Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Жестокость Бога

  • «У меня есть знакомый атеист. В спорах он всегда ссылается на жестокость Бога, на страдающих безвинных людей. Я понимаю, зачем эти страдания, но объяснить не могу. Подскажите, как можно на это ответить? Особенно когда всё это происходит в присутствии далеких от веры людей, которые после таких высказываний атеистов впадают в сомнения и потом отрекаются от Бога».

Сложно здесь что-то объяснить атеистам, которые с такими аргументами выступают и говорят: «Видите, какой Бог жестокий? Видите, в Ветхом Завете что написано? Сколько крови лилось. Там Бог это повелел сделать, Моисею сказал: ʺБери и вырезай людейʺ. Они пошли и сколько-то тысяч вырезали. Видите, какой жестокий Бог? А вы в него верите». Если они с такими аргументами выступают, то с ними очень сложно спорить, и я объясню почему. На самом-то деле это не аргумент, это просто высокомерие, когда человеку хочется выглядеть значительнее в глазах окружающих. Если он вдруг говорит: «Церковь такая, сякая. Мне до этого дела нет, я выше всего этого. Это вы ― темнота невежественная, ничего не соображаете, а я могу, и мне не страшно, я против Бога и против Церкви выступаю, против идеалов святых». Это просто высокомерие торчит, как иголки, в разные стороны.

Поэтому когда Вы начинаете приводить ему аргументы, то ничего не имеет смысла. Он не ищет ответа на вопрос. Он просто хочет, как та Моська лаять на Слона. Лает, чтобы Вы сказали: «Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона», ― и дела нет этой Моське до того, что она гавкает на Слона. Здесь та же ситуация, один в один. Поэтому что Вы этой Моське объясните? Моська не ищет ответа.

Бывает, конечно, что человек может задать вопрос так: «Я услышал информацию, читал в интернете, что Бог жестокий. Вот цитаты. И действительно я засомневался, смутился: что тут такое?» Такому человеку еще можно что-то ответить. Что обычно я такому человеку говорю: «Ветхий Завет ― это педагог Христов, это детоводитель. Христос со своей проповедью, придя к людям, учил: ударившему тебя в правую щеку подставь другую. «Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5:38). Это должны были услышать люди. А для того, чтобы они это услышали и восприняли, их нужно было подготовить к этому, потому что их нравственный и духовный уровень был низок, и его еще необходимо было подтягивать на высоту. Им в свое время сказали: «Око за око и зуб за зуб». Это тоже было очень высоко тогда.

Нам сейчас кажется, что это жестко. Справедливо, но жестко. А тогда, в те времена, даже этот уровень «око за око и зуб за зуб» казался верхом милосердия, гуманизма. Менталитет был другой: жестокость была в мире. Вы знаете, что в древности человеческая личность как ценность не воспринималась. Личность не стоила ничего, она не имела никакого значения. Человек как личность был нулем, прахом, ничем. Значение имело только общество. Имела значение выживаемость общества. Гибель одного или десяти, или, может быть, миллионов человек, не имела никакого значения. Как в муравейнике или в пчелином рое. Гибель тысяч муравьев не имеет никакого значения. Муравейник восстановится и будет дальше существовать. Древнее человечество жило таким же образом. Христианство принесло людям идею личности, идею того, что каждая личность ценна пред Богом, неповторима, индивидуальна. Ее сейчас усвоили, и она воспринимается нами как норма.

Но в древнем мире было всё иначе, и поэтому людей еще нужно было поднимать до уровня проповеди Христа, чтобы они ее поняли. Я привожу пример: когда Христос сидел и рисовал что-то на песке, к нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии. И толпа приходит с камнями: «Мы схватили ее в прелюбодеянии, Моисей повелел таких камнями побивать. И что ты скажешь?» Этот вопрос был с подвохом, потому что Христос ― друг мытарям, грешникам и блудницам ― с ними водил дружбу. Что Он скажет в этой ситуации? Если скажет: побивайте, тогда можно всем сказать, что Он с вами ест и пьет, а потом велит вас побивать камнями. А если скажет: «Нет, нужно проявить милосердие», ― то мы сейчас Его самого закидаем, так как он против Моисея пошел. А Христос сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7). Такой ответ заставил заглянуть каждого из них в себя. И толпа стала расходиться: сначала постарше стали уходить, потом помоложе.

Я думаю, что если бы то же самое произошло во времена царя Давида, то побили бы, закидали бы камнями и никто бы не усомнился. Нужно было народ подготовить, чтобы они способны были это воспринять. Евангельская проповедь прозвучала, люди услышали и восприняли. И еще столетие за столетием карабкалось человечество вверх. От рабства отказались, когда стали возникать гуманистические идеи: свобода, личность, равенство мужчин и женщин. Это всё с христианства пришло. И выкарабкались до современного уровня, а теперь мы сверху глядим, судим: «Что там творилось в истории, посмотрите, какой Боженька злой был, как это неправильно. Плохой был Бог, такого Бога нам не надо». Да вы неблагодарные! Вас Господь за уши подтянул!

Раз я про Слона и Моську привел басню, басней и закончу. У Крылова есть хорошая басня «Свинья под дубом»:

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит», ―
Ей с Дуба Ворон говорит. ―
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет», ― говорит Свинья, ―
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди, ведь я от них жирею».

И Дуб ей говорит:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».

И дальше вывод:

«Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

Это то же самое, только не про науку, а про религию. Можно теперь говорить с высоты своего развитого ума или тех идей, которые усвоены человечеством, можно ругать Ветхий Завет и говорить, что жестоко всё было, и Библия такая-сякая, не ведая и не чувствуя, что ты вкушаешь плоды того, что хаешь. И можно также сказать: «Так это дереву вредит. Когда ты вверх поднял бы рыло, тебе бы видно было...», ― но проблема в том, что мало людей, которые могут поднять рыло и оценить, понять.

Вы спросите: «А страдания безвинных людей?» Они страдают, да. Ну и что? Бог здесь при чем? Бог не заставляет их страдать. Дети от нас рождаются, мы сами им причиняем страдания. Войну начали ― страдают дети, женщины, старики, у людей жизни калечатся, семьи разрушаются. Это Боженька начал? Чего хотите, господа атеисты? Вы хотите после того, как сами люди наворотили дел, сказать: «Куда Боженька смотрит? Пусть придет и порядок наведет». Такого никогда не будет, сами кашу заварили, вам и расхлёбывать.

А безвинные люди страдают в том числе по своим грехам. Недопустимо обвинять Бога в своих грехах: мы наделали дел, а за нас кто-то должен исправлять. Куда смотрит Боженька? Смотрит, как мы себя поведем в этой ситуации.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.