные туфли обувщика Андре Перуджа, созданные им специально для коллекции Эльзы. Сейчас в музейных собраниях хранятся три экземпляра необычного головного убора: две полностью чёрные шляпы-туфли и одна с красным каблуком.

Шляпа-туфля, созданная совместно с Дали
Шляпа-туфля, созданная совместно с Дали

«Дорогая Эльза, мне очень нравится идея “кости наружу”», – такую записку приложил Сальвадор Дали к эскизу, на котором была изображена женщина в лёгком прозрачном платье с выделяющимися рёбрами, позвонками и бедренными косточками. Этот набросок послужил вдохновением к созданию самой ценной работы творческого союза – платья «Скелет». Оно было воплощено лишь в одном экземпляре. 

Необычное одеяние из чёрного крепового шёлка облегало тело, как вторая кожа. Для такого эффекта дизайнер использовала четыре застёжки-молнии. Имитацию костей Скиапарелли воспроизвела при помощи техники трапунто – когда два слоя ткани сшиваются по намеченному рисунку, а пространство между ними набивают хлопковой ватой.

Платье «Скелет», созданное совместно с Дали
Платье «Скелет», созданное совместно с Дали

Не менее сложным в реализации стал жакет с «выдвижными ящиками», вдохновлённый картиной «Антропоморфный кабинет» Сальвадора Дали. Оживить произведение сюрреалиста удалось благодаря карманам и пуговицам, стилизованным соответственно под ящики и ручки.

Самое известное творение дуэта инноваторов – «платье-лобстер». Оно было создано специально для герцогини Виндзорской Уоллис Симпсон. Сальвадор Дали сам изобразил ракообразное на юбке изделия. В 2017 году модный дом Schiaparelli выпустил современную вариацию этого платья.

Платье с омаром и петрушкой, созданное совместно с Дали
Платье с омаром и петрушкой, созданное совместно с Дали

Продукты коллаборации Эльзы и Сальвадора вошли в историю. Они по-прежнему впечатляют людей зрелищностью и концептуальностью, а бренды-гиганты модной индустрии продолжают цитировать их.